МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 12 12 26 26
Практические 20 20 26 26 46 46
Итого 34 34 38 38 72 72

Программу составил(и):
канд.пед.наук, Доцент, Семенченко И.В.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, Преподаватель,, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Правоохранительная деятельность Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия отечественной литературы
Развитие и совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе простых наблюдений и исследований, анализа, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
Освоение знаний о современном состоянии и развитии русской литературы; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими влияние на развитие отечественной и мировой культуры
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемых из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы
Применение полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни в качестве социального опыта; повышение уровня общей культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Образную природу словесного искусства
Содержание изученных литературных произведений
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-XX века
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
Основные теоретико-литературные понятия; связь языка и истории, культуры русского и других народов
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать произведения русской литературы с точки зрения их национальной, культурной, общечеловеческой значимости; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Проводить анализ художественного произведения и его эпизода в аспекте проблематики, рода, жанра и стиля
Использовать основные виды читательской деятельности в зависимости от задач литературного развития
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять приобретённые знания и умения в практике учебной читательской деятельности и общекультурного общения, в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры.
1.1. А.С. Пушкин как национальный гений и символ. Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?
2.1. Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского (1823-1886). Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского (1823-1886). Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Илья Ильич Обломов как вневременной тип и одна из граней национального характера. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Новый герой, «отрицающий всё», в романе И.С. Тургенева (1818-1883) «Отцы и дети». Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Люди и реальность в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889): русская жизнь в иносказаниях. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Люди и реальность в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889): русская жизнь в иносказаниях. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Человек и его выбор в кризисной ситуации в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Человек и его выбор в кризисной ситуации в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Человек в поиске правды и любви: «любовь – это деятельное желание добра другому…» – в творчестве Л.Н. Толстого (1828-1910). Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Человек в поиске правды и любви: «любовь – это деятельное желание добра другому…» – в творчестве Л.Н. Толстого (1828-1910). Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Проблема ответственности человека за свою судьбу и судьбы близких ему людей в рассказах А.П. Чехова (1860-1904). Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Проблема ответственности человека за свою судьбу и судьбы близких ему людей в рассказах А.П. Чехова (1860-1904). Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. «Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа XIХ-ХХ веков в контексте социокультурных процессов эпохи.
3.1. Мотивы лирики и прозы И.А. Бунина. Традиции русской классики в творчестве А.И. Куприна. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.2. Герои М. Горького в поисках смысла жизни. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.3. Серебряный век: общая характеристика и основные представители. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.4. А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Поэтическое новаторство В. Маяковского. Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Драматизм судьбы поэта. С.А. Есенин. Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов ХХ века.
4.1. Исповедальность лирики М.И. Цветаевой. Вечные темы в поэзии А.А. Ахматовой. Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Андрей Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
4.3. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.4. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.5. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 5. «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-х – середины 50-х годов ХХ века.
5.1. «Дойти до самой сути»: Б. Пастернак. Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века.
6.1. Тема Великой Отечественной войны в литературе. Исповедальность лирики А.Т. Твардовского. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
6.2. Тоталитарная тема в литературе второй ХХ века. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
6.3. Социальная и нравственная проблематика в литературе второй половины ХХ века. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 7. «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала ХХI века. Литература второй половины XX – начала XXI века.
7.1. Лирика: проблематика и образы. Проза второй половины XX - начала XXI века. Драматургия: традиции и новаторство. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
7.2. Поэзия и драматургия второй половины XX – начала XXI века. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Литература народов России. Зарубежная литература второй половины XIX-ХХ века.
8.1. Поэзия и проза народов России. Основные тенденции развития зарубежной литературы и «культовые» имена. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2
8.2. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7091

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
1) 1861;
2) 1859;
3) 1860;
4) 1862.
2. О чем был сон Обломова?
1) Ему снились его сослуживцы и время службы коллежским секретарем.
2) Он видел пророческий сон, что скоро встретит Ольгу.
3) Во сне Илья Ильич видел своё счастливое и спокойное детство в Обломовке.
4) Обломову приснился фантастический мир, где он оказался на другой планете.
3. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
1) роман;
2) повесть;
3) рассказ;
4) эпопея.
4. В каком году автор написал сказку «Карась-идеалист»?
1) 1874;
2) 1864;
3) 1884;
4) 1894.
5. В какое время года начинается роман «Преступление и наказание»?
1) в мрачные дни осени;
2) в жаркое время июля;
3) в лютую зимнюю стужу;
4) во время весенней Пасхи.
6. В чём особенность диалога героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
1) неупорядоченный разговор – герои не слышат друг друга;
2) классический диалог – реплика является ответом на предыдущую;
3) диалог построен как диалог-монолог;
4) диалог построен как подводное течение.
7. В каком журнале были опубликованы стихи Ф.И. Тютчева в 1836 году?
1) «Москвитянин»;
2) «Вестник Европы»;
3) «Современник»;
4) «Отечественные записки».
8. Как назывался первый сборник Н.А. Некрасова?
1) «Подорожник»;
2) «Белая стая»;
3) «Золото в лазури»;
4) «Мечты и звуки».
9. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета.
1) А.П. Керн;
2) Мария Лазич;
3) Е.А. Денисьева;
4) Амалия Крюндер.
10. Какая проблема не поднята в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
1) разрушающего влияния денег;
2) чести;
3) истинной любви;
4) самопожертвования ради любви.
11. Начало какого произведения разучивала героиня рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина?
1) «Полонеза Огинского»;
2) «Лунной сонаты»;
3) «К Элизе»;
4) «Тоска».
12. Что не относится к чертам акмеизма как литературного направления?
1) отрицание мистического;
2) преемственность с предшественниками;
3) мистическое постижение мира;
4) декларация разрыва с символизмом.
13. В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?
1) 1928 – 1940;
2) 1930 – 1948;
3) 1927 – 1939;
4) 1931 – 1949.
14. Центральное место среди мотивов, сопровождающих тему творчества, у М.И. Цветаевой занимает мотив _.
1) творческого провидения;
2) предназначения;
3) любовных переживаний;
4) избранничества поэта.
15. Кто предложил название для цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
1) А. Блок;
2) А. Ахматова;
3) А. Белый;
4) В. Брюсов.

Правильные ответы:
1. 2
2. 3
3. 3
4. 3
5. 2
6. 1
7. 3
8. 4
9. 2
10. 1
11. 2
12. 3
13. 1
14. 4
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523419)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_литература_2023 9 ПД.doc
Приложение 2.   Контроль_литература.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. И. Романова [и др.] ; под ред. Г. И. Романовой. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, , 2022 https://urait.ru/bcode/490897
Л1.2 Л. В. Чернец [и др.] ; под ред. Л. В. Чернец. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век: учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фортунатов Н.М. - Отв. ред. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Фортунатов Н.М. - Отв. ред. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Г. Соколов Русская литература конца XIX - начала XX века: учебник для среднего профессионального образования  М. : Издательство Юрайт, , 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в двух семестрах. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, сочинений, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
Оценивание осуществляется по балльно-рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
2) Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия.
3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала.
В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах.
К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки.
4) Дифференцированный зачет/экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами.