МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика юриста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.пр., Соколов Александр Сергеевич

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика юриста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 года № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 24.06.2022 протокол № 3.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика» является формирование у студентов целостного представления о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Достижение указанной цели в ходе обучения предполагает последовательное решение следующих основных задач.
Задачи изучения дисциплины «Профессиональная этика»:
- получение знаний об основных теоретических положениях профессиональной этики юриста (понятие, предмет, система курса);
- усвоение основных нравственных принципов профессиональной деятельности юриста;
- выработка правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, и умение применять их на практике;
- формирование основных навыков анализа, оценки и определения собственной осмысленной позиции с точки зрения нравственности ситуаций, возникающих в сфере действия правового регулирования;
- воспитание высоконравственной личности, приверженной общечеловеческим ценностям и следующей им не только в профессиональной деятельности, но и в жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
владеть алгоритмами выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия
1.1. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Лекции 4 2 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Практические 4 6 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Сам. работа 4 16 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста
2.1. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста Практические 4 2 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста Сам. работа 4 16 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности
3.1. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Лекции 4 2 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Практические 4 2 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Сам. работа 4 12 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания
4.1. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Лекции 4 2 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Практические 4 4 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.3. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Сам. работа 4 11 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этика предварительного следствия
5.1. Этика предварительного следствия Лекции 4 1 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Этика предварительного следствия Практические 4 3 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.3. Этика предварительного следствия Сам. работа 4 12 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений
6.1. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Лекции 4 1 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
6.2. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Практические 4 1 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1
6.3. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Сам. работа 4 15 УК-9, ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=455.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. К моральным санкциям относятся:
а) моральное поощрение;
б) моральное одобрение;
в) оба варианта верны;
г) нет верного ответа;
Правильный ответ: в

2. Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области:
а) судебная практика;
б) судебная этика;
в) судебный баланс;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

3. Предпочтение собственных интересов интересам других:
а) добродетель;
б) забота;
в) эгоизм;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

4. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:
а) намерение;
б) последствие поступка;
в) оба варианта верны;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

5. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает:
а) мораль;
б) справедливость;
в) нравы;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

6. Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества:
а) коллективизм;
б) гуманизм;
в) милосердие;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

7. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали:
а) правила этики;
б) законы этики;
в) категории этики;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

8. «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности: они обязаны перед ним только к правдивости!..». Данное высказывание принадлежит:
а) Пороховщикову;
б) Кокореву;
в) Строговичу;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

9. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе:
а) этические нормы;
б) общественные нормы;
в) моральные нормы;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

10. Предмет … - изучение применения норм нравственности не только в уголовном процессе, но и в гражданском процессе, во всех сферах деятельности юристов:
а) юридической психологии;
б) юридической этики;
в) теории государства и права;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

11. Учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться:
а) нравственная этика;
б) общественная этика;
в) социальная этика;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

12. Понятие «юстиция» по латыни означает:
а) честь;
б) справедливость;
в) право;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

13. Деяние не является элементом поступка, так ли это:
а) нет;
б) да;
в) зависит от деяния;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

14. В УПК РФ впервые закреплен принцип:
а) неприкосновенности личности;
б) презумпции невиновности;
в) свободы оценки доказательств;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

15. Одним из элементов морали является:
а) нравственное сознание;
б) социальное сознание;
в) общественное сознание;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку:
Ответ: общее направление деятельности

2. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, - это:
Ответ: совесть

3. Моральные нормы - это:
Ответ: социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе

4. Согласно М.С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, - это:
Ответ: нравственность

5. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться, - это:
Ответ: нравственная этика

6. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, - это:
Ответ: категории этики

7. Согласно А.С. Кобликову ведущей функцией морали считается:
Ответ: регулятивная

8. Моральные принципы охватывают:
Ответ: всех людей

9. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя:
Ответ: моральные нормы

10. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является:
Ответ: человек

11. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственномудолгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, - это:
Ответ: справедливость

12. Нравственная этика - это:
Ответ: учение о том. как должен поступать человек

13. Под гуманизмом понимается:
Ответ: признание человека высшей ценностью

14. Мораль определяется уровнем:
Ответ: общественного и индивидуального сознания

15. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает:
Ответ: нравы

16. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, - это:
Ответ: моральные нормы

17. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, - это:
Ответ: моральные идеалы

18. Категории этики представляют собой:
Ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали

19. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:
Ответ: намерение и последствие поступка

20. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований … независимым и беспристрастным судом.
Ответ: справедливости

