МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика и психология бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В

Рецензент(ы):
кандидат психологичеких наук, доцент, Любимова О.М

Рабочая программа дисциплины
Этика и психология бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам
ОПК-8 Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога.. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога.. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога.. Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.3. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога.. Сам. работа 4 8 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.4. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Применение правовых знаний в практической деятельности психолога
3.1. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Психодиагностика. Психологическая профилактика и просвещение. Практические 4 5 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.3. Основные направления работы психолога в организации. Психологическое консультирование. Сам. работа 4 29 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.4. Основные направления работы психололога в организации. Профилактика и просвещение Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.5. Основные направления работы психололога в организации. Профилактика и просвещение Сам. работа 4 30 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.6. Основные направления работы психололога в организации. Психодиагностика Практические 4 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.7. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 5 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.8. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 5 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 4 30 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.10. Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории Практические 4 5 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.11. Основные направления работы психололога в организации. Групповые формы работы. Практические 4 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.12. Основные направления работы психололога в организации. Групповые формы работы Сам. работа 4 30 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.13. Экзамен 4 27 ОПК-6, ОПК-8, ПК-7 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Просодическими средствами невербального общения выступают:
а) интонация
б) жесты
в) дистанция между общающимися
Ответ: а) интонация

2. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
а) уважительность
б) эгоизм
в) доброжелательность
Ответ: б) эгоизм

3. Манипулятивные технологии делового общения — это такие технологии, в которых присутствуют:
а) психотехнические приемы манипулирования, техники расположения и убеждения по отношению к партнеру — адресату воздействия
б) скрытое психологическое воздействие на делового партнера
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в) оба варианта верны

4. Невербальными средствами общения являются:
а) рукопожатие, походка, взгляд
б) телефон
в) электронная почта
Ответ: а) рукопожатие, походка, взгляд

5. Формула побуждения партнера к принятию решения: «Х определяю я, Y — Вы?», составляет основу приема психологического воздействия:
а) «Здесь и теперь»
б) «Делегирование полномочий»
в) «Право выбора»
Ответ: в) «Право выбора»

6. Мишени манипулятивного воздействия:
а) структурные уровни психики манипулятора
б) локальные психические структуры партнера-адресата, на которые направлено манипулятивное воздействие
в) объекты, включенные в деловую ситуацию
Ответ: б) локальные психические структуры партнера-адресата, на которые направлено манипулятивное воздействие

7. К признакам, которые свидетельствуют о наличии манипуляции в деловом общении, относятся:
а) неконгруэнтность коммуникативных сообщений манипулятора
б) структурная компоновка дискурсов информации, не релевантная их содержательной значимости для решения деловой проблемы
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в) оба варианта верны

8. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: легкомысленность, раздражительность, недостаточно серьезное отношение к обязательствам, характерны для акцентуантов типа:
а) гипертимного
б) лабильного
в) возбудимого
Ответ: а) гипертимного

9. Избираемые схемы интеллектуальной оценки, эмоционального реагирования и практических действий в конфликтной ситуации называются:
а) конфликтогенностью
б) образом конфликта
в) стратегией поведения в конфликте
Ответ: в) стратегией поведения в конфликте

10. Логико-смысловое манипулирование информацией в деловом общении предлагает:
а) сокрытие важных смысловых дискурсов информации
б) утаивание информации
в) дозирование информации
Ответ: б) утаивание информации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием
Ответ: рефлексивным
2. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: крайняя чувствительность, слезливость, способность провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: эмотивного
3. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: дистимического
4. Лицо, действующее в конфликте от своего имени и отстаивающее собственные интересы, относится к числу оппонентов ранга
Ответ: первого
5. В случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее «законсервировать», наиболее успешной является стратегия:
Ответ: приспособления
6. При переработке информации зрачки совершают движения по верхней зоне глаз у:
Ответ: визуалистов
7. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: чрезмерная впечатлительность, подверженность отчаянию и паникерству, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: лабильного
8. Человек, мыслящий ощущениями, считается:
Ответ: кинестетиком
9. Лицо, отстаивающее в конфликте интересы взаимодействующих структур, относится к числу оппонентов ранга
Ответ: третьего
10. Лучше запоминается информация, расположенная в сообщении в:
Ответ: начале

