МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обществознание (в том числе выполнение индивидуального проекта)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 180
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 48 48 76 76
Практические 48 48 56 56 104 104
Итого 76 76 104 104 180 180

Программу составил(и):
Преподаватель, Черняева М.В.

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, Алейников В.М.

Рабочая программа дисциплины
Обществознание (в том числе выполнение индивидуального проекта)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации
1.2 Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры
1.3 Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин
1.4 Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы
1.5 Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом
1.6 Формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю
1.7 Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
3.1.2 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
3.1.3 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
3.1.4 особенности социально-гуманитарного познания
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
3.2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
3.2.3 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
3.2.4 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
3.2.5 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
3.2.6 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.2.7 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
3.2.8 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
3.2.9 подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
3.2.10 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
3.2.11 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
− успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
− совершенствования собственной познавательной деятельности;
− критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
− решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
− ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
− предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
− оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
− реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
− осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1. Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1*.Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности
1.1. Основные понятия проектной и учебно-исследовательской деятельности. Этапы реализации проекта по обществознанию. Методы исследовательского процесса Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Планирование и организация работы над проектом по обществознанию Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 1. Человек и общество
2.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Человек как биосоциальное существо. Человек, индивид, личность. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Деятельность человека. Потребности, способности, интересы. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Познание Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Проблема познаваемости мира. Мировоззрение. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Общество как сложная система Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Основные институты общества Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Общество и природа. Многовариативность общественного развития Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Мировые глобальные проблемы. Глобализация. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Тестирование по разделу «Человек и общество» Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 2. Духовная культура человека и общества
3.1. Духовная культура личности и общества. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Духовная культура личности и общества. Виды культуры Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Наука и образование в современном мире Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Наука и образование в современно мире Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Религия как феномен культуры. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Искусство и его роль в жизни общества Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Мораль и нравственность Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Тестирование по разделу «Духовная культура человека и общества» Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 3. Экономика
4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Экономика как наука. Типы экономических систем Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Факторы спроса и предложения Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Функции государства в экономике Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Рынок труда и безработица Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Причины безработицы и трудоустройство Практические 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.9. Тестирование по разделу «Экономика» Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.10. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 4. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Социальная стратификация и социальная мобильность Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Социальные нормы и конфликты Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.4. Социальные нормы и санкции Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.5. Важнейшие социальные общности и группы Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.6. Этнические общности и межнациональные отношения Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.7. Семья в современной России. Семейные правоотношения Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.8. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в современной России Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.9. Тестирование по разделу «Социальные отношения» Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.10. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 5. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.2. Политическая система общества. Государство в политической системе Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.3. Формы государства. Типология политических режимов Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.4. Формы государства Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.5. Органы государственной власти РФ: структура и полномочия Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.6. Органы государственной власти РФ Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.7. Участники политического процесса Лекции 2 6 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.8. Политические партии и движения Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.9. Избирательное право в РФ Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.10. Тестирование по разделу «Политика» Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.11. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений (Право)
7.1. Правовое регулирование общественных отношений Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Право в системе нормативно-правового регулирования Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.3. Основы конституционного права РФ Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.4. Понятие, сущность и значение Конституции РФ. Основы правового статуса человека и гражданина. Суверенитет. Понятие и принципы гражданства. Система органов государственной власти Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.5. Отрасли российского права Лекции 2 8 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.6. Гражданское право и гражданские правоотношения Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.7. Трудовое право и трудовые правоотношения Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.8. Административное право. Административная ответственность Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.9. Уголовное право. Уголовная ответственность Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.10. Тестирование по разделу «Правовое регулирование общественных отношений» Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.11. Итоговое тестирование по курсу Обществознание Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.12. Изготовление продукта проектной деятельности Практические 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.13. Презентация индивидуальных проектов. Защита проектов Практические 2 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, письменные задания, темы для индивидуального проекта) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11303

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Природа, в отличие от общества:
А) представляет собой сложную систему
Б) способна к эволюционному развитию
В) может существовать независимо от человека
Г) является творцом культуры.
2. Переход от индустриального к постиндустриальному характеризуется:
А) развитие крупной машинной промышленности
Б) преобладание коллективистских ценностей
В) возникновение микропроцессорных технологий
Г) доминированием внеэкономического принуждения к труду.
3. Верны ли следующие суждения о продуктах элитарной культуры?
Продукты элитарной культуры
1.предназначены для потребителя, обладающего специальной подготовкой, воспринимающего сложный эстетический язык данного типа культура.
2.не могут смешиваться с продуктами массовой культуры, становятся коммерчески прибыльными.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны.
4. Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как:
А) учёные делают открытия, имеющие неоднозначные последствия
Б) государство финансирует науку
В) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных
Г) наука потеряла своё значение в обществе.
5. Мышление посредством художественных образов свойственно познанию:
А) научному
Б) обыденному
В) эстетическому
Г) религиозному.
6. К историческим разновидностям этнических общностей относят:
А) государства
Б) племена
В) сословия
Г) конфессии.
7. Проявлением социальной стратификации является:
А) деление общества на сословия
Б) создание элитарных произведений искусства
В) дифференциация фирм по уровню эффективности
Г) появление новых подразделений в государственном ведомстве.
8. Основной политический институт, который отличается наивысшей концентрацией политической власти, устанавливает суверенитет в определённых территориальных границах, обладает рядом исключительных прав, называется:
А) правоохранительными органами
Б) государством
В) правящей партией
Г) правительством.
9. Тот факт, что раз в шесть лет в государстве Н. избирается президент, позволяет охарактеризовать:
А) форму правления
Б) политический режим
В) государственно-территориальное устройство
Г) экономическое устройство.
10. Среди приведённых ситуаций укажите пример, иллюстрирующий деятельность организаций, представляющих гражданское общество:
А) выступление инициативной группы жителей микрорайона против строительства коттеджей в лесопарковой зоне
Б) совершение премьер-министром поездки по регионам страны с целью ознакомления с условиями жизни населения
В) выступление парламентской группы с предложениями поправок к закону о бюджете
Г) назначение советом директоров крупной компанией нового финансового директора.
11. В государстве глава государства – президент. Он не относится ни к одной из ветвей власти, обладая полномочиями в каждой из них. Главой исполнительной власти является председатель правительства. Оно подотчётно как президенту, так и парламенту. Какова форма правления в этом государстве?
А) смешанная республика
Б) президентская республика
В) парламентская монархия
Г) абсолютная монархия.
12. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится:
А) способность создавать новые орудия труда
Б) общение при помощи членораздельной речи
В) возможность абстрактно мыслить
Г) обладание инстинктом сохранения.
13. Что из перечисленного характеризует общество как динамическую систему?
А) наличие социальных институтов
Б) смена исторических эпох и периодов
В) авторитет институтов семьи и государства
Г) существование социальных групп.
14.Картины Сальвадора Дали, относящиеся к направлению сюрреализма, сложны для понимания неискушённого зрителя. Данный признак позволяет отнести творчество Дали к культуре:
А) элитарной
Б) массовой
В) экранной
Г) народной.
15. Верны ли следующие суждения о современной науке?
Наука в современном обществе
1. достигла высокого уровня развития в таких областях, как кибернетика, ядерная физика, генная инженерия.
2. сделала открытия, которые представляют собой угрозу человеческой жизни, гуманистическим идеалам и ценностям, здоровью людей.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны.
16. Что отличает религию от других областей духовной культуры?
А) выражение субъективного отношения к миру
Б) отражение реальности в художественных образах и символах
В) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений
Г) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей.
17. Социальная группа, отличающаяся кровнородственными и брачными отношениями, общностью быта – это:
А) класс
Б) семья
В) община
Г) этнос.
