МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономической теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_11кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 10 10 16 16
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 4 4 4 4 8 8
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 22 22 30 30 52 52

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова М. М.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы экономической теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
-Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
-Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
-Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
-Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
-Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
-Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах формирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики экономических процессов и явлений
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования динамики экономических процессов и явлений


3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- применять экспертные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- выбора методов и моделей прогнозирования динамики экономических процессов и явлений, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза динамики экономических процессов и явлений
- сбора информации для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 1 4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Практические 1 12 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Формализованные методы прогнозирования Лекции 1 6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. МЕтоды прогнозирования динамики Сам. работа 2 0 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Прогнозная экстраполяция Консультации 2 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Корреляционно-регрессионный анализ Сам. работа 2 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 2 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Экспертные методы прогнозирования Лекции 2 10 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 2 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 2 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Экспертные методы прогнозирования Практические 2 12 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Осн. эк. прогнозир.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антохонова И.В. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Светуньков И.С., Светуньков С.Г. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В 2 Т. Т.1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Светуньков И.С., Светуньков С.Г. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В 2 Т. Т.2 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Невская Н.А. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Юрайт» (https://biblio-online.ru)
Электронно-библиотечная система «Лань» (https://e.lanbook.com)
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (http://biblioclub.ru)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)- база данных
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) - база данных
СПС КонсультантПлюс – база данных

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия.
Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.