МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Сам. работа 2 2 2 2
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
преподаватель, Бочарова С.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.тех.н., доцент Поляков Е.Б.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные категории и понятия философии;
• роль философии в жизни человека и общества
• основы философского учения о бытии;
• сущность процесса познания.
• основы научной, философской и религиозной картин мира;
• об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды;
• о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени
1.1. Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
1.2. Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
1.3. Тема 1.2.Философия Нового и Новейшего времени Лекции 5 4 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
Раздел 2. Раздел 2.Человек-сознание-познание
2.1. Тема 2.1. Человек как главная философская проблема Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
2.2. Тема 2.2.Проблема сознания Лекции 5 4 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
2.3. Тема 2.3.Учение о познании Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
Раздел 3. Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
3.1. Тема 3.1. Философия и научная картина мира Лекции 5 4 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
3.2. Тема 3.2.Философия и религия Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
3.3. Тема 3.3.Философия и искусство Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
Раздел 4. Раздел 4.Социальная жизнь
4.1. Тема 4.1.Философия и история Лекции 5 4 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
4.2. Тема 4.2.Философия и культура Лекции 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
4.3. Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности Лекции 5 4 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5
4.4. Примерные темы сообщения, доклада, реферата с использованием информационных технологий: Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 5 2 ОК 06., ОК 03., ОК 02. Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы философии".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы философии".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы философии".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриев, В. В. Основы философии : : Основы философии : учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иоселиани, А. Д.. Основы философии : учебник и практикум для СПО / А. Д. Иоселиани. — 5-е изд., перераб. и доп М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л2.2 Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Лавриненко, В. Н Основы философии: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2021. urait.ru
Л2.4 Бранская Е.В., Панфилова М.И. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., пер. и доп. : Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/29C8B8C1-5693-4D7A-A356-B25E0225EAEB
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы философии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; стенды; наглядные материалы; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация, деловая, ролевая игра и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий, например, подготовить презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков в ходе оценивания
- подготовки по вопросам и заданиям, приведенным в разделе ФОС «Оценочное средство «Проблемно-поисковая работа по заданным темам и заданиям»;
- тестовым заданиям (тесты): приведены в разделах ФОС «Оценочные средства «Тесты»;
- контрольной работы: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа». Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо: ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения тестовых заданий и их теоретического обоснования.

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы по темам дисциплины;
- практические задания (в форме тестирования).
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов).