МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История средних веков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История средних веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение периода истории средних веков в контексте всеобщей истории.
Задачи освоения учебной дисциплины «История средних веков» является формирование у студентов систематических знаний о периоде средних веков в рамках всеобщей истории. К задачам дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода средневековья, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в период средневековья, знать специфики феодальных обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода средних веков;
- знать специфику феодальных обществ средневековья;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития феодальных обществ;
- знать основные государственные образования средневековых обществ и их хронологию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории средних веков;
- видения особенностей исторических процессов периода средних веков, повлиявших на формирование европейской и мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю средних веков
1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Феодализм. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Работа с лекционным материалом по теме - Предмет, значение и периодизация дисциплины: «История средних веков». Феодализм. Распределение письменных работ по курсу. Сам. работа 2 44 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раннее средневековье
2.1. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи. Франкское государство и Византия в IV-XI вв. Западная Европа в конце раннего средневековья Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Выполнение задания по теме Западная Европа в конце раннего средневековья Сам. работа 2 44 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Развитое средневековье
3.1. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия, Франция, Англия, Германия, Италия XI-XV вв. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Развитое средневековье Сам. работа 2 44 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Позднее средневековье
4.1. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Обзор литературы и лекционного материала по разделу - Позднее средневековье. Сам. работа 2 51 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Экзамен 2 13 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4267

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Византийская империя просуществовала в период:
А. 395-1000 гг.
Б. 395-1453 гг.
И. 476-1025 гг.
Г. 500-1000 гг.
Ответ: Б

2. Общие черты в организации управления Юстинианом и Карлом Великим:
А. создали сборники законов
Б. были коронованы папой римским
В. являлись основателями империй в своих государствах
Г. вели долгие завоевательные войны
Ответ: Г

3. Латинская империи была основана крестоносцами на территории:
А. Италии
Б. Палестины
В. Византии
Г. Венеции
Ответ: В

4. Французский король Людовик IX запретил судебные поединки. После этого судебные приговоры должны были выноситься на основе:
А. приказа короля
Б. показаний свидетелей
В. приговора папы римского
Г. решения собрания рыцарей
Ответ: Б

5. Нуждаясь в поддержке подданных в конфликте с папой римским, французский король Филипп IV:
А. созвал Генеральные штаты
Б. роздал свои земли рыцарям
В. ввел новые налоги
Г. объявил войну
Ответ: А

6. «Золотая булла» закрепила за крупными князьями Германии право:
А. брать щитовые деньги
Б. участвовать в парламенте
В. взимать десятину
Г. избирать короля
Ответ: Г

7. К сословию воюющих относились:
А. ремесленники-оружейники
Б. епископы
В. бароны
Г. купцы
Ответ: В

8. Горожане отдавали часть произведенной продукции сеньору, потому что:
А. так требовала церковь
Б. город находился на земле феодала
В. сеньор платил за товар двойную цену
Г. продукция была низкого качества
Ответ: В

9. При каком короле была принята «Великая хартия вольностей»?
А. Генрих Плантагенет
Б. Вильгельм Завоеватель
В. Иоанн Безземельный
Г. Ричард Львиное Сердце
Ответ: В

10. Назовите основную функцию Совета королевства согласно Великой хартии вольностей:
А. выкуп короля из плена
Б. вотирование налогов
В. управление государством
Ответ: Б

11. «Авиньонское пленение пап» связано с борьбой:
А. Филиппа IV Красивого с папством
Б. Филиппа II Августа с папством
В. французской и английской церквей
Г. с еретиками
Ответ: А

12. Ж. Кальвин создал учение:
А. о вечном мире
Б. о предопределении
В. о царстве святых
Г. о Реформации
Ответ: Б

13. Борьба за независимость в Нидерландах проходила в:
А. 1524-1525 гг.
Б. 1566-1609 гг.
В. 1618-1638 гг.
Ответ: Б

14. Оппозицию испанскому правительству во время Нидерландской революции возглавлял:
А. герцог Альба
Б. Вильгельм Оранский
В. дон Луи Рекезенс
Ответ: Б

15. Гугенотами называли:
А. швейцарских наёмников
Б. партию кардинала
В. французских протестантов
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Французский король, при котором возник орган сословного представительства Генеральные штаты. Он стал инициатором судебного процесса над орденом тамплиеров. В период его правления резиденция римского первосвященника была перенесена из Рима в Авиньон. Указать имя и прозвище.
Ответ: Филипп IV Красивый

2. Присяга верности, которую приносил вассал в пользу своего сеньора, называлась:
Ответ: Оммаж

3. Человека, отрицавшего догматы католицизма, называли:
Ответ: Еретик

4. Священный трибунал, занимавшийся поиском и судом еретиков, назывался:
Ответ: Инквизиция

5. Назовите фамилию крупнейшего гугенотского политика, участника Религиозных войн, адмирала Франции:
Ответ: Колиньи

6. В 1608-1609 гг. были созданы военно-политические союзы: Евангельская уния и
Ответ: Католическая лига

7. Орган сословного представительства в Германии назывался:
Ответ: Рейхстаг

8. Что такое Бенефиций
Ответ: Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.

