МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_11кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель , Кольцова М.В.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– овладение знаниями, умениями принятия управленческих решений для успешной работы в условиях рыночной экономики;
– формирование навыков использования приемов делового и управленческого решения в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана
ПК 4.7 Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление:
• о характерных чертах современного менеджмента

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• цикл менеджмента;
• процесс принятия и реализации управленческих решений;
• формы делового и управленческого общения в коллективе;
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Введение. Сущность и характерные черты современного менеджера
1.1. 1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
2.1. 1. Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организацион¬ных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, ли¬нейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Внутренняя среда ор¬ганизации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государст¬венные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздей¬ствия: состояние экономики, политические и социально-культурные фак¬торы, международные события, научно-технический прогресс. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
2.2. 1. Упражнения по составлению заданной структуры управления. Уровни взаимодействия в организации и определение различных подходов к ее проектированию, ознакомление с функциями управления. Анализ структуры управления на конкретном предприятии. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Тема 3. Цикл менеджмента
3.1. 1. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и кон¬троль) - основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаи-мообусловленность функций управленческого цикла. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Тема 4. Планирование в системе менеджмента
4.1. 1. Составление миссии организации Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. 2. Бизнес-план фирмы. Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Мотивация и потребности
5.1. 1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и группо¬вая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первич¬ные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент.
6.1. 1. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы. Анализ участия коллектива в управлении. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, ка¬тарсис. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение
7.1. 1. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы тран¬сакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуника¬ция. Функции и назначение управленческого общения. Два закона управленческого общения. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Тема 8. Деловое общение
8.1. 1. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фа¬зы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументи¬рование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.2. 1. Факторы, определяющие взаимодействие человека и организации. Факторы повышения эффективности делового общения. 2. Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.3. 1. Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 9. Тема 9. Процесс принятия решений
9.1. 1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы приня¬тия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: ру¬тинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разра¬ботка решений, оценка и принятие решения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
9.2. 1. Технология принятия решения. Важность и сложность процесса принятия решения на индивидуальном и организационном уровнях в управленческой деятельности. Использование количественных и качественных методов принятия решений. 2. Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях. Практические 1 4 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 10. Тема 10. Контроль и его виды
10.1. 1. Составление плана-схемы проведения контроля. Контроль: выработка стандар¬тов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Итоговая документация по контролю. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 11. Тема 11. Управление конфликтами и стрессами
11.1. 1. Конфликт как органическая составляющая жизни общества и органи¬зации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. По¬зитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
11.2. 1. Решение заданной конфликтной ситуации. Понятие конфликта. Типы конфликтов: конфликт целей, конфликт познания, конфликт эмоций. Уровни конфликта: внутриличностный, групповые конфликты, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организаций. Управление конфликтами, психология менеджмента, корпоративная культура и организационное поведение Стили разделения конфликтов. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 12. Тема 12. Руководство: власть и партнерство
12.1. 1. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
12.2. 1. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
12.3. Подготовка сообщения (доклада, презентации)"Критерии принятия решений. Реализация решений. Обратная связь" и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОП.03 Менеджмент.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михалева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов Ю.В. - Отв. ред. МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сергеев А. М., Иванова И. А. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коротков Э. М. МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Трофимова Л.А., Трофимов В.В. МЕНЕДЖМЕНТ. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" web.archive.org
Э2 Курс в Moodle "Менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет основ предпринимательской деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры - 15 единиц.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы по теме семинара и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить проблемно-поисковую работу по теме исследования и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.д.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Проблемно-поисковая работа»
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»
- тестовым заданиям (тестам) – в Оценочном средстве «Тест».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практическое задание в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- прорешать тесты.