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием:
а) рефлексивным
б) эмотивным
в) эмпатическим
Ответ: а) рефлексивным

2. Из перечисленных пунктов, культуру речевого общения составляют:
а) фонетическая культура
б) грамматическая культура
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в) оба варианта верны

3. Адресат манипуляции в деловом общении:
а) партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие
б) партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие
в) партнер,который использует манипулятивные приемы психологического воздействия
Ответ: а) партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие

4. Самая эффективная позиция в деловом общении, которая способствует постоянному визуальному контакту, свободной жестикуляцией и наблюдением за ней
а) угловая позиция
б) конкурирующе-оборонительная позиция
в) оборонительная позиция
Ответ: а) угловая позиция

5. Проявляющееся в общении ярко выраженное упрямство при отстаивании своих взглядов свойственно для акцентуантов типа:
а) интровертированного
б) демонстративного
в) застревающего
Ответ: а) интровертированного

6. Деловые партнеры с визуальной модальностью мыслят преимущественно:
а) тактильными образами
б) зрительными образами
в) аудиальными образами
Ответ: б) зрительными образами

7. Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру:
а) риторическую
б) грамматическую
в) лексическую
Ответ: в) лексическую

8. Из перечисленных компонентов, в коммуникативную компетентность входи(я)т:
а) уровень владения коммуникативными техниками
б) социальная чувствительность
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: в) оба варианта верны

9. Коммуникативная зона для общения с большими аудиториями — это зона:
а) профессиональная
б) социальная
в) публичная
Ответ: в) публичная

10. К механизмам манипулятивного воздействия относятся:
а) механизмы присоединения и внедрения, которые использует манипулятор
б) психические автоматизмы и комплексы адресата манипуляции
в) потребности, склонности, мотивации адресата манипуляции
Ответ: б) психические автоматизмы и комплексы адресата манипуляции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ошибка восприятия, заключающая в тенденции распространять впечатления от отдельных качеств и поступков человека на оценку всей личности, называется:
Ответ: гало-эффектом
2. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: обидчивость, честолюбие, самонадеянность, непомерные требования к окружающим, мстительность, ревность, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: застревающего
3. Область научного знания, исследующая зависимость психологических параметров процесса общения от его пространственно-временных характеристик, есть:
Ответ: проксемика
4. Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру
Ответ: лексическую
5. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: эгоизм, хвастливость, ложь, отлынивание от работы, необузданность поступков, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: демонстративного
6. Человек, мыслящий преимущественно словами, относится к числу
Ответ: аудиалистов
7. Способность человека отходить от собственной позиции и принимать точку зрения других людей называется:
Ответ: децентрацией
8. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к сплетничанию, свойственны для акцентуантов типа
Ответ: экстравертированного
9. При переработке информации зрачки совершают движения по средней зоне глаз у:
Ответ: аудиалистов
10. Выразительные движения тела называются:
Ответ: пантомимикой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: эгоизм, хвастливость, ложь, отлынивание от работы, необузданность поступков, свойственны для акцентуантов типа:
а) демонстративного
б) гипертимного
в) дистимического
Ответ: а) демонстративного

2. Позиция в деловом общении, которая применяется только для оперативного разговора:
а) угловая позиция
б) конкурирующе-оборонительная позиция
в) оборонительная позиция
Ответ: б) конкурирующе-оборонительная позиция

3. К методам ведения деловых переговоров относят следующие:
а) метод фальсификации, метод возможных допущений, метод интеграции
б) метод обмена мнениями, компромиссный метод, метод идентификации
в) компромиссный метод, метод интеграции, вариационный метод
Ответ: в) компромиссный метод, метод интеграции, вариационный метод

4. К основным манипулятивным техникам психического воздействия в деловом общении относятся техники:
а) убеждения
б) запутывания, «Ложного вовлечения», скрытого принуждения
в) расположения
Ответ: б) запутывания, «Ложного вовлечения», скрытого принуждения