9. Что такое внутренняя колонизация?
Ответ: Земледельческое освоение залежных земель, лесов и болот, заселение окраинных или малолюдных территорий. В Западной Европе XI—XIII веков массовая внутренняя колонизация была следствием роста населения. Её успех стал свидетельством общего роста производительных сил.

10. Что такое цех?
Ответ: Торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

11. Что такое коммунальное движение
Ответ: Движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость в Западной Европе X—XIII вв. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы в целом, а против сеньоров тех или иных городов.

12. Что такое сословно-представительная монархия?
Ответ: Форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII—XIV вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.).

13. Что такое Абсолютизм?
Ответ: Государственный строй в странах Западной Европы, сложившийся к XVII в., характеризующийся концентрацией всей полноты власти в руках монарха, ослаблением органов сословного представительства, построением развитого бюрократического аппарата, созданием регулярной армии. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV. Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». Усиление монархической власти связано с успехами королей в борьбе с феодалами за централизацию власти, с развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).

14. Что такое клюнийская реформа?
Ответ: движение внутри христианской церкви XI века и получило имя по монастырю Клюни, расположенному во Франции. Эта реформа была направлена на укрепление моральной и духовной жизни церкви, на борьбу с симонией (покупка и продажа церковных должностей) и вмешательством светских властей в церковные дела.

15. Наука о средних веках получила название:
Ответ: Медиевистика

16. Индивидуальная семейная собственность на землю у франков называлась
Ответ: Аллод

17. События, проходившие в 1209-1229 гг. на юге Франции, направленные на подавление еретических движений, вошли в историю как:
Ответ: Альбигойские войны

18. Период, когда резиденция римских первосвященников находилась в городе на юге Франции, получил в истории название
Ответ: Авиньонское пленение (вариант – Великое вавилонское пленение пап)

19. Земельные владения, принадлежавшие лично королю, назывались королевский:
Ответ: Домен

