МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминология и предупреждение преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
Преподаватель, Евтифеев О.Н.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Криминология и предупреждение преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование необходимых теоретических знаний предупреждения преступлений, умений и навыков профессиональной профилактики преступлений и правонарушений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социальную природу преступности и ее основные характеристики и формы проявления;
особенности лиц, совершивших преступления;
особенности криминальной среды;
механизм индивидуального преступного поведения;
криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений;
основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции;
детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции;
осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в том числе коррупционных.
преступности, выделять приоритетные направления повышения эффективности применения профилактических мер
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Криминология как наука
1.1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. Методология и методика криминологических исследований. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. Методология и методика криминологических исследований. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. Методология и методика криминологических исследований. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные этапы развития криминологии. Современные криминологические теории. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные этапы развития криминологии. Современные криминологические теории. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные этапы развития криминологии. Современные криминологические теории. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Преступность и ее изучение
2.1. Понятие преступности, Основные показатели преступности. Латентная преступность Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие преступности, Основные показатели преступности. Латентная преступность Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.3. Понятие преступности, Основные показатели преступности. Латентная преступность Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.5. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.7. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.8. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.9. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.10. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Виктимологический аспект механизма преступного поведения. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.11. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Виктимологический аспект механизма преступного поведения. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.12. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Виктимологический аспект механизма преступного поведения. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.13. Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие и виды криминологического планирования. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.14. Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие и виды криминологического планирования. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.15. Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие и виды криминологического планирования. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.16. Понятие предупреждения преступности. Предупреждение преступности как функция государственных органов. Ресурсное обеспечение предупреждения преступлений. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.17. Понятие предупреждения преступности. Предупреждение преступности как функция государственных органов. Ресурсное обеспечение предупреждения преступлений. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
2.18. Понятие предупреждения преступности. Предупреждение преступности как функция государственных органов. Ресурсное обеспечение предупреждения преступлений. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 11, ОК 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними
3.1. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.2. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.3. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.4. Криминологическая характеристика преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной), причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.5. Криминологическая характеристика преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной), причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.6. Криминологическая характеристика преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной), причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.7. Криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.8. Криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.9. Криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.10. Криминологическая характеристика должностной и коррупционной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.11. Криминологическая характеристика должностной и коррупционной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.12. Криминологическая характеристика должностной и коррупционной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.13. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.14. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.15. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.16. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.17. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.18. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.19. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1 Л2.1, Л1.1
3.20. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.21. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.22. Криминологическая характеристика организованной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.23. Криминологическая характеристика организованной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.24. Криминологическая характеристика организованной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.25. Криминологическая характеристика неосторожной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.26. Криминологическая характеристика неосторожной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.27. Криминологическая характеристика неосторожной преступности, причины и условия, личность преступника, предупреждение. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 10 Л2.1, Л1.1
3.28. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 5 0 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы.
2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии.
3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний.
4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях.
5. Понятие преступности и ее основные черты.
6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности).
7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления.
8. Латентная преступность и методы ее выявления.
9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2000-2014 гг.
10. Классификация причин и условий преступности.
11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект.
12. Политические отношения и преступность: причинный аспект.
13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект.
14. Условия, способствующие совершению преступлений.
15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности.
16. Понятие личности преступника.
17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника.
18. Классификация и типология преступников.
19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения.
20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения.
21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения.
23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности.
24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним.
25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность.
26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.
28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности.
29. Состояние, структура и динамика женской преступности.
30. Понятие и общая характеристика организованной преступности.
31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности.
32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности.
33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста.
35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.
36. Криминологическая характеристика корыстного преступника.
37. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
38. Причины и условия рецидивной преступности.
39. Причины и условия экономической преступности.
40. Причины и условия насильственной преступности.
41. Причины и условия неосторожной преступности.
42. Причины и условия женской преступности.
43. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
44. Предупреждение рецидивной преступности.
45. Предупреждение организованной преступности.
46. Предупреждение насильственной преступности.
47. Предупреждение неосторожной преступности.
48. Предупреждение преступности экономической направленности.
49. Предупреждение женской преступности.
50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещаются в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетников, А. Ю. Криминология и предупреждение преступлений : учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511771
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клейменов Михаил Петрович Криминология: Учебник Среднее профессиональное образование Юридическое издательство Норма, 2021 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Верховного Суда РФ www.supcoutr.ru vsrf.ru
Э2 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» sudrf.ru
Э3 Информационный ресурс zakon.ru
Э4 Сайт «Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU». elibrary.ru
Э5 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». biblioclub.ru
Э6 Электронный курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2334

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и практических занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения практического занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Практические занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к практическому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на практических занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

Методика проведения зачета.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.