МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Родной язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 3
индивидуальные консультации 1
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 10 10 22 22
Практические 0 0 22 22 22 22
Сам. работа 1 1 2 2 3 3
Консультации 0 0 1 1 1 1
Итого 13 13 35 35 48 48

Программу составил(и):
преподаватель, Семенченко И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Родной язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 12.04.2021 г. № 3/21
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцен Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормы русского литературного языка
Различные функциональные стили языка
Особенности языка(лексика, морфология, синтаксис)
Типы и средства связи предложений в тексте
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять тему в предложении
Составлять различные виды планов
Формулировать вопросы по существу проблемы
Составлять реферат
Создавать научные тексты по специальности
Конспектировать текст
Пользоваться библиотекой, системой каталогов
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Раздел 4. Лексикология и фразеология
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография
5.1. Понятие морфемы как значимой части слова.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1
5.2. Анализ значений морфем, сопоставление слов с морфемами-синонимами. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
5.3. Способы словообразования знаменательных частей речи.Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
5.4. Употребление суффиксов и приставок в различных стилях речи.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
5.5. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание сложных слов. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
5.6. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1
5.7. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Морфология и орфография
6.1. Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Основные выразительные средства морфологии.Имя существительное. Род, число, падеж существительных.Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
6.2. Употребление форм имен существительных в речи. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1
6.3. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1
6.4. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1
6.5. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.6. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных ОБА, ОБЕ, ДВОЕ, ТРОЕ и других с существительными разного рода. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
6.7. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий; деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.8. Выполнение тренировочных упражнений Сам. работа 2 1
6.9. Местоимения.Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1
6.10. Слова категории состояния и служебные части речи. Их функции в речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.11. Правописание междометий и звукоподражаний. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и простое предложение. Строение словосочетания. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Односоставные и двусоставные предложения с главным членом подлежащим или сказуемым. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Односложное простое предложение. Предложение с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
7.4. Вводные слова в предложениях. Обращения. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.5. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.6. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение, знаки препинания в нем. Сложноподчиненное предложение, знаки препинания в нем. Знаки препинания в бессоюзном предложении.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
7.7. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.8. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Практические 2 4
7.9. Употребление сложносочиненных предложений в речи.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.10. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.11. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.12. Простое и сложное предложение: анализ разных типов предложений в текстообразовании. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное; с обособленными определениями и обстоятельствами; сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.13. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по сзхемам.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры. Консультации 2 1 Л2.1, Л1.1
7.14. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописанпие О, Ё после шипящих и Ц
Правописание НЕ и НИ
Правописание Н и НН в суффиксах
Спряжение глаголов
Тире между подлежащим и сказуемым
Нормы произношения
Односоставные и двусоставные предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Обособленные приложения
Правописание чередующихся гласных в корнях
Значение словарей в жизни человека
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Бессоюзные сложные предложения
Склонения существительных
Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова
Употребление кратких форм имен прилагательных и причастий
Вводные слова и словосочетания
Нормы согласования сказуемого с подлежащим
Правописание деепричастий
Правописание сложных существительных
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лекант П.А. - под ред. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский язык portal.edu.asu.ru
Э2 Русский язык portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Родной язык" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Mcrosoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
2.Программное обеспечение: Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине «Родной язык» способствуют выполнению практических заданий обучающимися. Необходимы для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного выполнения самостоятельной работы.
Приступая к выполнению практического задания необходимо понимать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для успешного обучения и положительной оценки на экзамене.
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы.
Практические занятия, с проведением опроса по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. При подготовке к практическому занятию следует использовать рекомендованные преподавателем учебники и учебные пособия, для закрепления теоретического материала; подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; обсудить вопросы по теме занятия.
Самостоятельная работа включает в себя подготовку к практическому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы), выполнение творческой работы, работа с первоисточниками, знакомство с дополнительной литературой.
Экзамен по дисциплине «Русский язык» сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий.
В процессе подготовки к практическим занятиям или при самостоятельной работе по дисциплине возникшие вопросы, которые самостоятельно не удается разрешить, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.