МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Корчагина И.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Малюков С.Г

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» - повышение уровня правовой культуры и информированности будущих специалистов в области юриспруденции; изучение основных черт современного конституционного права зарубежных стран; выявление на основе сравнительного анализа общих черт и особенностей развития конституционного права России и зарубежных стран, путем совершенствования Российского конституционного права как отрасли права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
1.1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Практические 1 1 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Сам. работа 1 20 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конституционное право зарубежных стран как отраслевая наука и учебный курс
2.1. Конституционное право зарубежных стран как отраслевая наука и учебный курс Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Конституции зарубежных государств
3.1. Конституции зарубежных государств Сам. работа 1 20 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Правовой статус личности в зарубежных странах
4.1. Правовой статус личности в зарубежных странах Сам. работа 1 16 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Конституционные основы общественного строя
5.1. Конституционные основы общественного строя Сам. работа 1 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Политические партии в зарубежных странах
6.1. Политические партии в зарубежных странах Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Конституционно-правовой статус современного государства
7.1. Конституционно-правовой статус современного государства Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Форма зарубежных государств
8.1. Форма зарубежных государств Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Форма зарубежных государств Сам. работа 1 3 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Политический режим
9.1. Политический режим Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Глава государства
10.1. Глава государства Лекции 1 1 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Парламент в зарубежных странах
11.1. Парламент в зарубежных странах Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Конституционный контроль в зарубежных странах
12.1. Конституционный контроль в зарубежных странах Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Местное самоуправление в зарубежных странах
13.1. Местное самоуправление в зарубежных странах Практические 1 3 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Эказмен
14.1. Экзамен Экзамен 1 9 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1709

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Общественные отношения, связанные с участием населения в публичной власти зарубежных стран составляют предмет:
а) уголовного права;
б) финансового права;
в) административного права;
г) конституционного права.

2.. Предметом конституционного права в зарубежных странах являются отношения в сфере:
а) формирования и деятельности Европейского Суда по правам человека;
б) расторжения брака и взыскания алиментов;
в) взаимодействия главы государства и парламента в законодательном процессе;
г) проведения собрания акционеров в закрытом акционерном обществе;
д) участия граждан в выборах нижней палаты двухпалатного парламента.

4. Нормы конституционного права в зарубежных странах имеют следующие особенности:
а) регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения;
б) в них часто отсутствует санкция;
в) они имеют карательный характер;
г) регулируют отношения по взысканию недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
д) представляют собой нормы – цели, нормы – принципы, нормы дефиниции (определения);
е) содержатся в конституции.

5. К субъектам конституционно-правовых отношений со специальной правоспособностью относятся;
а) граждане (поданные);
б) лица без гражданства (апатриды);
в) избиратели;
г) депутаты;
д) иностранные граждане;
е) иностранные граждане, получившие территориальное политическое убежище.

6. Субъектами конституционного права в зарубежных странах являются:
а) ООН;
б) собрание акционеров;
в) правительство;
г) глава государства;
д) канцелярия по гражданским делам суда общей юрисдикции;
е) аппарат министерства;
ж) парламент.

7. Общности людей (народ, нации, иные этнические группы, население региона, автономии, административно- территориальных единиц и муниципальных образований) относятся:
а) к государственным объединениям – субъектам конституционно-правовых отношений;
б) к негосударственным объединениям-субъектам конституционно-правовых отношений;

8. Прогностическая функция науки конституционного права зарубежных стран выражается в:
а) оценке тенденций и перспектив развития конституционно-правовых институтов;
б) получении достоверных знаний о конституционно-правовых нормах и отношениях;
в) выявлении недостатков законодательства, негативных сторон реализации конституционно-правовых норм.

9. Прикладная функция науки конституционного права зарубежных стран выражается в:
а) оценке тенденций и перспектив развития конституционно-правовых институтов;
б) упразднении отдельных конституционно-правовых норм и институтов;
в) получении достоверных знаний о конституционно-правовых нормах и институтах.

