МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПроектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиАПБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преп., Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политическая география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.,зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н.,зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения курса является формирование у студентов системных знаний о предмете и методах политической географии, истории ее становления; основных вопросах географического государствоведения в современных условиях и политической географии России; взаимосвязи политической географии и геополитики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
ОПК-4.2 Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2: Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2: Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическая география в системе политических наук
1.1. Предмет и методы политической географии Лекции 3 4 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. История становления политической географии Практические 3 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История становления политической географии Сам. работа 3 10 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Географическое государствоведение Практические 3 4 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Географическое государствоведение Сам. работа 3 10 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Политическая география России Лекции 3 4 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Политическая география России Практические 3 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Политическая география России Сам. работа 3 8 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Актуальные проблемы политической географии
2.1. Электоральная география Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Электоральная география Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Региональные объединения на политической карте мира Лекции 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Региональные объединения на политической карте мира Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Региональные объединения на политической карте мира Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Политическая география и геополитика Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Политическая география и геополитика Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Политическая география и геополитика Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3
2.9. Политическая география в современных условиях Лекции 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Политическая география в современных условиях Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Политическая география в современных условиях Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Обозначение границы на местности пограничными знаками называется…
a) Делимитация
b) Демаркация
c) Экспроприация
d) Редемаркация
Ответ: Демаркация

2. Подопечные территории ООН были образованы …
a) после Первой мировой войны
b) после Карибского кризиса 1962 г.
c) после Второй мировой войны
d) после Корейской войны 1950-1953 гг.
Ответ: после Второй мировой войны

3. Модель управления, при которой территория находится под совместным управления несколькими государствами, носит название…
a) Доминион
b) Кондоминиум
c) Протекторат
d) Анклав
Ответ: Кондоминиум

4. Какой из этих каналов не является международным морским каналом?
a) Панамский канал
b) Беломоро-Балтийский Канал
c) Суэцкий канал
Ответ: Беломоро-Балтийский Канал

5. Морское дно за пределами континентального шельфа называется…
a) международный район морского дна
b) открытое море
c) открытое подводное пространство
d) ничейная подводная территория
Ответ: международный район морского дна

6. Деление границы на следующие виды: антецедентные, субсеквентные, наложенные и реликтовые – это деление…
a) По генезису
b) По физико-географическому принципу
c) По характеру функционирования
Ответ: По генезису

7. «Зеленая линия» на Кипре – пример ??? под управлением ООН.
a) Временной администрации
b) Подмандатной территории
c) Буферной зоны
d) Демаркационной линии
Ответ: Буферной зоны

8. Внутренние воды государства НЕ включают в себя:
a) внутренние морские воды
b) международные морские проливы
c) исторические воды
d) пограничные воды
Ответ: международные морские проливы

9. Разделенной нацией являются…
a) Курды
b) Арабы
c) Корейцы
d) Евреи
Ответ: Корейцы

10. Какое из перечисленных международных соглашений о космическом пространстве является базовым и ратифицировано большинством стран?
a) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами
b) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах
c) Соглашения Артемиды
d) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства
Ответ: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства

11. Калининградская область относительно территории России – это
a) Анклав
b) Частичный анклав
c) Эсклав
d) Полуэксклав
Ответ: Полуэксклав

12. В состав структуры ООН НЕ входит…
a) Совет безопасности
b) Генеральная Ассамблея
c) Организация Договора о коллективной безопасности
d) Международный суд
Ответ: Организация Договора о коллективной безопасности

13. Приднестровье – пример…
a) Квазигосударства
b) Протогосударства
c) Непризнанного государства
d) Повстанческого государства
Ответ: Непризнанного государства

14. Проливы Сингапурский, Ла-Манш, Лаперуза – это … проливы.
a) Тупиковые.
b) Исторические.
c) Внутренние.
d) Транзитные.
Ответ: Транзитные

15. Северная Европа, Средняя (Центральная Азия), Ближний Восток, Латинская Америка – это…
a) Микрорегионы
b) Минирегионы
c) Мезорегионы
d) Макрорегионы
Ответ: Мезорегионы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Основоположник геополитики и автор работы «Политическая география» –
Ответ: Фридрих Ратцель

2. Как называется принцип непрерывности государства как субъекта международного права и его международных обязательств?
Ответ: принцип континуитета

3. В каком году была образована Организация Объединенных наций?
Ответ: 1945 г.

4. Как называется в международном праве насильственное приобретение территории одного государства другим?
Ответ: Аннексия

5. Как называется стремление части государства к отделению и созданию независимого государства?\
Ответ: Сепаратизм

6. Расшифруйте максимально точно аббревиатуру СНГ.
Ответ: Содружество независимых государств

7. Территориальные образования в переселенческих странах, отведенные для компактного проживания коренных народов, называются…
Ответ: Резервации

8. Перемещение судебной власти в Санкт-Петербург– пример ______________________________ многостоличности в России.
Ответ: административной

9. Показатель, описывающий политико-территориальную структуру страны через призму соотношения в ней столицы и периферии, носит название…
Ответ: Коэффициент столичности

10. Наиболее широкий термин, обозначающий в разной степени зависимые от конкретного государства страны, называется …
Ответ: Сфера влияния

11. Характер внешней политики государств конца XIX–начала ХХ вв., предполагающий раздел всего мира на сферы влияния, обозначают термином…
Ответ: Империализм

12. Симметричные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства, в которых важен принцип талиона — равного возмездия, считающегося правомерным, называются…
Ответ: Реторсия.

