МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический менеджмент и маркетинговые технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПроектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиАПБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политический менеджмент и маркетинговые технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины выступает ознакомление студентов с технологиями политического маркетинга и формирование навыков их практического применения.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: освоение технологий и методик политического маркетинга, политической коммуникации и мобилизации; формирование навыка применения политических технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен участвовать в организации и проведении политических, избирательных, информационных и маркетинговых кампаний
ПК-2.1 Знает структуру, приемы и методы организации и проведения политических, избирательных, информационных и маркетинговых кампаний, возможные угрозы и проблемы их проведения, методы противодействия им
ПК-2.2 Умеет разрабатывать конкретные предложения по организации и проведению мероприятий общественно-политической и коммерческой направленности в рамках политических, информационных, избирательных и маркетинговых кампаний
ПК-2.3 Способен выполнять различные виды работ в ходе организации и проведении мероприятий общественно-политической и коммерческой направленности в рамках политических, информационных, избирательных и маркетинговых кампаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает структуру, приемы и методы организации и проведения политических, избирательных, информационных и маркетинговых кампаний, возможные угрозы и проблемы их проведения, методы противодействия им
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет разрабатывать конкретные предложения по организации и проведению мероприятий общественно-политической и коммерческой направленности в рамках политических, информационных, избирательных и маркетинговых кампаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2: Умеет разрабатывать конкретные предложения по организации и проведению мероприятий общественно-политической и коммерческой направленности в рамках политических, информационных, избирательных и маркетинговых кампаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политический менеджмент, технологизация политических процессов
1.1. Политический менеджмент как наука и учебная дисциплина Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.5, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.4
1.2. Концептуальные основания политического менеджмента Сам. работа 7 2 ПК-2.1 Л1.5, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.4
1.3. Технологии организации политического процесса Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.5, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 2. Политические реклама и PR
2.1. Технология осуществления политической рекламы Лекции 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.2. Политический консалтинг Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.3. Политический консалтинг Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.4. Технология организации и проведения массовых политических мероприятий Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.5. Формы общения политических акторов со СМИ Сам. работа 7 7 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 3. Технологии проведения избирательных кампаний
3.1. Избирательная кампания как элемент политического процесса Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.2. Подготовительный этап избирательной кампании Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.3. Подготовительный этап избирательной кампании Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.4. Программно-аналитическое обеспечение избирательной кампании Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.5. Стратегическое планирование избирательной кампании Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.6. Стратегическое планирование избирательной кампании Сам. работа 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.7. Агитация и пропаганда в ходе избирательной кампании Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.8. Формирование имиджа кандидата Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.9. Агитационно-пропагандистский этап избирательной кампании Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.10. Заключительный этап избирательной кампании Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.11. Экзамен 7 27 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6254

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
ПК-2: Способен участвовать в организации и проведении политических, избирательных, информационных и маркетинговых кампаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кто сформулировал коммуникативный подход к структуре политической рекламы?
а. Э. Бернейз
б. Г. Лассуэлл
в. А. Ли
г. Д. Дьюи
Ответ: б.

2. Кто сформулировал 7 базовых приемов коммуникации?
а. Э. Бернейз
б. Г. Лассуэлл
в. А. Ли
г. Д. Дьюи
Ответ: в.

3. На политическом плакате использовано изображение известного спортсмена. Какой коммуникативный прием здесь используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

4. Слоганом рекламной кампании политической партии был выбран «За наше счатстливое будущее». Какой коммуникативный прием здесь используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: г.

5. С использованием какого коммуникативного приема связана в политическом PR публикация рейтингов политиков?
а. общего вагона
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

6. За какой период до дня голосования наиболее эффективно начинать избирательную кампанию неизвестного кандидата?
а. не позднее, чем за год
б. за 9 месяцев
в. за 6 месяцев
г. за 3 месяца
Ответ: а.

7. В каком документе представлены сведения об избирательном округе, его населении, влиятельных персонах, текущем состоянии?
а. паспорт округа
б. программа кандидата
в. стратегия избирательной кампании
г. план-график кампании
Ответ: а.

8. Какой вид социологических исследований чаще всего проводится для первоначального стратегического планирования избирательной кампании?
а. анализ социальных сетей
б. массовый опрос избирателей
в. фокус-группа
г. эксперимент
Ответ: б.

9. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно проанонсировать в СМИ какое-либо событие, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: б.

10. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно оперативно дать в СМИ подробную информацию о каком-либо значимом и обсуждаемом решении, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: а.

11. Как распределяется между кандидатами эфирное время и площади в печатных СМИ?
а. по желанию кандидатов
б. на основе жеребьевки
в. на основе аукциона
г. по порядку в бюллетене
Ответ: б.

12. Если в поддержку кандидата выступает какое-то известное лицо, то какой коммуникативный прием используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

13. Верно ли утверждение: «В агитационных материалах кандидата запрещены любые изображения детей»?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

14. Верно ли утверждение: «Кандидат обязательно должен использовать билборды в своей агитационной кампании»?
а. верно
б. неверно
Ответ: б.

15. Верно ли утверждение: «Эффективное тактическое планирование избирательной кампании должно вестись от даты голосования »?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение политической рекламе.
Ответ: технически выполненное средство воздействия на сознание и поведение граждан.

2. Дайте определение политической рекламной кампании
Ответ: комплекс рекламных мероприятий, проводимых рекламодателем или обслуживающим его агентством в одном или нескольких средствах распространения рекламы в течение фиксированного или определенного промежутка времени.

3. На какие типы делится политический консалтинг по статусу консультанта по отношению к клиенту?
Ответ: внутренний и внешний.

4. На какие типы делятся политические консультанты в зависимости от объема и содержания решаемых задач7
Ответ: дженералисты и специалисты.

5. Принцип нарезки избирательных округов, при котором избиратели определенной партии или кандидатов сознательно собираются в 1 округ или, наоборот, разделяются по разным округам называется…
Ответ: электоральная география (джерримендеринг).

6. Чем предвыборная программа кандидата отличается от его предвыборной платформы.
Ответ: Программа кандидата относительно (в зависимости от объема) подробно определяет ключевые проблемы, на решении которых предполагает сосредоточиться кандидат и раскрывает его предложения по решению этих проблем. Платформа – это перечень предложений кандидата в форме тезисов.

7. Какие действия предпринимает штаб кандидата в дни голосования?
Ответ: контролирует и консультирует наблюдателей, проводит exit-poll, разрешает конфликтные ситуации на участках, мониторит явку, мобилизует сторонников.

8. Какая форма работы с избирателями становится все более популярной после пандемии?
Ответ: интернет-коммуникация (интернет-реклама).

9. На каком основании происходит размещение бесплатных материалов кандидатов в СМИ в ходе избирательной кампании?
Ответ: на основании жеребьевки.

10. Эффективно ли размещение на билборде больших текстовых блоков, почему?
Ответ: нет, не эффективно. Билборд относится к визуальным средствам политической рекламы (наглядным формам агитации), его задачи – привлечение внимания и трансляция визуальных образов. Плотный текст на билбордах физически сложно прочитать.

11. Дайте определение понятию «предвыборный штаб кандидата».
Ответ: это организационная единица, создаваемая для проведения избирательной кампании кандидата и основанная на функциональном разделении обязанностей.

12. Назовите основных участников избирательного процесса.
Ответ: кандидат, избирательное объединение, избиратель, избирательные комиссии.

13. Какие анкеты исключаются при расчете прогнозного электорального рейтинга кандидата по результатам массового опроса?
Ответ: анкеты определенно не собирающихся принимать участие в выборах.

14. Какую основную форму агитационных материалов используют штабы кандидатов для трансляции по телеканалам?
Ответ: рекламный ролик.

15. Какой метод социологических исследований используется штабами кандидатов для тестирования агитационных материалов?
Ответ: фокус-группы.

16. Какие формы наглядной агитации обычно используют штабы кандидатов в ходе избирательных кампаний?
Ответ: плакаты, баннеры, билборды.

17. Как называется основной документ избирательной кампании, в котором определяется ее содержательные и структурные элементы?
Ответ: стратегия избирательной кампании.

18. Какие стратегии реализуются в избирательной кампании в зависимости от степени известности кандидата?
Ответ: завоевательная и поддерживающая.

19. Может ли кандидат возглавлять свой избирательный штаб, почему?
Ответ: Нет, не может. Руководитель кампании должен трезво оценивать ситуацию в округе, а кандидат – верить в свою победу. Также у кандидата нет для этого необходимых навыков и его основная задача – общение с избирателями, а не решение организационных вопросов.

