МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 123
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 2
индивидуальные консультации 1
контроль 18
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 50 50 50 50
Практические 52 54 52 54
Сам. работа 2 18 2 18
Консультации 1 1 1 1
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 123 141 123 141

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Трушова Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение основного вида деятельности по квалификации специалиста среднего звена бухгалтер:
- Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения;
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета;
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-учет труда и его оплаты;
-учет удержаний из заработной платы работников;
-учет финансовых результатов и использования прибыли;
-учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
-учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
-учет нераспределенной прибыли;
-учет собственного капитала:
-учет уставного капитала;
-учет резервного капитала и целевого финансирования;
-учет кредитов и займов.
3.2.Уметь:
3.2.1.-рассчитывать заработную плату сотрудников;
-определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
-определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
-определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
-проводить учет нераспределенной прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет уставного капитала;
-проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
-проводить учет кредитов и займов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации.
1.1. Тема 1.1. Классификация источников формирования активов организации Лекции 5 8 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.2. 1. Классификация активов на предприятии. 2. Группировка активов организации по источникам образования. Практические 5 4 ПК 2.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.3. Тема 1.2. Учет труда и заработной платы Лекции 5 14 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.4. 3. Оформление табеля рабочего времени. 4. Начисление отпускных сумм. 5. Начисление пособия по временной нетрудоспособности. 6. Документальное оформление начисления очередного отпуска. 7. Документальное оформление начисления пособия по временной нетрудоспособности. 8. Документальное оформление начисления заработной платы. 9. Учет начисления доплат за сверхурочные, ночные часы и работу в выходные (праздничные) дни. 10. Учет удержаний из заработной платы. 11. Документальное оформление аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда. 12. Документальное оформление синтетического учета расчетов с персоналом по оплате труда. Практические 5 16 ПК 2.1., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.5. Тема 1.3. Учет финансовых результатов Лекции 5 8 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.6. 13. Отражение доходов от реализации в бухгалтерском учете. 14. Отражение расходов, связанных с реализацией в бухгалтерском учете. 15. Отражение операционных и внереализационных доходов и расходов в бухгалтерском учете. 16. Учет валового дохода в торговой организации. 17. Учет конечного финансового результата. 18. Документальное оформление реализованной торговой наценки. 19. Документальное оформление реализованных издержек обращения. 20. Документальное оформление финансового результата от основной и прочей деятельности. 21. Документальное оформление синтетического учета счетов 90,91,99. Практические 5 16 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.7. Тема 1.4. Учет собственного капитала Лекции 5 8 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.8. 22. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению расчетов с учредителями. 23. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению уставного капитала. 24. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению резервного капитала. 25. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению добавочного капитала. 26. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Практические 5 10 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.9. Тема 1.5. Учет кредитов и займов Лекции 5 8 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.10. 27. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов. 28. Документальное оформление займа Практические 5 4 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.11. Тема 1.6. Учет кредиторской задолженности Лекции 5 4 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.12. 29. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 30. Учет хозяйственных операций по формированию и изменению расчетов с поставщиками и подрядчиками. Практические 5 4 ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.13. Выполнение заданий проблемно-поисковой работы: Составление схемы расчетов платежными требованиями и другие задания на выбор (См. Приложение) Сам. работа 5 18 ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8
1.14. Подготовка к экзамену Консультации 5 1 Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   Лист визирования ПМ 01.docx
Приложение 2.   ФОС МДК.02.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. от 18.07.2017 г. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ : Федеральный закон Собрание законодательства РФ.-2011.- № 50.- Ст. 7344., Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru
Л2.2 Дмитриева И.М. - отв. ред. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Алисенов А.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/531171
Л2.4 Глущенко А. В., Солодова С. В. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. Бухгалтерский учет: учебник М.: Дашков и Ко, 2018 biblioclub.ru
Л2.6 Замотаева О.А., Максимова Н.В., Штефан М.А. - под общ. ред. АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.7 Казакова Н.А., Ефремова Е.И. АУДИТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.8 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Издательство "Бухгалтерский учет" www.buhgalt.ru
Э2 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э3 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.org
Э4 Курс в Moodle " Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security
1С: Предприятие 8 (включая 1С: Бухгалтерия). Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы.
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, курсовая работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении курсовой работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических работ и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практической работе, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, нормативная база и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешной подготовки и выполнения курсовой работы – необходимо:
- ознакомиться с темами курсовой работы, предъявляемыми требованиями к содержанию и оформлению в ФОСе по дисциплине «Оценочное средство Курсовая работа», методическими рекомендациями по подготовке курсовой работы (проекта); согласовать с преподавателями выбор темы и содержание работы.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку практических работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, выполнить предлагаемые задания и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическая работа», Оценочное средство «Курсовая работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – междисциплинарному экзамену - обучающимся в ФОСе по представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения предложенных заданий.