Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_11кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 |
1.1. | – овладение знаниями, умениями принятия управленческих решений для успешной работы в условиях рыночной экономики; – формирование навыков использования приемов делового и управленческого решения в профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОПЦ |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ПК 4.5 | Принимать участие в составлении бизнес-плана |
ПК 4.7 | Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление: • о характерных чертах современного менеджмента В результате освоения дисциплины студент должен знать: • цикл менеджмента; • процесс принятия и реализации управленческих решений; • формы делового и управленческого общения в коллективе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | В результате освоения дисциплины студент должен уметь: • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого решения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Введение. Сущность и характерные черты современного менеджера | ||||||
1.1. | 1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 2. Тема 2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации. | ||||||
2.1. | 1. Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организацион¬ных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, ли¬нейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Внутренняя среда ор¬ганизации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государст¬венные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздей¬ствия: состояние экономики, политические и социально-культурные фак¬торы, международные события, научно-технический прогресс. | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
2.2. | 1. Упражнения по составлению заданной структуры управления. Уровни взаимодействия в организации и определение различных подходов к ее проектированию, ознакомление с функциями управления. Анализ структуры управления на конкретном предприятии. | Практические | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 3. Тема 3. Цикл менеджмента | ||||||
3.1. | 1. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и кон¬троль) - основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаи-мообусловленность функций управленческого цикла. | Практические | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 4. Тема 4. Планирование в системе менеджмента | ||||||
4.1. | 1. Составление миссии организации Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. 2. Бизнес-план фирмы. Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. | Практические | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 5. Тема 5. Мотивация и потребности | ||||||
5.1. | 1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и группо¬вая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первич¬ные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 6. Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент. | ||||||
6.1. | 1. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы. Анализ участия коллектива в управлении. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, ка¬тарсис. | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 7. Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение | ||||||
7.1. | 1. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы тран¬сакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуника¬ция. Функции и назначение управленческого общения. Два закона управленческого общения. | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 8. Тема 8. Деловое общение | ||||||
8.1. | 1. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фа¬зы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументи¬рование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
8.2. | 1. Факторы, определяющие взаимодействие человека и организации. Факторы повышения эффективности делового общения. 2. Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. | Практические | 1 | 1 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
8.3. | 1. Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 9. Тема 9. Процесс принятия решений | ||||||
9.1. | 1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы приня¬тия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: ру¬тинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разра¬ботка решений, оценка и принятие решения. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
9.2. | 1. Технология принятия решения. Важность и сложность процесса принятия решения на индивидуальном и организационном уровнях в управленческой деятельности. Использование количественных и качественных методов принятия решений. 2. Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 10. Тема 10. Контроль и его виды | ||||||
10.1. | 1. Составление плана-схемы проведения контроля. Контроль: выработка стандар¬тов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Итоговая документация по контролю. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 11. Тема 11. Управление конфликтами и стрессами | ||||||
11.1. | 1. Конфликт как органическая составляющая жизни общества и органи¬зации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. По¬зитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
11.2. | 1. Решение заданной конфликтной ситуации. Понятие конфликта. Типы конфликтов: конфликт целей, конфликт познания, конфликт эмоций. Уровни конфликта: внутриличностный, групповые конфликты, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организаций. Управление конфликтами, психология менеджмента, корпоративная культура и организационное поведение Стили разделения конфликтов. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
Раздел 12. Тема 12. Руководство: власть и партнерство | ||||||
12.1. | 1. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
12.2. | 1. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 | |
12.3. | Подготовка сообщения (доклада, презентации)"Критерии принятия решений. Реализация решений. Обратная связь" и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент". |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент". |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ОП.03 Менеджмент.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Михалева Е.П. | МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов Ю.В. - Отв. ред. | МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Сергеев А. М., Иванова И. А. | МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Коротков Э. М. | МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л2.4 | Трофимова Л.А., Трофимов В.В. | МЕНЕДЖМЕНТ. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова | МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" | web.archive.org | ||
Э2 | Курс в Moodle "Менеджмент" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXP Sp3 LibreOffice Microsoft Office 2010 Standard Kaspersky Endpoint Security Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет основ предпринимательской деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры - 15 единиц. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме. Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы по теме семинара и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить проблемно-поисковую работу по теме исследования и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.д.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Проблемно-поисковая работа» - практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание» - тестовым заданиям (тестам) – в Оценочном средстве «Тест». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: - теоретические вопросы; - практическое задание в тестовой форме. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - прорешать тесты. |