20. Какие действия должен предпринять штаб кандидата для проведения избирательной кампании на радио?
Ответ: поучаствовать в жеребьевке, снять и оплатить ролик, оформить договор, предоставить ролик в избирательную комиссию и радиокампанию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Особенности политической рекламы.
2. Психологические приемы осуществления политической рекламы.
3. Структура и средства рекламных кампаний в политике.
4. Политический консалтинг, принципы осуществления.
5. Виды политического консалтинга.
6. Массовые политические мероприятия, их виды, технология организации и проведения.
7. Формы общения со СМИ в публичной политике.
8. Материалы для СМИ в политическом PR
9. Понятие PR, политического PR, их виды.
10. Формы и методы проведения политических PR-кампаний
11. Выборы и избирательные кампании в политическом процессе, их виды.
12. Основные этапы и модели избирательной кампании.
13. Организация работы штаба избирательной кампании.
14. Анализ избирательного округа.
15. Анализ электората, выявление «адресных групп».
16. Условия проведения и ресурсное обеспечение избирательных кампаний.
17. Разработка стратегии избирательной кампании.
18. Тактическое планирование избирательных кампаний.
19. Предвыборная платформа и программа кандидата.
20. Агитационно-пропагандистский этап избирательной кампании, его сущность, стратегии.
21. Приемы и средства ведения агитации в избирательной кампании.
22. Роль СМИ в избирательной кампании.
23. Формирование и актуализация имиджа кандидата.
24. Публичная речь кандидата, ее роль в избирательной кампании.
25. Заключительный этап избирательной кампании.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Кандидат N. баллотируется в Районное собрание депутатов. Какие формы агитации и виды агитационных материалов будут для него наиболее оптимальными.
2. Политическая партия создает в крае региональное отделение и хочет быстро повысить свою узнаваемость в Барнауле. Какие методы и средства политического PR и рекламы будут для нее эффективны?
3. Кандидат N. баллотируется в АКЗС в сельском одномандатном округе. Какие формы агитации и виды агитационных материалов будут для него наиболее оптимальными.
4. Кандидат N. баллотируется в АКЗС по одномандатному округу. Составьте для него типовые макеты возможных имиджевых материалов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Малкин, Е. Сучков Политические технологии: Русская панорама, 2014
Л1.2 Чуев С.В. Политический менеджмент. Коммуникативные технологии: Учебное пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: М.: Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
Л1.4 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 В. Н. Колесников, В. А. Семенов Политический менеджмент: учеб. пособие : для бакалавров СПб. : Питер, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гюзелла Николайшвили Социальная реклама: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.2 Лютый, В. П. Политический менеджмент (политология, прикладные исследования, менеджмент): Москва : Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЦИК РФ www.cikrf.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. ecsocman.hse.ru
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 Российский профессиональный портал о лоббизме и GR lobbying.ru
Э6 Сайт гильдии политконсультантов izbass.ru
Э7 Ресурс Ассоциации политконсультантов РФ politprofi.ru
Э8 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э9 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э10 ЭУМК"Политический менеджмент (ч.2)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическим менеджмент и маркетинговые технологии» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о мобилизационных и избирательных политических технологиях. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по дисциплине ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС ВО по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых в дисциплине проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку выступлений, презентаций, заданий по темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. В глобальной сети имеются сайты международных и национальных ассоциаций политологов и политконсультантов. Они содержат различные статистические, научный и методические материалы по различным аспектам политического менеджмента. Например, порталы сообществ политтехнологов http://izbass.ru/, http://politprofi.ru. Не менее важными являются базы эмпирических данных и результаты современных исследований. Подобные материалы размещают на своих сайтах исследовательские центры. Например, на сайтах Центра политических технологий http://www.politcom.ru/ и Центра политической конъюнктуры России http://www.ancentr.ru/ можно найти аналитические доклады, публикации по текущим событиям политической жизни в России, анализ хода и результатов политических кампаний и пр. Данные по современным российским выборам, наряду с аналитическими материалами, содержит сайт Независимого института выборов http://www.vibori.ru, а также сайт Избирательной комиссии РФ http://www.cikrf.ru/. Также для изучения современного российского политического управления и политической мобилизации важны также сайты информационных агентств и общественно-политических журналов («Эксперт», «Русский репортер», «Коммерсант Власть»), а также порталы органов государственной власти (Минюст России, Государственная Дума РФ) и др.