МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии.
Задачи курса:
1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии.
2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия.
3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей).
4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы).
5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования,
- об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения,
- об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности,
- об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте,
- об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования,
- о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования,
- об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании,
- о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии,
-об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии,
- об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных.
- Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
- Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования.
- Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов,
- формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей),
- прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы).
- осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте,
- математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента,
- работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.),
- формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования,
- навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Сам. работа 6 3 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. Сам. работа 6 3 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Консультация Консультации 6 5 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. Сам. работа 6 10 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Консультация Консультации 6 5 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. Сам. работа 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.11. Консультация Консультации 6 15 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Основные статистические правила реализации дисперсионного анализа как способа обработки однофакторных экспериментальных исследований. Особенности ввода и анализа данных эксперимента в программе SPSS. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Лекции 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Практические 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.9. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. Сам. работа 6 1 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.10. Консультация Консультации 6 15 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Эксперимент в форме продольного (лонгитюдионального) исследования подразумевает:

а) изучение одних и тех же испытуемых в течение продолжительного (даже многие годы) времени
б) изучение испытуемых с точки зрения различных подходов в науке
в) изучение обширного количества испытуемых

Ответ – б

2. Конкретные схемы индуктивного вывода разработал:

а) Фишер
б) Милль
в) Кэмпбелл

Ответ – б

3. Логическая форма высказывания, обобщающая некоторый эмпирический материал, — это высказывание:
а) дедуктивное
б) аналогия
в) индуктивное

Ответ – в

4. Лабораторный эксперимент при его проведении строго ограничен:
а) гипотезой, в рамках которой он проводится
б) местом и специальными приборами измерения
в) количеством испытуемых, участвующих в нем

Ответ – б

5. Единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная, называется:
а) контрольной
б) внешней
в) базисной

Ответ – в

6. В настоящее время конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру, представляет собой:
а) измерение
б) рандомизацию
в) валидизацию

Ответ – а

7. Внешняя валидность — это мера:
а) выражения адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории
б) соответствия экспериментальной процедуры реальности
в) влияния независимой переменной на зависимую переменную по отношению к другим факторам

Ответ – б

8. Формирующий эксперимент чаще всего используется в следующих областях психологической науки:
а) психофизиология и нейропсихология
б) возрастная, педагогическая, детская психология
в) дифференциальная психология

Ответ – б

9. Диагностика готовности к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, установление сложностей и отклонений в развитии и т.д. являются психодиагностическими задачами, решение которых требует применения тестов:
а) памяти
б) интеллекта
в) личности

Ответ – б

10. Междисциплинарные исследования занимаются изучением проблем:
а) с точки зрения различных теорий в науке
б) на стыке нескольких наук и областей знания
в) с точки зрения различных парадигм

Ответ – б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Общий термин, используемый для обозначения любой погрешности в составлении выборки или в проведении анализа данных, которая делает невозможным выведение надежного заключения - это ….

«статистическая ошибка»

Вопрос 2. Разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов – это …

«квазиэксперимент»

Вопрос 3. Документ, включающий, кроме вопросов содержания исследования, его организационные и финансовые вопросы – это …

«исследовательский проект»

Вопрос 4. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов – это…

«эксперимент»

Вопрос 5. Операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент – это
«теоретический метод»

Вопрос 6.Методы непосредственного или опосредованного сбора данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие - это…

«эмпирические методы»

Вопрос 7. Эмпирическое исследование, связанное с измерением ряда переменных и направленное на проверку гипотез о взаимосвязи этих переменных – это

«корреляционное исследование»

Вопрос 8. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний – это …

«научное исследование»

Вопрос 9. Оценка того, происходит ли событие в результате случайности. Если результат статистически значим, это означает, что его получение вследствие случайных событий или флуктуаций маловероятно – это…

«статистическая значимость»

Вопрос 10.Система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера – это…

«современная методология»


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Элементы сформированной выборочной совокупности, подвергающиеся непосредственному исследованию, называются единицами:
а) отбора
б) анализа
в) отсева

ответ - б

Вопрос 2. Процедура субъективного шкалирования, при которой стимулы предъявляются по одному, а испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы, называется методом:
а) парных сравнений
б) ранжирования
в) абсолютной оценки

ответ - в

Вопрос 3: Характерной чертой лабораторного эксперимента является:
а) наибольшая искусственность экспериментальных условий
б) формирующий характер
в) наименьшая искусственность экспериментальных условий

ответ – а

Вопрос 4: Квалификационной работой может быть:
а) курсовая работа
б) самостоятельная работа
в) научная статья

ответ – а
ответ – а

Вопрос 5: Метод изучения психических явлений при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений; целенаправленный, точно учитывающий все условия, четко поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их, это:
а). Наблюдение
б). Эксперимент
в). Беседа
г). Тестирование

ответ – б

Вопрос 6: Выборка, при отборе которой исследуемая совокупность предварительно разделяется на слои в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков, а в дальнейшем из каждого слоя извлекается районированная выборка, называется выборкой:
а) систематической
б) гнездовой
в) стратифицированной

ответ: в

Вопрос 6: Характерной чертой лабораторного эксперимента является:
а) наименьшая искусственность экспериментальных условий
б) использование этого вида эксперимента в основном для изучения элементарных психических функций
в) формирующий характер

ответ – б

Вопрос 7: Из перечисленного, в качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:
а) характеристики заданий +
б) сложность заданий
в) доступность заданий

ответ – а

Вопрос 8: Целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках это:
а). Концептуальная модель психологического исследования.
б). Динамическая модель психологического исследования
в). Эмпирическая модель психологического исследования
г). Процедурная модель психологического исследования

ответ – в

Вопрос 9: Заданиями на скорость и точность арифметических вычислений тестируется такая интеллектуальная способность, как:
а) оперирование с числами
б) индуктивное мышление
в) словесное понимание

ответ – а

Вопрос 10: Гипотезы исследования, вскрывающие характер взаимосвязи эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей, принято называть:
а) эмпирическими +
б) теоретическими
в) статистическими

ответ – а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Критерий научности эмпирической или иной теории, претендующей на научность. Теория удовлетворяет критерию Поппера в том случае, если существует возможность её экспериментального или иного опровержения – это

«фальсифицируемость»

2. Процесс систематизированного объективного сбора эмпирических данных об интеллектуальных функциях, личностных особенностях и поведении человека, достаточный для прогнозирования и принятия решения – это

«психологическая оценка»

3. Наблюдение, беседа, эксперимент, изучение продуктов деятельности, тестирование, контент-анализ, сочинение - это

«методы изучения личности»

4. Сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные численные данные. В основе методик исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные значения изучаемых показателей – это….

«количественное исследование»


5. Методы социальных наук, ориентированные на исследование индивидов, понимание и объяснение субъективных аспектов их взаимодействия – это…

«качественное исследование»

6.В различных сферах деятельности человека может подразумевать: подтверждение того, что заданные требования выполнены, через предоставление объективных свидетельств; оценка соответствия продукта, услуги или системы нормам, требованиям, спецификациям или установленным условиям;

«верифицируемость»

7. Фундаментальное понятие экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики. Мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам – это…

«валидность психологической оценки»

8. Один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида - устойчивость и внутренняя согласованность – это …

«надежность психологической оценки»

9. Комплекс теоретических, методологических и практических процедур, осуществляемых с целью изучения каких-либо объектов, явлений или проявлений психической реальности. Выделяют следующие виды: методическое, обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое (опытное) – это….

«исследование психологическое»

10. Способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных ………... для накопления своих данных.

