МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Столицы мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Столицы мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-комплексное изучение туристских ресурсов столиц мира;
-заложить основы понимания основных мировых исторических и историко-культурных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-местонахождение большинства стран мира и их столиц;
-основные мировые исторические процессы и реально представлять историю происхождения значимых столиц мира
-основные мировые культурные достопримечательности;
-деятельность основных мировых туристических организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать основные тенденции развития деятельности трех сфер туристического бизнеса (туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса) применительно к значимости главных городов мировых государств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- базовой терминологией и фактическими знаниями в области политической географии, мировой истории, истории культуры и туристического бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Столицы мира как объект изучения Лекции 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. физико-географическая характеристика туристских стран Практические 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. физико-географическая характеристика туристских стран (по выбору студента) Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. анализ физико-географического положения страны (на выбор студента) Практические 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. глобальный рейтинг туристических стран мира Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. работа со статистическими данными глобального рейтинга туристических стран мира Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Особенности изучения природы в страноведении Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Природные дотопримечательности стран Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. физико-географическая характеристика туристских стран Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Анализ туристской привлекательности основных столиц Европы Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Анализ туристической привлекательности основных столиц Европы Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Анализ туристической привлекательности основных столиц Америки Сам. работа 1 8 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Анализ туристической привлекательности основных столиц Америки Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.14. Анализ туристической привлекательности основных столиц Азии Практические 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.15. Анализ туристической привлекательности основных столиц Азии Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.16. Анализ туристической привлекательности основных столиц Африки Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.17. Анализ туристической привлекательности основных столиц Африки Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.18. Анализ туристической привлекательности основных столиц Австралии и Океании Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.19. Анализ туристической привлекательности основных столиц Австралии и Океании Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.20. Методика туристского анализа истории и культуры страны Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.21. применение туристского анализа истории и культуры страны Сам. работа 1 6 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.22. Культурно-исторические достопримечательности стран мира Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.23. Потребность туристов в исторической информации Практические 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.24. Особенности изучения экономики и инфраструктуры стран Сам. работа 1 7 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.25. Современные пространственные структуры мира Практические 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.26. Инфраструктурные и экономические условия развития туризмав странах мира Практические 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.27. Экзамен 1 27 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов
1. Понятие столицы, виды и типы столичных городов.
2. Функции столичных городов.
3. Многостоличность.
4. Определение урбанизации.
5. Новые столицы.
6. Основные очаги и центры мировой урбанизации
7. Урбанизированное расселение
8. Столица как система
9. Экономико-географическое положение столицы
10. Столица и пространственные отношения
11. Роль сттолиц в системе расселения
12. Мегалополисы
13. Характеристика одной столицы мира мира (по выбору студента)
14. Столицы Европы
15. Столицы Азии
16. Столицы Америки
17. Столицы Африки
18. Столицы Австралии и Океании

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем для рефератов
1. Объекты всемирного наследия в столицах зарубежной Европе.
2. Объекты всемирного наследия в столицах зарубежной Азии.
3. Объекты всемирного наследия в столицах Африке.
4. Объекты всемирного наследия в столицах Северной Америке.
5. Объекты всемирного наследия в столицах Латинской Америке.
6. Объекты всемирного наследия в Москве.
7. Туристический потенциал столичных городов Европы.
8. Туристический потенциал столичных городов Азии.
9. Столицы микрогосударств Западной Европы, как центры международного туризма.
15. Туристический потенциал Пекина.
16. Туристический потенциал Нью-Дели.
17. Туристический потенциал Рима.
18. Транспортно-коммуникационная инфраструктура столицы и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретной столицы по выбору студента).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Столицы мира.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/812F7274-F41C-4699-8FA9-8FB1BD19B190
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Е. Д. Салас Лусуриага ; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. Туристское страноведение. Южная Европа: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. Туристское страноведение. Западная и северная Европа. Япония: учебник для академического бакалавриата М. :Издательство Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/bcode/423110
Л2.3 Родин, О. Ф. Страноведение. Федеративная республика Германия: учеб. пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/402372
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Столицы мира" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.