МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Шлыкова Любовь Николаевна

Рецензент(ы):
канд.экон. наук, доцент, Солопова Наталья Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины "Экономика" является изучение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике, исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ограниченность или недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей, альтернативную стоимость выбора
Основные проблемы экономики, права собственности и их значение для хозяйственной деятельности
Выгоды (полезность) и затраты, принципы рационального поведения потребителя, товаропроизводителя
Сравнительное преимущество: разделение труда, специализация, взаимовыгодность добровольного обмена
Спрос и предложение, рыночное равновесие, антимонопольное регулирование как инструмент защиты конкуренции
Формы организации бизнеса в рыночной экономике, затраты фирмы
Налогообложение как основной источник доходов и главные статьи расходов бюджета государства, общественные товары и услуги
Экономический рост, показатели экономического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснить ситуацию выбора
Анализировать и оценить, как различные экономические системы решают основные проблемы экономики
Определить, как свободная рыночная система удовлетворяет запросы потребителя
Раскрыть роль потребителя в экономике
Определить роль государственного и частного секторов в защите интересов потребителя
Осознавать ответственность и требования, предъявляемые к предпринимателю при занятии хозяйственной деятельности
Оценивать различные пути увеличения производительности
Определить или описать концепции конкуренции и структуры рынка
Определить и объяснить функцию правительства в рыночной экономике. Объяснить, почему участие правительства в экономике возрастает с годами
Определять причины, почему необходимо налогообложение
Дать характеристику концепций бартера, денег, стоимости денег, инфляции и дефляции
Рассмотреть влияние инфляции на экономику
Провести анализ ВВП и ВНП на душу населения
Дать определение экономического роста и установить его причины
Раскрыть роль международного сотрудничества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фундаментальные экономические концепции
1.1. Введение. Экономика: наука и хозяйство. Лекция-беседа Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы экономического мышления Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Расчетно - графическое задание: проблема выбора и альтернативная стоимость. Построение и анализ кривой производственных возможностей. Экономическая эффективность Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные экономические проблемы и типы экономических систем Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Ограниченное вмешательство государства. Функции государства в смешенной экономической системе. Ограниченность возможностей рынка и смешнная экономика Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Рыночная экономическая система
2.1. Основы свободного предпринимательства Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные цели рыночной экономической системы: экономический рост, полная занятость, стабильность цен Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Спрос, предложение и рыночные цены
3.1. Построение кривой спроса: закон спрса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.Взаимосвязанные (заменители и дополняющие)товары и услуги Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Решение ситуационных задач на построение кривой предложения Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Равновесие. Эффект изменения спроса и предложения Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Решение ситуационных задач на действие неценовых факторов спроса и предложения, их влияние на равновесную цену и объем. Взаимодействие спроса и предложения во времени. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Потребитель в экономике
4.1. Роль потребителя в экономике Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Защита прав потребителей. Решение ситуационных задач Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Экономика бизнеса
5.1. Производство, производительность и уровень жизни. Конкуренция Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Экономические институты
6.1. Государственный бюджет. Деньги и их покупательная стоимость Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Структура государственного бюджета: характеристика основных статей дохода и расхода Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экономическая стабильность
7.1. Экономический рост и циклические колебания развития экономики.Экономический цикл и его фазы. Типы экономического роста Практические 1 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8482
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания
1. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
1. производства в масштабе всей экономики;
2. численность занятых в отрасли;
3. общий уровень цен в стране;
4. производство сахара и динамика его цены.
2. Экономическая теория:
1. пригодна только для изучения капиталистической системы;
2. пригодна для изучения всех экономических систем;
3. пригодна только для изучения рыночной системы;
4. все предыдущее неверно.
3. Что из перечисленного можно отнести к макроэкономическим проблемам:
1. определение оптимального объема производства на фирме;
2. определение модели поведения конкретного покупателя на рынке;
3. экономическая эффективность;
4. динамика цены на конкретный товар.
4. Что изучает макроэкономика:
1. цены на нефтяном рынке;
2. количество работников на конкретной фирме;
3. уровень инфляции в стране;
4. объем производства продукции на конкретной фирме.
5. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
1. наука о мотивации поведения человека;
2. наука о наиболее общих законах развития экономической системы в условиях ограниченности ресурсов;
3. наука о динамике материальных и духовных потребностей;
4. наука о производстве и критериях распределения производимых благ.
6. Инфляция и безработица в экономической системе изучается в курсе:
1. микроэкономики;
2. макроэкономики;
3. менеджмента;
4. международных финансов.
7. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:
1. эффективное использование ресурсов;
2. неограниченные производственные ресурсы;
3. максимальное удовлетворение потребностей;
4. материальные и духовные потребности.
8. Экономическая модель не является:
1. идеальным типом экономики или политики, который следует воплотить в жизнь;
2. инструментом для экономических прогнозов;
3. объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора;
4. комплексом экономических принципов.
9. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
1. марксизм;
2. меркантилизм;
3. кейнсианство;
4. неолиберализм.
10. Исследование экономики как целостной системы означает:
1. микроэкономический анализ;
2. макроэкономический анализ;
3. позитивный подход;
4. нормативный подход.
11. Если экономические обобщения основаны на повторяющихся фактах, то такой метод является:
1. описательным;
2. гипотетическим;
3. индуктивным;
4. дедуктивным.
12. Видели причины богатства в торговле:
1. меркантилисты;
2. физиократы;
3. монетаристы;
4. институционалисты.
Ответы
1 4
2 2
3 4
4 3
5 2
6 2
7 4
8 1
9 2
10 2
11 1
12 1
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_ЭкономикаИС_2020"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тес»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=344237
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 288 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   ФОС_Экономика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Серегина С.Ф. - под ред. МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Экономика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины "Экономика" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция - визуализация.
При проведениии практических занятий: презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах и группах по 2-4 человека.