Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.
1.1. | Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии. Задачи курса: 1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии. 2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия. 3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей). 4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы). 5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. 6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии |
ОПК-3 | Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования, - об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения, - об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности, - об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте, - об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования, - о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования, - об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании, - о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии, -об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии, - об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных. - Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. - Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования. - Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов, - формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей), - прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы). - осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте, - математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента, - работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.), - формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования, - навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода. | ||||||
1.1. | Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки | Сам. работа | 6 | 3 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. | ||||||
2.1. | Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. | Сам. работа | 6 | 3 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Консультация | Консультации | 6 | 5 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования. | ||||||
3.1. | Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Консультация | Консультации | 6 | 5 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы. | ||||||
4.1. | Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.6. | Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.7. | Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. | Сам. работа | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.8. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.9. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.10. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.11. | Консультация | Консультации | 6 | 15 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования. | ||||||
5.1. | Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Основные статистические правила реализации дисперсионного анализа как способа обработки однофакторных экспериментальных исследований. Особенности ввода и анализа данных эксперимента в программе SPSS. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.6. | Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.7. | Дисперсионный анализ с повторными измерениями. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.8. | Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.9. | Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. | Сам. работа | 6 | 1 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.10. | Консультация | Консультации | 6 | 15 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Эксперимент в форме продольного (лонгитюдионального) исследования подразумевает: а) изучение одних и тех же испытуемых в течение продолжительного (даже многие годы) времени б) изучение испытуемых с точки зрения различных подходов в науке в) изучение обширного количества испытуемых Ответ – б 2. Конкретные схемы индуктивного вывода разработал: а) Фишер б) Милль в) Кэмпбелл Ответ – б 3. Логическая форма высказывания, обобщающая некоторый эмпирический материал, — это высказывание: а) дедуктивное б) аналогия в) индуктивное Ответ – в 4. Лабораторный эксперимент при его проведении строго ограничен: а) гипотезой, в рамках которой он проводится б) местом и специальными приборами измерения в) количеством испытуемых, участвующих в нем Ответ – б 5. Единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная, называется: а) контрольной б) внешней в) базисной Ответ – в 6. В настоящее время конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру, представляет собой: а) измерение б) рандомизацию в) валидизацию Ответ – а 7. Внешняя валидность — это мера: а) выражения адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории б) соответствия экспериментальной процедуры реальности в) влияния независимой переменной на зависимую переменную по отношению к другим факторам Ответ – б 8. Формирующий эксперимент чаще всего используется в следующих областях психологической науки: а) психофизиология и нейропсихология б) возрастная, педагогическая, детская психология в) дифференциальная психология Ответ – б 9. Диагностика готовности к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, установление сложностей и отклонений в развитии и т.д. являются психодиагностическими задачами, решение которых требует применения тестов: а) памяти б) интеллекта в) личности Ответ – б 10. Междисциплинарные исследования занимаются изучением проблем: а) с точки зрения различных теорий в науке б) на стыке нескольких наук и областей знания в) с точки зрения различных парадигм Ответ – б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Общий термин, используемый для обозначения любой погрешности в составлении выборки или в проведении анализа данных, которая делает невозможным выведение надежного заключения - это …. «статистическая ошибка» Вопрос 2. Разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов – это … «квазиэксперимент» Вопрос 3. Документ, включающий, кроме вопросов содержания исследования, его организационные и финансовые вопросы – это … «исследовательский проект» Вопрос 4. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов – это… «эксперимент» Вопрос 5. Операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент – это «теоретический метод» Вопрос 6.Методы непосредственного или опосредованного сбора данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие - это… «эмпирические методы» Вопрос 7. Эмпирическое исследование, связанное с измерением ряда переменных и направленное на проверку гипотез о взаимосвязи этих переменных – это «корреляционное исследование» Вопрос 8. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний – это … «научное исследование» Вопрос 9. Оценка того, происходит ли событие в результате случайности. Если результат статистически значим, это означает, что его получение вследствие случайных событий или флуктуаций маловероятно – это… «статистическая значимость» Вопрос 10.Система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера – это… «современная методология» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Элементы сформированной выборочной совокупности, подвергающиеся непосредственному исследованию, называются единицами: а) отбора б) анализа в) отсева ответ - б Вопрос 2. Процедура субъективного шкалирования, при которой стимулы предъявляются по одному, а испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы, называется методом: а) парных сравнений б) ранжирования в) абсолютной оценки ответ - в Вопрос 3: Характерной чертой лабораторного эксперимента является: а) наибольшая искусственность экспериментальных условий б) формирующий характер в) наименьшая искусственность экспериментальных условий ответ – а Вопрос 4: Квалификационной работой может быть: а) курсовая работа б) самостоятельная работа в) научная статья ответ – а ответ – а Вопрос 5: Метод изучения психических явлений при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений; целенаправленный, точно учитывающий все условия, четко поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их, это: а). Наблюдение б). Эксперимент в). Беседа г). Тестирование ответ – б Вопрос 6: Выборка, при отборе которой исследуемая совокупность предварительно разделяется на слои в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков, а в дальнейшем из каждого слоя извлекается районированная выборка, называется выборкой: а) систематической б) гнездовой в) стратифицированной ответ: в Вопрос 6: Характерной чертой лабораторного эксперимента является: а) наименьшая искусственность экспериментальных условий б) использование этого вида эксперимента в основном для изучения элементарных психических функций в) формирующий характер ответ – б Вопрос 7: Из перечисленного, в качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать: а) характеристики заданий + б) сложность заданий в) доступность заданий ответ – а Вопрос 8: Целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках это: а). Концептуальная модель психологического исследования. б). Динамическая модель психологического исследования в). Эмпирическая модель психологического исследования г). Процедурная модель психологического исследования ответ – в Вопрос 9: Заданиями на скорость и точность арифметических вычислений тестируется такая интеллектуальная способность, как: а) оперирование с числами б) индуктивное мышление в) словесное понимание ответ – а Вопрос 10: Гипотезы исследования, вскрывающие характер взаимосвязи эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей, принято называть: а) эмпирическими + б) теоретическими в) статистическими ответ – а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Критерий научности эмпирической или иной теории, претендующей на научность. Теория удовлетворяет критерию Поппера в том случае, если существует возможность её экспериментального или иного опровержения – это «фальсифицируемость» 2. Процесс систематизированного объективного сбора эмпирических данных об интеллектуальных функциях, личностных особенностях и поведении человека, достаточный для прогнозирования и принятия решения – это «психологическая оценка» 3. Наблюдение, беседа, эксперимент, изучение продуктов деятельности, тестирование, контент-анализ, сочинение - это «методы изучения личности» 4. Сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные численные данные. В основе методик исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные значения изучаемых показателей – это…. «количественное исследование» 5. Методы социальных наук, ориентированные на исследование индивидов, понимание и объяснение субъективных аспектов их взаимодействия – это… «качественное исследование» 6.В различных сферах деятельности человека может подразумевать: подтверждение того, что заданные требования выполнены, через предоставление объективных свидетельств; оценка соответствия продукта, услуги или системы нормам, требованиям, спецификациям или установленным условиям; «верифицируемость» 7. Фундаментальное понятие экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики. Мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам – это… «валидность психологической оценки» 8. Один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида - устойчивость и внутренняя согласованность – это … «надежность психологической оценки» 9. Комплекс теоретических, методологических и практических процедур, осуществляемых с целью изучения каких-либо объектов, явлений или проявлений психической реальности. Выделяют следующие виды: методическое, обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое (опытное) – это…. «исследование психологическое» 10. Способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных ………... для накопления своих данных. «методов» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Развернутое определение метода «эксперимент в психологии». Раскройте ответ, используя основные категории экспериментального планирования и историю применения этого метода в психологии. Сравните с другими методами научного познания, применяемого в психологии. 2. Обоснуйте необходимость метода эксперимента в психологии, в чем заключается его ценность для изучения психологической реальности. История эксперимента и примеры реальных исследований. Психология эксперимента и экспериментальная психология. 3. Структура научного исследования – подробно опишите данные этапы. Приведите пример. 4. Охарактеризуйте понятия: методология, метод, методика. Типологии научных исследований (по характеру и цели исследования). Эксперимент С. Аша – исследование силы эмоциональных и социальных характеристик: содержание исследования и анализ эксперимента. 5. Научная проблема и идея исследования. Трудности использования эксперимента в психологии. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Эксперимент М. Селигмана – «Выученная беспомощность»: содержание и анализ эксперимента. 6. Операционализация понятий. Эмпирический вопрос: суть, правила формулировки и примеры. Эмпирический индикатор. 7. Принципы исследования. Генеральная совокупность. Способы формирования исследовательских групп, критерии репрезентативности выборки. 8. Переменные в эксперименте. Основные переменные: НП и ЗП – виды, возможные психологические явления. Причинно-следственный характер взаимоотношения ЗП и НП. 9. Поведение как факт экспериментальной психологии (уровни описания поведения, ситуации эксперимента и личности испытуемого). 