«методов»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Развернутое определение метода «эксперимент в психологии». Раскройте ответ, используя основные категории экспериментального планирования и историю применения этого метода в психологии. Сравните с другими методами научного познания, применяемого в психологии.
2. Обоснуйте необходимость метода эксперимента в психологии, в чем заключается его ценность для изучения психологической реальности. История эксперимента и примеры реальных исследований. Психология эксперимента и экспериментальная психология.
3. Структура научного исследования – подробно опишите данные этапы. Приведите пример.
4. Охарактеризуйте понятия: методология, метод, методика. Типологии научных исследований (по характеру и цели исследования). Эксперимент С. Аша – исследование силы эмоциональных и социальных характеристик: содержание исследования и анализ эксперимента.
5. Научная проблема и идея исследования. Трудности использования эксперимента в психологии. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Эксперимент М. Селигмана – «Выученная беспомощность»: содержание и анализ эксперимента.
6. Операционализация понятий. Эмпирический вопрос: суть, правила формулировки и примеры. Эмпирический индикатор.
7. Принципы исследования. Генеральная совокупность. Способы формирования исследовательских групп, критерии репрезентативности выборки.
8. Переменные в эксперименте. Основные переменные: НП и ЗП – виды, возможные психологические явления. Причинно-следственный характер взаимоотношения ЗП и НП.
9. Поведение как факт экспериментальной психологии (уровни описания поведения, ситуации эксперимента и личности испытуемого).
11. Основные правила предъявления инструкции в психологическом эксперименте. Этика в эксперименте. История эксперимента с точки зрения этических допущений.
12. Общая характеристика эксперимента как фаза исследования (от чего зависит успешность эксперимента, виды эксперимента). Виды однофакторных экспериментальных планов. Одно- и многоуровневые эксперименты.
13. Параметры психологического эксперимента (личность, поведение, ситуация) – возможности экспериментального контроля. Эффекты в эксперименте как факторы личности испытуемого и экспериментатора, вызывающие искажение результатов, методы их контроля.
14. Экспериментальная и контрольная группа (виды групп) – определите их функциональный смысл для эксперимента, приведите примеры, назовите способы создания равноценных групп. Приведите примеры необходимости введения нескольких контрольных групп.
15. Подробное описание этапов исследования: цель, фиксация и осознание проблемы, разработка общей концепции, формулировка и разработка рабочей гипотезы (ее функции).
16. Постулаты научного метода в экспериментальной психологии. Планирование эксперимента. Виды гипотез и примеры формулировок.
17. Математико-статистическая обработка данных эксперимента. Т-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ.
18. Нулевая гипотеза, ошибки первого и второго рода. Альфа- и бета- уровень. От каких факторов зависит вероятность совершения ошибок первого и второго рода? Эксперимент Д.Флиннера, Р. Кернса, Л.Д. Коэн с плачущим ребенком: содержание и анализ эксперимента.
19. Латинский и греко-латинский квадрат. План Соломона для четырех групп: суть, какой эффект контролирует?
20. Этап планирования, организации и проведения эксперимента (общий смысл), интерпретация результатов и выводы. Приведите пример.
21. Определите надежность и валидность экспериментальных данных, назовите и охарактеризуйте типы валидности. Какие осложнители могут угрожать валидности и надежности эксперимента.
22. Эмпирические признаки причинной связи между двумя переменными. Особенности общепсихологического и патопсихологического эксперимента. Экспериментальные исследования в современной социальной психологии – тематика, примеры.
23. Экспериментальные переменные (виды) и способы их контроля – приведите примеры. Виды осложнителей в эксперименте и методы их устранения.
24. Фактор, уровни (значения). Экспериментально условие. Чему равно количество экспериментальных условий в одно- и многофакторном эксперименте?
25. Эксперимент как метод познания. Эксперимент и другие методы исследования (корреляционное исследование, наблюдение) – сравнительный анализ, примеры.
26. Основной эффект и взаимодействие в факторном эксперименте. Графическое представление результатов факторного эксперимента, примеры.
27. Многофакторные экспериментальные планы: виды, примеры, формы записи (цифровая, матричная), виды наглядного представления результатов исследования.
28. Смешанные факторные планы могут включать, а могут не включать позиционное уравнивание, объясните почему? Эксперимент А. Бандуры об агрессивном поведении вследствие наблюдения за агрессивными поступками: содержание и анализ эксперимента.
29. Основные критерии - принципы научного знания. Наука и псевдонаука, наукообразие. Способы познания.
30. Эмпирический вопрос, эмпирический индикатор параметров эксперимента и операционализация понятий.
31. Статистика вывода. Мощность основного эффекта. Расчеты в ANOVA.
32. Типы независимых переменных и способы представления данных.
33. Внутри- и межгрупповая дисперсия, F-отношение, критерий Левина и метод контрастов.
34. Квазиэкспериментальные схемы. Нестинг.
35. Особенности идеального и реального эксперимента. Способы формирования выборки.
36. Одномерный и многомерный дисперсионный анализ. Гипотезы в одно- и многофакторных экспериментах – статистическая проверка.
37. Систематическое и несистематическое смешение. Методы контроля осложнителей, связанных с личностью испытуемого и экспериментатора, а также с процедурой исследования.
38. Валидность, надежность экспериментального исследования и способы их оценивания. Математические допущения и правила дисперсионного анализа.
39. Эффект последовательности, утомления и научения – специфика и методы контроля. Психосемантический эксперимент. Проблема направленности и третьей переменной в исследовании.
40. Побочные и дополнительные переменные – способы идентификации и контроля, связь с ошибками 1 и 2 рода.
41. Непараметрические методы статистического исследования причинно-следственной связи.
42. Формы записи и анализа факторных экспериментальных планов. Примеры гипотез и исследований.
43. Однофакторный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS.
44. Мнофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. Расчет и анализ взаимодействия и основных эффектов.
45. Жизненный и экспериментальный реализм. Полевые и лабораторные эксперименты. Фундаментальные и прикладные исследования.
46. Размах независимой переменной: критерии размаха. Вероятность ошибки 1 и 2 рода в зависимости от количества выборки, размаха НП и α-уровня.
47. Корреляционное исследование. Статистический анализ результатов. Констатирующий и причинно-следственный вывод или гипотеза.
48. Эксперимент в когнитивной психологии и психосемантический эксперимент.
49. Эксперимент в рамках бихевиорального направления.
50. Экспериментальное условие, уровни НП, виды НП. Межсубъектный и внутрисубъектный экспериментальные планы: сравнительный анализ преимуществу и недостатков.
51. Аналитический обзор эксперимента М. Селигмана «Научение депрессии» и Д. Розенхена «Ну и кто же здесь сумасшедший». Примеры взаимодействия в экспериментальной психологии, виды взаимодействия.
52. Аналитический обзор эксперимента А. Бандуры «Наблюдать агрессию – совершать агрессию» и Б. Скиннера «Постучи по дереву». Проблема третьей переменной: эксперимент и корреляционное исследование. Исследование с одним испытуемым.
53. Принципы анализа эксперимента. Способы представления данных. Основные этапы описания экспериментального исследования (отчет).
54. Основные непараметрические статистические методы анализа экспериментальных данных: цель применения и условия, ограничения и преимущества (общий смысл, эмпирическая задача применения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
Л1.2 Константинов В.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/»
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Экспериментальная психология
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Экспериментальная психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.