10. Источниками науки конституционного права зарубежных стран выступают:
а) гражданско-правовые договоры;
б) конституции;
в) уставы, избирательные платформы и декларации политических партий;
г) трудовые договоры;
е) практическая деятельность конституционных судов;
ж) труды ученых – конституционалистов.

11. Термин «конституция», обозначающий реально существующие основы общественно-политического строя и положения личности в стране, употребляется в значении:
а) юридическая конституция;
б) фактическая конституция;
в) социальная конституция;
г) конституция в материальном смысле;
д) формальная конституция.

12. Стабильность конституции в зарубежных странах проявляется в том, что она:
а) обладает высшей юридической силой;
б) является легитимной;
в) служит базой текущего законодательства;
г) сохраняет высокую степень устойчивости и неподвержена воздействию политических сил, меняющихся у власти.

13. Конституция в зарубежных странах осуществляет следующее функции:
а) хозяйственную;
б) критическую;
в) юридическую;
г) прагматическую;
д) идеологическую;
е) политическую.

14. Структура зарубежной консолидированной конституции включает в себя:
а)обычные (ординарные) законы;
б) преамбулу;
в) международные соглашения министерства внутренних дел;
г) основную часть (раздела, главы и статьи);
д) органические законы;
е) заключительные и переходные положения;
ж) приложения.

15. Октроирование – это:
а) акт опубликования текста конституции;
б) дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха);
в) акт принятия конституции парламентом;
г) голосование по проекту конституции на референдуме

16. Конституционный контроль – это:
a) одно из полномочий государственного органа, устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти
б) власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать соответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
в) власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
г) власть, предоставленная соответствующему органу контролировать и в случае необходимости устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти.

17. Специализированные органы конституционного контроля функционируют в:
а) США;
б) Великобритании;
в) Бельгии;
г) Нидерландах.

18. Права и свободы личности чаще всего подразделяют на:
а) личные, политические, социально-экономические, культурные;
б) индивидуальные и коллективные;
в) физические, интеллектуальные и регулирующие отношения между людьми;
г) основные и дополнительные.

19. Универсальные международные стандарты в области прав человека установлены в:
a) Всеобщая декларация прав человека 1948 года;
б) Американской конвенции о правах человека 1969 года;
в) Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
г) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года.

20. К конституционным обязанностям граждан не относится обязанность:
a) трудиться;
б) участвовать в выборах;
в) соблюдать конституцию и законы;
г) сохранять природу и окружающую среду.

21. Первоначально в конституциях зарубежных стран закреплялась:
a) государственная собственность;
б) муниципальная собственность;
в) частная собственность;
г) все из выше перечисленных форм собственности.

22. Социальный характер государства:
a) закреплялся в конституциях до Второй мировой войны;
б) находится за пределами конституционного регулирования;
в) не закрепляется в современных конституциях;
г) закрепляется в современных конституциях.

23. Дуалистическая монархия отличается от абсолютной:
а) наличием двух монархов;
б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти (парламента);
в) правом роспуска парламента монархом;
г) правом парламента формировать правительство

24. Двухпартийную систему в США составляют партии:
a) либеральная и консервативная;
б) республиканская и демократическая;
в) консервативная и лейбористская;
г) республиканская и лейбористская.

25. Однопартийная политическая система действует в:
a) Германия, Франция, Япония, Индия.
б) Великобритания, США, Австралия, Турция;
в) Куба, Вьетнам, КНДР, Туркмения;
г) Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какие бывают виды конституций в зарубежных странах?

2. Что является субъектами конституционного права в зарубежных странах?

3. В каких случаях народ - главный субъект конституционно-правовых отношений?

4. Какие бывают разновидности партийных систем в зарубежных странах?

5. В чем заключается императивный характер конституционно-правовых норм?

6. Какие конституционно-правовые отношения регулируются с помощью дозволений?

7. Какие виды правовых систем на карте мира вы можете назвать?

8. Как можете назвать источники конституционного права в зарубежных странах ?

9. Парламентаризм означает, что...?

10. Что понимается под депутатским иммунитетом?

11. Процедура отрешения от должности президента обозначается как?

12. Какие ветви государственной власти вы можете назвать?

13. Что под федеративном устройстве?

