МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 111
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 1
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 42 42 47 47 89 89
Практические 10 10 12 12 22 22
Сам. работа 2 2 6 6 8 8
Консультации 0 0 1 1 1 1
Итого 54 54 66 66 120 120

Программу составил(и):
преподаватель, Бочкарева Е.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентифи¬кации в современном мире, гражданской идентичности личности;
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивили¬зации и истории как науки;
• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• достигнуть предметных результатов в умениях:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 1 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества
2.1. Древнейшая стадия истории человечества Лекции 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
2.2. Семинар на тему: 1. Археологические памятники палеолита на территории России. 2. Неолитическая революция на территории современной России. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Тема 2. Цивилизации Древнего мира
3.1. Цивилизации Древнего мира Лекции 1 4 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
3.2. Семинар на тему:1.Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. 2. Великая греческая колонизация и ее последствия. 3. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. 4. Возникновение христианства. 5. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Тема 3. Цивилизация Запада и Востока в Средние века
4.1. Цивилизация Запада и Востока в Средние века Лекции 1 7 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
4.2. Семинар на тему: 1. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. 2. Принятие христианства славянскими народами. 3. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. 4. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. 5. Структура и сословия средневекового общества. 6. Повседневная жизнь горожан в Средние века. 7. Крестовые походы, их последствия. 8. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. 9. Культурное наследие европейского Средневековья. Практические 1 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству
5.1. От Древней Руси к Российскому государству Лекции 1 8 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
5.2. Семинар на тему: 1. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. 2. Крещение Руси: причины, основные события, значение. 3. Владимиро-Суздальское княжество. 4. Деревянное и каменное зодчество. 5. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. 6. Куликовская битва, ее значение. 7. Образование единого Русского государства и его значение. Практические 1 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Тема5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
6.1. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству Лекции 1 4 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
6.2. Семинар на тему: 1. Опричнина, споры о ее смысле. 2. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. 3. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. 4. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. 5. Культура России XVII века. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Тема 6. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках
7.1. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках Лекции 1 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
7.2. Семинар на тему: 1. Зарождение ранних капиталистических отношений. 2. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. 3. Высокое Возрождение в Италии. 4. Крестьянская война в Германии. 5. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. 6. Итоги, характер и значение Английской революции. 7. Сёгунат Токугавы в Японии. 8. Европейские колонизаторы в Индии. 9. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. 10. Идеология Просвещения и значение ее распространения. 11. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. 12. Якобинская диктатура. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Тема 7. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи
8.1. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи Лекции 1 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
8.2. Семинар на тему: 1. Итоги и цена преобразований Петра Великого. 2. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. 3. Присоединение и освоение Крыма и Новороссии. 4. Историческая наука в России в ХУШ веке. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 9. Тема 8. Становление индустриальной цивилизации
9.1. Становление индустриальной цивилизации Лекции 1 4 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
9.2. Семинар на тему:1. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. 2. Крымская (Восточная) война и ее последствия. 3. Гражданская война в США. Практические 1 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
9.3. ЗА 1 СЕМЕСТР (на выбор): 1.1. Подготовка сообщений эссе (темы см. Приложение); 1.2.• Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информационных технологий (темы см. Приложение) Сам. работа 1 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 10. Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
10.1. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Лекции 2 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
10.2. Семинар на тему: 1. Колониальный раздел Азии и Африки. 2. Революция Мэйдзи и ее последствия. Практические 2 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 11. Тема 10. Российская империя в XIX веке
11.1. Российская империя в XIX веке Лекции 2 10 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
11.2. Семинар на тему: 1. Отечественная война 1812 года. 2. Значение движения декабристов. 3. Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия. 4. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятель¬ность. 5. Героическая оборона Севастополя в 1854 —1855 годах и ее герои. 6. Значение отмены крепостного права в России. 7. Народническое движение. 8. Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине XIX века. 9. Русско-турецкая война 1877—1878 годов. 10. Золотой век русской литературы. Практические 2 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 12. Тема 11. От Новой истории к Новейшей
12.1. От Новой истории к Новейшей Лекции 2 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
12.2. Семинар на тему: 1. Синьхайская революция в Китае. 2. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. 3. Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. 4. Русская философия: поиски общественного идеала. 5. Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне. 6. Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны. 7. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. 8. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. 9. Россия в годы Гражданской войны. Практические 2 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 13. Тема 12. Между мировыми войнами
13.1. Между мировыми войнами Лекции 2 8 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
13.2. Семинар на тему: 1. Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов. 2. Гражданская война в Испании. 3. Великая национальная революция 1925 —1927 годов в Китае. 4. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. 5. Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века. 6. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. 7. Советская модель модернизации. 8. Стахановское движение. 9. «Культурная революция»: задачи и направления. Практические 2 1 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 14. Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
14.1. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Лекции 2 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
14.2. 1. Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне. 2. Историческое значение Московской битвы. 3. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны. Практические 2 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 15. Тема 14. Мир во второй половине XX- начале XXI века
15.1. Мир во второй половине XX- начале XXI века Лекции 2 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
15.2. 1. Создание ООН и ее деятельность. 2. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». 3. Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. 4. Основные проблемы освободившихся стран во второй половине ХХ века. 5. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. 6. Кубинская революция. 7. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. 8. Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века. Практические 2 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 16. Тема 15. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов
16.1. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов Лекции 2 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
16.2. 1. Послевоенное советское общество, духовный подъем людей. 2. XX съезд КПСС и его значение. 3. Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. 4. Политика гласности в СССР и ее последствия. 5. Успехи советской космонавтики. Практические 2 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 17. Тема 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков
17.1. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков Лекции 2 4 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.2. 1. Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты. 2. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Практические 2 2 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.3. ЗА 2 СЕМЕСТ (на выбор): 1.1. Подготовка сообщений эссе (темы см. Приложение); 1.2.• Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информационных технологий (темы см. Приложение) Сам. работа 2 6 ОК 06., ОК 02. Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.4. Подготовка к экзамену Консультации 2 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
Приложения
Приложение 1.   ФОС БД.04 История.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов В. В., Бравина М. А. ИСТОРИЯ РОССИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федоров В.А., Федорова Н.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1861-1917 ГГ. (С КАРТАМИ): Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Чуракова Д.О., Саркисяна С.А. ИСТОРИЯ РОССИИ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/435AEE87-F841-4EB7-A799-EDF03EA46F56.
Л2.3 ред. Хейфец В.Л. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1700-1861 ГГ. (С КАРТАМИ) 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Зуев М.Н., Лавренов С.Я. ИСТОРИЯ РОССИИ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России и СССР: онлайн-видео intellect-video.com
Э2 Историк: общественно-политический журнал www.historicus.ru
Э3 История России от князей до Президента www.history.tom.ru
Э4 История государства statehistory.ru
Э5 Курс в Moodle "История" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; наглядные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.

2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, реферат, презентацию) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Исследования по теме»
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»: вопросы и задания, тестовые задания и др.;

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания, в том числе в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, прорешать тесты.