18. Что понимается обществоведами под «социальной мобильностью»?
А) оценка обществом социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком
Б) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением
В) измерение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую
Г) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
19. Тип социальных отношений между индивидами и общностями по поводу власти – это:
А) культура
Б) политика
В) демократия
Г) монархия.
20. Унитарное государство, в отличие от федеративного, предполагает:
А) государственную целостность
Б) право суверенитета
В) отсутствие политической самостоятельности субъектов
Г) единство системы государственной власти.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. в
3. а
4. а
5. в
6. б
7. а
8. б
9. а
10. а
11. а
12. г
13. б
14. а
15. в
16. г
17. б
18. в
19. б
20. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») -85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы индивидуальных проектов:
1. Активность избирателей как основной показатель уровня развития гражданского общества и правовой культуры.
2. Вина как обязательный признак субъективной стороны преступления. Понимание виновности деяния в современном обществе.
3. ГИА как фактор стресса студентов Колледжа АлтГУ.
4. Есть ли в современной России средний класс?
5. Жизненные цели молодого поколения России (по материалам СМИ).
6. Зачем человеку семья? (социологическое исследование).
7. Знание и соблюдение Конвенции о правах ребенка как показатель уровня правовой культуры человека.
8. Идеальная форма правления современного российского государства.
9. Имидж политического лидера современной России.
10. Интерес молодежи к текущим политическим событиям (по материалам Интернета и собственного макросоциологического опроса).
11. Использование достижений научно-технического прогресса в учебном процессе (на примере Колледжа АлтГУ).
12. Как повысить роль образования в развитии российского общества (по материалам СМИ и интервью с преподавателями Колледжа АлтГУ).
13. Соотношение личных запросов и общественных потребностей при выборе профессии (на примере студентов Колледжа АлтГУ).
14. Какие качества будущего политического лидера могут и должны быть сформированы у студентов Колледжа АлтГУ? (на основании социологического опроса).
15. Какие человеческие качества наиболее ценят студенты Колледжа АлтГУ (микросоциологическое исследование).
16. Какой тип политической культуры преобладает у студентов Колледжа АлтГУ?
17. Кто выбирает юридический профиль образования: социальный портрет.
18. Мои знакомые – пользователи Интернета (микросоциологическое исследование).
19. Молодежь середины XX века и первого десятилетия XXI века: ценностные приоритеты. (Социологическое исследование).
20. Мотивы учебной деятельности студентов Колледжа АлтГУ (микросоциологическое исследование).
21. Настоящий мужчина: каким он должен быть? (на основании социологического исследования).
22. Наука и искусство – два способа постижения мира.
23. Образ жизни студента Колледжа АлтГУ.
24. Объективное и субъективное в социальном познании.
25. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
26. Отношение молодежи к профессии педагога (на основании социологического исследования).
27. Паранаука как устойчивое явление современного социума.
28. Проблема буллинга среди молодежи г. Барнаула.
29. Проблема профессионального самоопределения молодежи (на примере студентов Колледжа АлтГУ).
30. Роль и значение женщины в политике: исторический аспект и современность.
31. Роль личности в истории: яркая индивидуальность и зрелая личность (опыт сравнительной характеристики на примере политических лидеров).
32. Рынок труда и молодежь.
33. Наиболее востребованные профессии: сегодня и 50 лет назад.
34. Наиболее вредные достижения цивилизации (по материалам Интернета и собственного социологического опроса).
35. Создание (совершенствование) системы самоуправления в Колледже АлтГУ.
36. Социальное развитие в программах политических партий России (на примере парламентских партий).
37. Социальные сети: почему люди предпочитают реальному общению виртуальный мир? (на основании социологического опроса).
38. Стили конфликтного поведения (по материалам СМИ).
39. Стратификация современного российского общества.
40. Трансформация духовных ценностей молодежи Алтайского края (по материалам местных органов СМИ, бесед с родителями и преподавателями Колледжа АлтГУ).
41. Этно-конфессиональная и демографическая ситуация в Алтайском крае в начале XXI века.

Критерии оценивания:

100 – 85 баллов – оценка «отлично» Актуальность темы проекта обоснована, сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования. Обучающийся самостоятельно справился с планированием работы, отбором и интерпретацией необходимой информации, применил приобретённые знания и способы действий при выполнении работы, использовал знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; показал сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Публичная защита работы показала уверенное владение материалом, умение чётко, аргументировано и корректно отвечать на поставленные вопросы, отстаивать собственную точку зрения; при защите использован наглядный материал (презентация, таблицы, схемы и др.).
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» Актуальность темы проекта обоснована содержание работы в целом соответствует поставленной цели и задачам; структура работы логична; использованы методы, адекватные поставленным задачам; имеются выводы, соответствующие поставленным задачам. Обучающийся в целом справился с планированием работы, отбором и интерпретацией необходимой информации, применил приобретённые знания и способы действий при выполнении работы, использовал знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; в основном показал сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; защита проекта показала достаточно уверенное владение материалом, однако допущены неточности при ответе на вопросы; ответы на вопросы недостаточно аргументированы; при защите использован наглядный материал, основные требования к оформлению работы в целом соблюдены, но имеются небольшие недоработки.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» Актуальность темы, её, цель и задачи работы сформулированы нечётко, содержание не всегда согласовано с темой и (или) поставленными задачами; самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо являются формальными. Имеются нарушения по оформлению работы; обучающийся не применил приобретённые знания и способы действий при выполнении работы, недостаточно использовал знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; показал недостаточную сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; в ходе защиты работы проявились неуверенное владение материалом, неумение отстаивать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» Актуальность работы не обоснована, цель и задачи сформулированы не точно, либо их формулировки отсутствуют; содержание и тема работы плохо согласуются (не согласуются) между собой; большая часть работы списана с одного источника либо заимствована из сети Интернет; выводы не соответствуют поставленным задачам (при их наличии); отсутствует сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; нарушены правила оформления работы; в ходе защиты работы проявилось неуверенное владение материалом, допущены существенные ошибки.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзамен проводится в смешанной форме (электронное тестирование и устный ответ (при неудовлетворительном результате теста) после успешной сдачи всех текущих аттестаций.
Экзамен является формой промежуточного контроля знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Умения отрабатываются студентами в ходе выполнения заданий на практических занятиях.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы;
- посещение консультации перед экзаменом.
Литература для подготовки рекомендуется преподавателем либо, указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится путем электронного тестирования по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. Тестовые задания представлены открытого и закрытого типа (выбор правильного ответа, множественный выбор, установление последовательности, установление соответствия). Все задания выводятся на экран в случайном порядке. Время, установленное для электронного тестирования, составляет 45 минут. Для прохождения теста предусмотрена одна попытка. По окончании электронного тестирования результат выводится студенту автоматически.
В случае неудовлетворительного результата электронного тестирования пересдача проводится устно по вопросам курса.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=527375)

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.
3. Мораль. Нравственная культура.
4. Искусство, его основные функции.
5. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
6. Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
7. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний.
8. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
9. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
10. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
11. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция.
12. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
13. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения.
14. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Рыночные отношения в современной экономике.
15. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли.
16. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
17. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа.
18. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм.
19. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
20. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
21. Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения.
22. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство.
23. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
24. Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
25. Гражданство Российской Федерации.
26. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
27. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.
28. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
29. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
30. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
31. Особенности административной юрисдикции.
32. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
33. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
34. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также экзамена. Баллы, полученные на экзамене суммируются с общими баллами.

Критерии оценивания электронного тестирования:
85-100 баллов - (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста
70-84 баллов - (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста
50-69 баллов - (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста,
0-49 баллов - (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста

Критерии оценивания устных ответов:
100 – 85 баллов – оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куклина Е. Н., Мазниченко М. А., Мушкина И. А. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.2 Федоров Б.И. Обществознание: учебник для СПО: учебник для СПО Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агафонова Н.В. - отв. ред. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/437702
Л2.2 Под ред. Агафоновой Н.В. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс онлайн portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины Обществознание используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной Обществознание необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины Обществознание обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины Обществознание.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Обществознания. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине Обществознание следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.