МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоохранительные органы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преподаватель, Евтифеев О.Н.

Рецензент(ы):
Канд.юр.наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Правоохранительная деятельность Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин.
Ознакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов РФ, задачами и целями их деятельности.
Дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях.
Показать важность взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.13 Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
ПК 2.2 Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание различных видов правоохранительной деятельности, включающей: предупреждение преступлений и иных правонарушений;
охранительную деятельность, осуществление правосудия;
расследования преступлений;
оперативно-розыскную деятельность;
исполнение судебных решений;
надзор прокурора;
конституционный контроль;
звенья всей системы правоохранительных органов, и их структуру;
компетенции должностных лиц правоохранительного органа, его звена или структурного подразделения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять сущность и содержание основных понятий и институтов правоохранительной деятельности;
анализировать понятие, виды, цели, задачи и систему правоохранительных органов РФ;
выделять принципы осуществления правосудия и сферы их реализации;
находить, анализировать, толковать правовые нормы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов;
учитывать специфику организационного построения различных правоохранительных органов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы". Правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов в РФ.
1.1. Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, цели и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности. Лекции 6 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Самостоятельное изучение вопросов, касающихся системы и значения курса "Правоохранительные органы". Сам. работа 6 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Судебная система Российской Федерации
2.1. Судебная власть и судебная система. Лекции 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика полномочий судебной власти. Суд как орган судебной власти. Практические 6 2 ПК 2.2, ПК 1.13, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Самостоятельное изучение вопроса "Суд как орган судебной власти." Сам. работа 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Верховный Суд РФ, Конституционный Суд Российской Федерации. Лекции 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Верховный Суд РФ - высший судебный орган, его состав и структура, судебные и организационные полномочия. Кон­ституционный Суд РФ - статус, компетенция, место в государственно-правовом механизме. Практические 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Самостоятельное изучение вопросов: Особенности конституционного судопроизводства в Российской Федерации, изучение официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Сам. работа 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Суды общей юрисдикции. Военные суды. Лекции 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Общая характеристика и признаки судов общей юрисдикции. Военные суды в судебной системе Российской Федерации. Практические 6 4 ПК 1.4, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Самостоятельное изучение вопросов: Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок их назначения.. Сам. работа 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Арбитражные суды Лекции 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Система арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ. Практические 6 2 ПК 1.13, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Самостоятельное изучение вопросов: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Сам. работа 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Статус судей, присяжных заседателей. Лекции 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Судейский корпус: понятие и состав. Единство статуса судей, тре­бования, предъявляемые к ним. Практические 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Самостоятельное изучение вопроса "Судейское сообщество как организаци­онная форма обеспечения независимости судей. " Сам. работа 6 2 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Прокуратура Российской Федерации.
3.1. Принципы организации прокуратуры в Российской Федерации. Система органов прокуратуры. Лекции 6 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Место прокуратуры в системе органов государственной власти. Специализированные прокуратуры. Практические 6 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Самостоятельное изучение вопросов о целях и направлениях прокурорской деятельности. Сам. работа 6 2 ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Адвокатура. Нотариат.
4.1. Адвокатура, Нотариат: понятие, принципы организации, виды осуществлемой юридической деятельности. Лекции 6 2 ПК 1.3, ОК 7, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Федеральная палата адвокатов РФ. Нотариальная палата РФ. Практические 6 2 ОК 11, ОК 6, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Самостоятельное изучение вопросов: Бесплатная юридическая помощь, оказываемая адвокатами, нотариальные округа. Сам. работа 6 2 ОК 7, ОК 6, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Органы предварительного следствия в России. Органы осуществляющие ОРД
5.1. Система органов предварительного следствия. Органы, осуществляющие ОРД Лекции 6 4 ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Органы, осуществляющие следствие, дознание, ОРД. Полномочия Практические 6 2 ПК 2.2, ОК 12, ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Изучение сайта Следственного коммитета РФ.Непроцессуальные полномочия должностных лиц органов дознания Сам. работа 6 4 ОК 12, ОК 11, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Органы внутренних дел Российской Федерации. Росгвардия.
6.1. Органы внутренних дел, их задачи и структура. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел. Лекции 6 4 ПК 1.2, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Правовая основа деятельности Министерства внутренних дел. Принципы деятельности органов внутренних дел. Практические 6 2 ПК 1.3, ОК 7, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Росгварлия: правовые основы организации и деятельности, задачи, структура и полномочия. Лекции 6 2 ОК 7, ОК 6, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Изучение вопросов по теме: система Минестверства МВД РФ. Создание Национальной гвардии. Сам. работа 6 4 ОК 12, ОК 11, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.5. Зачет Практические 6 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриненко А.В. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ: Учебник для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469469
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков М.П. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.: Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450895
Л2.2 Вилкова Т.Ю., Насонов С.А. СУДОУСТРОЙСТВО И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС: «Консультант Плюс», «Гарант». www.consultant.ru
Э2 - сайты Президента РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Судебного департамента, Правительства РФ, Алтайского краевого суда; www.genprok.gov.ru.
Э3 Единый образовательный портал (Курс Правоохранительные органы) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правоохранительные органы» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При реализации учебной дисциплины «Правоохранительные органы» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устные и письменные опросы, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в изучении дополнительной литературы и подготовке к практическим занятиям.
Одной из организационных активных форм взаимодействия,является «круглый стол», он предоставляет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов, обмена опытом и творческих инициатив. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и сообщение на семинаре, а также опрос по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах практических занятий.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задаче вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…»). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой промежуточной аттестации является экзамен.