5. Деловое общение принято разделять на две большие разновидности:
а) запланированное и незапланированное
б) непосредственное и опосредованное
в) прямое и косвенное
Ответ: в) прямое и косвенное

6. Один из существующих барьеров общения:
а) мировоззренческий барьер
б) психологический барьер
в) соматический барьер
Ответ: б) психологический барьер

7. Когда деловые партнеры во время заседания располагаются друг от друга по диагонали стола с разных сторон, это подчеркивает их:
а) независимость
б) неприязнь друг к другу
в) заинтересованность в предстоящей беседе
Ответ: а) независимость

8. Одной из основ деловой беседы является:
а) использование высоколитературного языка
б) использование профессионализмов и делового жаргона
в) комплиментарное воздействие
Ответ: в) комплиментарное воздействие

9. Доказано, что человек не может сознанием воспринимать смысл предложений, которые состоят более чем из:
а) 13 слов
б) 10 слов
в) 11 слов
Ответ: а) 13 слов

10. Один из психологических приемов перед вступлением в деловой контакт с собеседником:
а) обонятельный контакт
б) зрительный контакт
в) осязательный контакт
Ответ: б) зрительный контакт

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Потирание ладоней друг с другом, их протирание о ткань одежды – это жесты:
Ответ: ожидания;
2. Каким термином называются выразительные движения мимических мышц лица?
Ответ: Мимика
3. Коммуникативная зона, предназначенная для взаимодействия с аудиториями особо крупного масштаба, называется
Ответ: Публичной
4. Отношение между субъектами, которое характеризуется их противоборством и основанное на противоположно направленных мнениях и суждениях
Ответ: конфликт.

5. Соединение пальцев в «пирамиду» и раскачивание на стуле или кресле – это жесты, которые демонстрируют
Ответ: уверенность
6. Когда деловые партнеры во время заседания располагаются друг от друга по диагонали стола с разных сторон, это подчеркивает их:
Ответ: независимость;
7. Психологическим механизмом самосознания выступает:
Ответ: рефлексия;
8. Как называется явление, когда человек дает оценку собственным возможностям, стремлением и обозначает свое место в системе межличностных отношений?
Ответ: самооценка;
9. Интерактивная сторона общения отражает процесс
Ответ: упорядоченной смены коммуникативных ролей
10. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: легкомысленность, раздражительность, недостаточно серьезное отношение к обязательствам, характерны для акцентуантов типа
Ответ: гипертимного

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.









5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов психолога.
2.Сравнительный анализ юридических и этических норм работы психолога.
3.Юридические ограничения в работе психолога-консультанта.
4.Юридические ограничения в работе психолога служебной деятельности.
5. Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога.
6. Этические принципы психолога и их сущность.
7. Этический имидж психолога-практика. Образ психолога.
8. Профессиограмма психолога. Качества личности психолога и их характеристика.
9. Профессионально важные качества личности психолога.
10. Этическая ответственность и обязательства психолога перед клиентом.
11. Принцип конфиденциальности и его основные положения. Правила получения, обработки и хранения психологом конфиденциальной информации.
12. Общие этические принципы психодиагностического обследования. Морально-этические аспекты в работе психодиагноста.
13. Основные принципы работы практического психолога-диагноста.
14. Психодиагностическое обследование как специфическая деятельность психолога.
15. Этические нормы в деятельности психолога.
16. Основные принципы работы психолога-консультанта.
17. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога.
18. Этика взаимоотношений психолога с коллегами и с представителями других профессий.
19. Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога.
20.Условия успешности профессиональной деятельности психолога.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалаврниата Москва: Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.2 Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Собольникова В.В. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Панфилова А..П. Культура речи и деловое общение. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
Л2.2 Коноваленко М.Ю. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Лавриненко В.Н., Чернышова Л.И. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этический кодекс психолога http://рпо.рф/doc/ethics.pdf
Э2 Специфика работы психолога в организации nadpo.ru
Э3 Институт проблем предпринимательства. Психолог в организации: анатомия и технология эффективной работы www.ippnou.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Этика и психология бизнеса» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.