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. К моральным санкциям относятся:
а) моральное поощрение;
б) моральное одобрение;
в) оба варианта верны;
г) нет верного ответа;
Правильный ответ: в

2. Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области:
а) судебная практика;
б) судебная этика;
в) судебный баланс;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

3. Предпочтение собственных интересов интересам других:
а) добродетель;
б) забота;
в) эгоизм;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

4. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:
а) намерение;
б) последствие поступка;
в) оба варианта верны;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

5. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает:
а) мораль;
б) справедливость;
в) нравы;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

6. Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества:
а) коллективизм;
б) гуманизм;
в) милосердие;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

7. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали:
а) правила этики;
б) законы этики;
в) категории этики;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

8. «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности: они обязаны перед ним только к правдивости!..». Данное высказывание принадлежит:
а) Пороховщикову;
б) Кокореву;
в) Строговичу;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

9. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе:
а) этические нормы;
б) общественные нормы;
в) моральные нормы;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

10. Предмет … - изучение применения норм нравственности не только в уголовном процессе, но и в гражданском процессе, во всех сферах деятельности юристов:
а) юридической психологии;
б) юридической этики;
в) теории государства и права;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

11. Учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться:
а) нравственная этика;
б) общественная этика;
в) социальная этика;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

12. Понятие «юстиция» по латыни означает:
а) честь;
б) справедливость;
в) право;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

13. Деяние не является элементом поступка, так ли это:
а) нет;
б) да;
в) зависит от деяния;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

14. В УПК РФ впервые закреплен принцип:
а) неприкосновенности личности;
б) презумпции невиновности;
в) свободы оценки доказательств;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

15. Одним из элементов морали является:
а) нравственное сознание;
б) социальное сознание;
в) общественное сознание;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку:
Ответ: общее направление деятельности

2. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, - это:
Ответ: совесть

3. Моральные нормы - это:
Ответ: социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе

4. Согласно М.С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, - это:
Ответ: нравственность

5. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться, - это:
Ответ: нравственная этика

6. Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, - это:
Ответ: категории этики

7. Согласно А.С. Кобликову ведущей функцией морали считается:
Ответ: регулятивная

8. Моральные принципы охватывают:
Ответ: всех людей

9. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя:
Ответ: моральные нормы

10. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является:
Ответ: человек

11. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственномудолгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, - это:
Ответ: справедливость

12. Нравственная этика - это:
Ответ: учение о том. как должен поступать человек

13. Под гуманизмом понимается:
Ответ: признание человека высшей ценностью

14. Мораль определяется уровнем:
Ответ: общественного и индивидуального сознания

15. Латинское слово «mores» в переводе на русский язык означает:
Ответ: нравы

16. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, - это:
Ответ: моральные нормы

17. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, - это:
Ответ: моральные идеалы

18. Категории этики представляют собой:
Ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали

19. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:
Ответ: намерение и последствие поступка

20. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований … независимым и беспристрастным судом.
Ответ: справедливости

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие, предмет и система дисциплины «Профессиональная этика» юриста.
2. Понятие морального сознания. Моральные отношения. Мораль и право, их соотношение и взаимодействие, общие черты и отличия.
3. Профессиональная этика юриста: понятие и виды.
4. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Содержание и структура морального выбора.
5. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности.
6. Взаимосвязь дисциплины «Профессиональная этика юриста» с другими науками и учебными дисциплинами.
7. Этика делового общения юриста.
8. Профессиональный долг. Моральная ценность объективного содержания долга. Степень зависимости нравственного поведения от морального сознания.
9. Взаимосвязь права и морали. Общие и отличительные признаки норм морали и права.
10. Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.
11. Особенности делового этикета юриста.
12. Нравственный конфликт. Моральная ответственность. Понятие и виды стресса.
13. Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.
14. Основные этические категории: понятие, содержание.
15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
16. Нравственные качества юриста.
17. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
18. Обеспечение основных прав и свобод личности как главная задача уголовного правосудия.
19. Характеристика профессиональной деятельности юриста.
20. Сущность профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее предупреждения и преодоления.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

Задача № 1. В коллегию адвокатов поступила жалоба на адвоката 3. В ходе проверки сведения о том, что он грубо нарушил нормы адвокатской этики и фактически уклонился от выполнения взятых на себя обязательств перед доверителем, хотя оплату за работу получил в полном объеме согласно заключенному договору, подтвердились.
Решением общего собрания коллегии адвокатов 3. был привлечен к ответственности согласно уставу адвокатского образования. Деньги доверителю были возвращены в полном объеме. Однако через некоторое время по новой жалобе доверителя 3. был вызван в квалификационную комиссию для дачи объяснения по существу жалобы.
Вправе ли была квалификационная комиссия вызывать адвоката при указанных выше обстоятельствах? Может ли быть адвокат вновь привлечен к ответственности, теперь уже советом адвокатской палаты, и если да, то к какой именно?