14. В мусульманском праве главный источник права это ?

15. Что представляет из себя диспозитивный метод конституционно-правового регулирования?

16. Какие из существую подзаконные акты?

17. Монархиями являются государств в которых?

18. Какие вы можете назвать избирательные цензы?

19. Что такое местное самоуправление?

20. Способами формирования верхней (второй) палаты парламента в зарубежных странах выступают?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах.
2. Раскройте соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право в российской и зарубежной юридической науке.
3. Сформулируйте предмет и объекты конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.
4. Обозначьте методы конституционно-правового регулирования.
5. Назовите понятие, структуру и виды норм конституционного права.
6. Дайте определение понятию и видам институтов конституционного права в зарубежных странах.
7. Назовите понятие и виды конституционно-правовых отношений.
8. Обозначьте субъекты конституционно-правовых отношений в зарубежных странах: понятие, виды, своеобразие.
9.Назовите понятие и виды источников конституционного права в зарубежных странах.
10. Назовите предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отраслевой юридической науки. Предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины.
11. Назовите понятие и юридические свойства современной писаной конституции.
12. Определите социально-политическую сущность современной конституции.
13. Обозначьте классификацию современных конституций: основания, научное и практическое значение.
14. Назовите порядок принятия, изменения, пересмотра и отмены конституций в зарубежных странах.
15. Раскройте содержание основных черт формы, структуры и содержания современных конституций.
16. Дайте определение понятие, виды и значение конституционных принципов (конституционных основ) в зарубежных странах.
17. Назовите понятие правового положения человека и гражданина и формы его закрепления в современных конституциях.
18. Дайте определение общей характеристики международно-правовых источников регулирования прав и свобод человека.
19. Что вы можете сказать о юридической конструкции правового положения человека и гражданина:
20. Назовите понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах.
21. Обозначьте конституционные личные (гражданские) права и свобод: понятие, содержание, значение.
22. Назовите конституционные экономические права и свободы: понятие, содержание, значение.
23. Сформулируйте конституционные социально-культурные права и свободы: понятие, содержание, значение.
24. Назовите конституционные политические права и свободы: понятие, содержание, значение.
25. Обозначьте конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах: понятие, содержание. Соотношение конституционных прав и обязанностей личности.
26. Раскройте содержание категории гражданство как условия реализации прав и обязанностей личности.
27. Определите юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.
28. Назовите основания и порядок приобретения гражданства в зарубежных странах.
29. Обозначьте основания и порядок прекращения гражданства в зарубежных странах.
30. Дайте определение понятию и проблемам использования двойного (множественного) гражданства.
31. Назовите понятие и виды принципов правового положения человека и гражданина в зарубежных странах.
32. Обозначьте понятие общественного строя в науке конституционного права. Соотношение категорий «общественный строй» и «гражданское общество».
33. Определите способы закрепления основ общественного строя в современных конституциях.
34. Сформулируйте конституционно-правовой статус современного государства: понятие, основные черты, значение.
35. Назовите понятие и виды форм современных государств (форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического (государственного) режима).
36. Назовите понятие и источники правового регулирования деятельности политических партий.
37. Охарактеризуйте классификацию партий в зарубежных странах.
38. Дайте определение основным функции политических партий.
39. Назовите понятие и виды партийных систем.
40. Дайте определение понятию «выборов», «избирательного права» и «избирательной системы» в науке конституционного права.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС кпзс.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт,, 2018. www.biblio-online.ru/book/38A893C7-0BFD-4F9D-BF4E-68E511AA30D2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. Конституционное право зарубежных стран : учебник : Конституционное право зарубежных стран : учебник Юрайт, 2017
Л2.2 Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для вузов : Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/B68109E2-E6A6-4812-A7A9-B374EF6DFB09
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации - www.council.gov.ru
Э2 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - www.duma.gov.ru
Э3 Администрация Президента РФ - www.president.kremlin.ru
Э4 Конституционный Суд Российской Федерации - www.ksrf.ru
Э5 Курс в мудл КПЗС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экологических основ природопользования – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Конституционное право зарубежных стран» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.