13. Какое международное объединение состоит из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР?
Ответ: БРИКС

14. Как называется вид международно-правовых соглашений в виде многосторонних договоров с участием большого числа сторон, открытых для участия международного сообщества и обычно, заключаемых под эгидой международных организаций?
Ответ: Конвенция.

15. Южная Осетия, Тайвань и Косово – это примеры _________________ государств.
Ответ: Частично признанных государств

16. Как называется международная организация, объединяющая государства Северной Африки и Ближнего Востока, чья штаб-квартира находится в Каире?
a) Ответ: Лига арабских государств

17. Как называется возмещение государством-агрессором, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого другим государствам?
Ответ: Репарация

18. Какое военно-политическое объединение было сформировано при участии США и ряда стран Западной Европы в 1949 г.? (Напишите русское сокращение)
Ответ: НАТО
19. Какая международная организация занимается атомной энергетикой? (Напишите русское сокращение)
Ответ: МАГАТЭ

20. В состав какого органа ООН в качестве постоянных членов входят США, Россия, Великобритания, Франция и КНР?
Ответ: Совет Безопасности, Совет Безопасности ООН.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Объект и предмет мировой политики и международных отношений. Место между-народно-политической науки в системе политических наук.
2. Реалистический подход в международных исследованиях.
3. Либерально-идеалистический подход в международных исследованиях.
4. Неомарксизская парадигма в международных исследованиях.
5. Соотношение внутренней и внешней политики.
6. Участники международных отношений.
7. Международные системы.
8. Международные конфликты.
9. Международное сотрудничество.
10. Дипломатия как средство международно-политической деятельности.
11. Право и мораль в международных отношениях.
12. Отношения между СССР/Россией и Китаем (вторая половина ХХ в). Внешняя поли-тика современного Китая.
13. Территориальная проблема в отношениях между СССР/Россией и Японией (вторая половина ХХ в.). Отношения между Японией и США (вторая половина ХХ в.). Внешняя политика современной Японии.
14. Корейский полуостров: очаг международной напряженности (вторая половина ХХ в.).
15. Страны Юго-Восточной Азии: конфликты и сотрудничество второй половины ХХ в. Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС).
16. Политика США и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
17. Международная ситуация в Восточной Азии рубежа ХХ-ХХI вв.
18. Африка в международной политике (вторая половина ХХ в.).
19. Латинская Америка в международной политике (вторая половина ХХ в.)
20. Международные отношения в Южной Азии (вторая половина ХХ в.)
21. Германский вопрос в международной политике (вторая половина ХХ в.)
22. Создание, функционирование и современное состояние евро-атлантических струк-тур безопасности (Западноевропейский Союз, НАТО).
23. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе: история и современность. Участие СССР/России в деятельности СБСЕ/ОБСЕ.
24. Процессы европейской интеграции (вторая половина ХХ в.)
25. Арабо-израильский конфликт: история и современность.
26. Кризисы в Персидском заливе в последней трети ХХ - начале ХХI вв.
27. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке в ХХ в.
28. Процессы глобализации в современном мире.
29. Альтернативы нового мирового порядка.
30. Современная Россия в мировом политическом процессе.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Приведите примеры современных международных конфликтов, классифицируйте их по различным основаниям.
2. Выделите наиболее актуальные проблемы системы международной безопасности в со-временных условиях.
3. Приведите примеры негосударственных участников международных отношений: со-временные межправительственные организации (МПО), неправительственные органи-зации (МНПО), транснациональные корпорации, международные общественные дви-жения.
4. Раскройте содержание понятий «международные отношения», «международная полити-ка», «мировая политика». Выделите их субъектов и содержание.
5. Раскройте содержание проблемы «гуманитарной интервенции» в системе принципов международной политики и права.
6. Выделите наиболее актуальные в современных условиях виды и уровни международ-ных отношений.
7. Сравните потенциал современных международных конфликтов.
8. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран постсоветского про-странства /СНГ/ БРИКС/ АТР и т.д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развер-нутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, са-мостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит соб-ственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированны-ми навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументи-рованные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологи-ческой речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серь-езных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каледин Н.В. - отв. ред., Михеева Н.М. - отв. ред. ГЕОГРАФИЯ МИРА В 3 Т. ТОМ 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Путырский В.Е. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Путырский В.Е. Политическая география: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Горохов, Н.Н. Роготень. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, , 2017 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684688
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МИД России: www.mid.ru
Э2 ООН www.un.org
Э3 Обудущем мирополитическом устройстве www.worldcitizen.org
Э4 ЭУМК "Политическая география" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическая география» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории и практике МПиМО, современных процессах в данной сфере. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическая география» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению предмета и методов науки, истории становления политической географии. Внимание необходимо обратить на современные тенденции изучения географического государствоведения и его основные проблемы. По результатам изучения прикладных аспектов политической географии студенты должны научиться раскрывать содержание современной электоральной географии, взамосвязь политической географии и геополитики в современных условиях.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.