Задача № 2. Гражданка С. обратилась к адвокату с просьбой осуществить защиту ее сына в ходе предварительного следствия по уголовному делу об убийстве, где ее сын подозревался в совершении данного преступления. Однако адвокат отказался от заключения договора с С., сославшись на то, что он является адвокатом-хозяйственником и на делах об убийстве не специализируется.
Правомерен ли отказ адвоката ? Не нарушен ли в данном случае закон, запрещающий адвокату отказываться от принятия на себя защиты? Соблюдены ли положения Кодекса профессиональной этики адвоката?

Задача № 3. Адвокат С., представляя интересы своего доверителя в переговорах с бизнесменом Б. и его адвокатом П., допустил нелестные высказывания в адрес своего коллеги П., назвав подготовленный им документ (возражение на претензию к Б.) «туфта», а самого Б. - «деятель, по которому тюрьма давно плачет».
Дайте оценку действиям С. с точки зрения требований этических норм и адвокатской этики. Как следует вести себя адвокату в конфликтной ситуации с противоположной стороной по делу (спору)?Допустимы ли подобные высказывания адвоката о своих коллегах по адвокатуре и своем процессуальном противнике?

Задача № 4. Адвокат Н. при ознакомлении с материалами уголовного дела в отношении гражданина В., обвиняемого в совершении кражи, установил, что рапорт сотрудника милиции об обнаружении признаков преступления, протокол осмотра места происшествия, а также протокол выемки похищенных обвиняемым вещей составлен с грубыми нарушениями УПК РФ. Обвиняемый свою вину в хищении некоторых вмененных ему в вину вещей отрицал.
Как должен поступить адвокат? Чем он должен руководствоваться: законом или нормами адвокатской этики? Какой документ должен составить адвокат по результатам обнаружения им нарушений закона?

Задача № 5. Адвокат Л., руководствуясь подп. 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», опросил с их согласия соседей и знакомых своего доверителя - гражданина Д. и установил, что в момент инкриминируемого Д. следователем и прокурором преступления он находился совершенно в другом месте и данное преступление никак не мог совершить.
Как должен поступить Л., чтобы добытые им сведения стали допустимыми доказательствами по уголовному делу?

Задача № 6. Хватов с женой и 19 - летней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания.
Имеет ли Хватова право отказаться от дачи показаний? Дайте морально-этическую оценку решению Хватовой.

Задача № 7. При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетних детей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления ножа для опознания 11-летнему сыну В.
Когда следователь спросил его, какой был у отца нож и может ли он его опознать, мальчик заплакал, стал говорить, что не хочет, чтобы ему показывали этот нож.
Как поступить следователю в этой ситуации?

Задача № 8. Ваш клиент очень переживает по поводу исхода его дела. В связи с этим он просит Вас пообещать Ему положительный исход по его делу и готов, в связи с этим, увеличить размер Вашего гонорара.
Как Вы поступите? На основе анализа ситуации примите решение. Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?

Задача № 9. Начальник следственного отделения при планировании работы не советовался со следователями, нетерпимо относился к критическим замечаниям в свой адрес при обсуждении работы следственного отделения, высказывал грубые суждения к замечаниям подчиненных.
Какова этическая характеристика такого метода руководства?

Задача № 10. Прокурор района оказался свидетелем автодорожного происшествия. Автобус, в котором следовал прокурор, поворачивал с магистрального шоссе. В это время его пытался обогнать грузовик-самосвал, которым управлял С.А. Гурин. Обгон происходил на повороте. С.А. Гурин хотел выехать на грейдерную дорогу раньше автобуса, но столкнулся с ним. Водитель автобуса П.Р. Цветков скончался на месте, несколько пассажиров получили значительные телесные повреждения. Прокурор задержал С.А. Гурина и вместе с пассажирами автобуса начал его избивать. Прибывшие на место
происшествия сотрудники полиции попытались остановить действия прокурора, однако последний не подчинился требованиям сотрудников полиции и, сославшись на прокурорскую неприкосновенность, продолжил избивать задержанного.
Оцените действия прокурора с нравственно-этической стороны. Совместимы ли в действиях прокурора моральное сознание и моральная практика?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Профессиональная этика юриста» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; наглядные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Профессиональная этика юриста» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.