20. Личная зависимость крестьян во Франции называлась:
Ответ: Серваж

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к зачету являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение теста. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На зачете требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к экзамену являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение тестов. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Содержание понятия «Средние века»: хронологические и географические рамки, периодизация истории средних веков.
2. Содержание термина «феодализм»; современное состояние теории генезиса феодализма.
3. Основные источники по истории средних веков; классификация источников.
4. Особенности политического и социально-экономического развития Поздней Римской империи.
5. Великое переселение народов и образование «варварских королевств» в Западной Европе.
6. Остготское королевство Теодориха Великого: особенности развития.
7. Становление христианской церкви в эпоху раннего средневековья. Ранние ереси.
8. Внешняя политика императора Юстиниана.
9. Франкское королевство при Меровингах.
10. Франкское общество по «Салической правде».
11. Франкское королевство в конце VII — середине VIII вв. Реформы Карла Мартелла.
12. Процесс феодализации во франкском обществе VII–IX вв. Прекарий и его виды. Иммунитет.
13. Внешняя и внутренняя политика Карла Великого.
14. Распад империи Каролингов и его последствия.
15. Особенности политического и социально-экономического развития Византии в VII–XI вв. Возникновение «фемного» строя.
16. Церковь и государство в ранней Византии. Иконоборческое движение.
17. Образование англо-саксонских королевств. Социально-экономическое развитие Англии в VI—VIII вв.
18. Политическое развитие Англии в IX в. Правление Альфреда Великого.
19. Англия в период господства датчан.
20. Особенности социально-экономического и политического развития Англии в X—XI вв. Нормандское завоевание и его роль.
21. Католическая церковь и папство в VIII—XI вв. Клюнийская реформа.
22. Борьба империи с папством за инвеституру (XI — начало XII в.)
1. Характеристика источников по древним германцам.
2. Хозяйство германцев (земледелие, скотоводство, ремесло, обмен).
3. Политическое устройство у германцев.
4. Собственность у древних германцев.
5. Социальная стратификация у германцев.
6. Виды хозяйственной деятельности у салических франков.
7. Характеристика франкской общины. Социальные отношения.
8. Собственность у салических франков.
9. Органы управления у салических франков.
10. Признаки социальной и политической эволюции в общине салических франков.
11. Характеристика «Земледельческого закона» и историческая обстановка в Византии в VIII–IX вв.
12. Система хозяйствования обстановка в Византии в VIII–IX вв.
13. Формы собственности в Византии в VIII–IX вв..
14. Социальные отношения в Византии в VIII–IX вв..
15. Социально-экономическая эволюция ранневизантийской общины.
16. Органы управления и место ранневизантийской сельской общины в государстве.
17. . Характеристика источников по феодализации у франков.
18. Развитие частной собственности на землю у франков.
19. Пути утраты крестьянами права собственности на землю у франков.
20. Политика государства по отношению к крестьянству в конце VIII — первой половине IX в.
21. Взаимоотношения крупного землевладельца и государства у франков. Иммунитет.
22. Хозяйственная и политическая организация поместья у франков. Классическая вотчина.
Категории зависимого населения у франков.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Крестоносное движение: причины, основные этапы, направления и результаты. Значение крестовых походов.
2. Возникновение средневекового города: основные теории его генезиса. Коммунальное движение.
3. Развитие ремесла и торговли в средневековых городах. Эволюция цеха.
4. Складывание Французского королевства в IX—XII вв.: особенности политического и социально-экономического развития.
5. Политическая эволюция Французского королевства в конце XIII — начале XIV вв.: централизация страны.
6. Столетняя война: причины, основные этапы и результаты. Национально-освободительное движение на заключительном этапе войны.
7. Политическое развитие Англии в XII в. Особенности английского феодализма.
8. Политическая борьба в Англии в первой половине XIII в. Великая хартия вольностей.
9. Политическая борьба в Англии во второй половине XIII в. и возникновение парламента.
10. Германия при Штауфенах (XII — первая половина XIII вв.). Итальянская политика императоров.
11. Особенности политического и социально-экономического развития Англии в XIV в. Восстание Уота Тайлера.
12. Особенности политического и социально-экономического развития Англии в конце XIV — XV вв.
13. Англия при Тюдорах: особенности политического и социально-экономического развития.
14. Столетняя война между Англией и Францией: причины, основные этапы и результаты для обеих сторон.
15. Окончательное объединение Франции во второй половине XV — начале XVI в. Становление абсолютизма.
16. Германская империя в XII—XV вв.: особенности политического и социально-экономического развития. Особенности социально-экономического и политического развития Италии в эпоху развитого средневековья. Восстание Дольчино.
17. Византийская империя в XII—XV вв.: основные этапы политической истории. Особенности социально-экономического развития.
18. Особенности средневековой науки. Возникновение университетов в Европе.
19. Художественная литература средневековья: героический эпос, лирика трубадуров и миннезингеров.
20. Реформация и Крестьянская война в Германии.
1. Причины борьбы городов с сеньорами, ее особенности и результаты.
2. Типы городского самоуправления (на примерах разных городов Европы).
3. Причины образования цехов.
4. Регламентация производства и ее цели.
5. Цех как социальный организм.
6. Цеховая иерархия, положение учеников и подмастерьев.
7. Социальная борьба внутри цеха и ее место в общей истории социальной борьбы в средневековом городе.
8. Причины и предпосылки социального движения в английской деревне в XIV в.
9. Характеристика английского крестьянства в XIII-XIV вв.
10. Восстание 1381 г.
11. Судьбы английской деревни после восстания.
12. Развитие французской деревни в XII – XIV вв.
13. Категории французского крестьянства и их состояние в середине XIV в.
14. Крестьянское восстание в первой половине XIV в.
15. Жакерия (район восстания, причины, цели восставших, их социальный состав, формы восстания, итог).
16. Развитие немецкой деревни в XIII–XV вв.
17. Причины социальной напряженности в Германии в начале XVI в.
18. Крестьянская война в Германии.
19. Социальный состав восставших в Германии в XVI в.
20. Районы восстания и программы восставших в Германии в XVI в.
21. Итоги Крестьянской войны в Германии.
22. Причины огораживаний, их масштабы, формы.
23. Социальные последствия.
24. Социальные конфликты.
25. Восстание 1459 г.
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осиновский И.Н. - отв. ред., Ртищева Г.А. - отв. ред., Симонова Н.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э2 2. Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э3 3. Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 4. Электронный ресурс о монашеских и рыцарских орденах средневековья www.knightly.ru
Э5 5. Ресурс о Византийской империи www.byzantion.ru
Э6 Учебная дисциплина «История средних веков » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью курса истории средних веков является уяснение студентами значения феодального периода в истории Европы, а также места средневековой Западной Европы в истории мировой цивилизации. К наиболее общим задачам курса следует отнести: изучение истории отдельных стран Западной Европы в эпоху средневековья; выявление этапов развития европейских стран в V- первой половине XVII вв. и их особенностей; дефиницию основополагающих понятий и выработку системы понятийного аппарата; выявление общего и различного в развитии отдельных регионов Европы (западного, юго-западного, центрально-европейского, северного и балканского); изучение явлений, характерных для феодального общества и государства Западной Европы; знакомство с современным состоянием источниковой базы медиевистики; ознакомление с ходом и итогами крупных научных дискуссий по средневековой тематике и с историографическим опытом наиболее важных из рассматриваемых проблем; более детальное знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами применительно к изучаемому курсу (средневековые нумизматика, геральдика, археология, историческая география); наконец, изучение культурного развития европейских народов (главным образом, с точки зрения эволюции общественной идеологии).
Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов.
При самостоятельном изучении тем курса целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.