11. Основные правила предъявления инструкции в психологическом эксперименте. Этика в эксперименте. История эксперимента с точки зрения этических допущений. 12. Общая характеристика эксперимента как фаза исследования (от чего зависит успешность эксперимента, виды эксперимента). Виды однофакторных экспериментальных планов. Одно- и многоуровневые эксперименты. 13. Параметры психологического эксперимента (личность, поведение, ситуация) – возможности экспериментального контроля. Эффекты в эксперименте как факторы личности испытуемого и экспериментатора, вызывающие искажение результатов, методы их контроля. 14. Экспериментальная и контрольная группа (виды групп) – определите их функциональный смысл для эксперимента, приведите примеры, назовите способы создания равноценных групп. Приведите примеры необходимости введения нескольких контрольных групп. 15. Подробное описание этапов исследования: цель, фиксация и осознание проблемы, разработка общей концепции, формулировка и разработка рабочей гипотезы (ее функции). 16. Постулаты научного метода в экспериментальной психологии. Планирование эксперимента. Виды гипотез и примеры формулировок. 17. Математико-статистическая обработка данных эксперимента. Т-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ. 18. Нулевая гипотеза, ошибки первого и второго рода. Альфа- и бета- уровень. От каких факторов зависит вероятность совершения ошибок первого и второго рода? Эксперимент Д.Флиннера, Р. Кернса, Л.Д. Коэн с плачущим ребенком: содержание и анализ эксперимента. 19. Латинский и греко-латинский квадрат. План Соломона для четырех групп: суть, какой эффект контролирует? 20. Этап планирования, организации и проведения эксперимента (общий смысл), интерпретация результатов и выводы. Приведите пример. 21. Определите надежность и валидность экспериментальных данных, назовите и охарактеризуйте типы валидности. Какие осложнители могут угрожать валидности и надежности эксперимента. 22. Эмпирические признаки причинной связи между двумя переменными. Особенности общепсихологического и патопсихологического эксперимента. Экспериментальные исследования в современной социальной психологии – тематика, примеры. 23. Экспериментальные переменные (виды) и способы их контроля – приведите примеры. Виды осложнителей в эксперименте и методы их устранения. 24. Фактор, уровни (значения). Экспериментально условие. Чему равно количество экспериментальных условий в одно- и многофакторном эксперименте? 25. Эксперимент как метод познания. Эксперимент и другие методы исследования (корреляционное исследование, наблюдение) – сравнительный анализ, примеры. 26. Основной эффект и взаимодействие в факторном эксперименте. Графическое представление результатов факторного эксперимента, примеры. 27. Многофакторные экспериментальные планы: виды, примеры, формы записи (цифровая, матричная), виды наглядного представления результатов исследования. 28. Смешанные факторные планы могут включать, а могут не включать позиционное уравнивание, объясните почему? Эксперимент А. Бандуры об агрессивном поведении вследствие наблюдения за агрессивными поступками: содержание и анализ эксперимента. 29. Основные критерии - принципы научного знания. Наука и псевдонаука, наукообразие. Способы познания. 30. Эмпирический вопрос, эмпирический индикатор параметров эксперимента и операционализация понятий. 31. Статистика вывода. Мощность основного эффекта. Расчеты в ANOVA. 32. Типы независимых переменных и способы представления данных. 33. Внутри- и межгрупповая дисперсия, F-отношение, критерий Левина и метод контрастов. 34. Квазиэкспериментальные схемы. Нестинг. 35. Особенности идеального и реального эксперимента. Способы формирования выборки. 36. Одномерный и многомерный дисперсионный анализ. Гипотезы в одно- и многофакторных экспериментах – статистическая проверка. 37. Систематическое и несистематическое смешение. Методы контроля осложнителей, связанных с личностью испытуемого и экспериментатора, а также с процедурой исследования. 38. Валидность, надежность экспериментального исследования и способы их оценивания. Математические допущения и правила дисперсионного анализа. 39. Эффект последовательности, утомления и научения – специфика и методы контроля. Психосемантический эксперимент. Проблема направленности и третьей переменной в исследовании. 40. Побочные и дополнительные переменные – способы идентификации и контроля, связь с ошибками 1 и 2 рода. 41. Непараметрические методы статистического исследования причинно-следственной связи. 42. Формы записи и анализа факторных экспериментальных планов. Примеры гипотез и исследований. 43. Однофакторный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. 44. Мнофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. Расчет и анализ взаимодействия и основных эффектов. 45. Жизненный и экспериментальный реализм. Полевые и лабораторные эксперименты. Фундаментальные и прикладные исследования. 46. Размах независимой переменной: критерии размаха. Вероятность ошибки 1 и 2 рода в зависимости от количества выборки, размаха НП и α-уровня. 47. Корреляционное исследование. Статистический анализ результатов. Констатирующий и причинно-следственный вывод или гипотеза. 48. Эксперимент в когнитивной психологии и психосемантический эксперимент. 49. Эксперимент в рамках бихевиорального направления. 50. Экспериментальное условие, уровни НП, виды НП. Межсубъектный и внутрисубъектный экспериментальные планы: сравнительный анализ преимуществу и недостатков. 51. Аналитический обзор эксперимента М. Селигмана «Научение депрессии» и Д. Розенхена «Ну и кто же здесь сумасшедший». Примеры взаимодействия в экспериментальной психологии, виды взаимодействия. 52. Аналитический обзор эксперимента А. Бандуры «Наблюдать агрессию – совершать агрессию» и Б. Скиннера «Постучи по дереву». Проблема третьей переменной: эксперимент и корреляционное исследование. Исследование с одним испытуемым. 53. Принципы анализа эксперимента. Способы представления данных. Основные этапы описания экспериментального исследования (отчет). 54. Основные непараметрические статистические методы анализа экспериментальных данных: цель применения и условия, ограничения и преимущества (общий смысл, эмпирическая задача применения). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Носс И.Н. | Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/489514 |
Л1.2 | Константинов В.В. | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | https://e.lanbook.com/» | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Экспериментальная психология | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/ Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Экспериментальная психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |