МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Канд. искусствоведения, доцент, Шелюгина Ольга Александровна

Рецензент(ы):
канд. искусствоведения, зав. кафедрой, Кирюшина Юлия Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать начальные знания и навыки в области дизайна, включая понимание принципов дизайна, его историю и методологию, а также развить творческое мышление и способность применять дизайнерские концепции к практическим задачам. Эта дисциплина также направлена на развитие критического восприятия дизайна и способности анализировать и оценивать дизайнерские решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые принципы дизайна
1.1. Цифровой дизайн в контексте развития современных технологий и цифровой культуры Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Инструменты и методы работы в современном дизайне Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Инструменты и методы работы в современном дизайне Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Развитие визуальной коммуникации и дизайна: исторический экскурс Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Визуальный дизайн
2.1. Визуальный дизайн: цвет Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Визуальный дизайн: форма и композиция Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Визуальный дизайн: шрифт и основы типографики Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проектная деятельность и методологии современного дизайна
3.1. Понятный и привлекательный дизайн: психофизиология восприятия визуальной информации. Приемы визуализации информации. Мультисенсорный и эмоциональный дизайн Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Проектная деятельность в дизайне Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка дизайн-проекта Сам. работа 4 24 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Защита дизайн-проекта Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3024

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое цветовая палитра в контексте визуального дизайна?
a. Это набор всех возможных цветов.
b. Это ограниченный выбор цветов, используемых в дизайне для создания единого визуального стиля.
c. Это цветовой круг, который используется только в дизайне интерфейсов..
d, Это таблица с числовыми значениями цветовых кодов.
Ответ: b. Это ограниченный выбор цветов, используемых в дизайне для создания единого визуального стиля.

2. Что такое "типографика" в визуальном дизайне и как она связана с разработкой визуального стиля интерфейса?
a. Наука о цветах.
b. Наука о формах.
c. Наука о шрифтах и их использовании в дизайне
d. Наука о композиции.
Ответ: c. Наука о шрифтах и их использовании в дизайне

3. Какие аспекты визуального дизайна следует учитывать при создании анимации в интерфейсе?
a. Цвет, форма, шрифт и композиция.
b. Только выбор цвета фона.
c. Только размер элементов интерфейса.
d. Качество иллюстраций.
Ответ: a. Цвет, форма, шрифт и композиция.

4. Какой фактор следует учитывать при разработке визуального стиля для пользовательского интерфейса с точки зрения развития визуальной культуры?
a. Только собственное видение дизайнера.
b. Текущие тренды и визуальные предпочтения пользователей.
c. Стоимость лицензии на шрифт.
d. Разрешение экрана устройства.
Ответ: b. Текущие тренды и визуальные предпочтения пользователей.

5. Каким образом анимация может повысить вовлеченность и интерактивность пользователей?
a. Анимация не оказывает влияния на вовлеченность и интерактивность пользователей.
b. Анимация может сделать интерфейс более привлекательным, обеспечивая плавные переходы и акценты.
c. Анимация делает интерфейс менее интерактивным.
d. Анимация только раздражает пользователей.
Ответ: b. Анимация может сделать интерфейс более привлекательным, обеспечивая плавные переходы и акценты.

6. Почему важно иметь единый визуальный стиль в пользовательском интерфейсе?
a. Это сэкономит деньги на разработке.
b. Это сделает интерфейс более сложным.
c. Это создаст единое и узнаваемое визуальное впечатление для пользователей.
d. Это не имеет значения для пользователей.
Ответ: c. Это создаст единое и узнаваемое визуальное впечатление для пользователей.

7. Какие инструменты часто используют дизайнеры для разработки визуального стиля интерфейса?
a. Маркеры и бумага.
b. Графические редакторы, такие как Figma и Sketch.
c. Печатные журналы о дизайне.
d. Только мониторы с высоким разрешением.
Ответ: b. Графические редакторы, такие как Figma и Sketch.

8. Почему важно следить за последними трендами в дизайне при создании анимации?
a. Тренды не влияют на анимацию.
b. Тренды помогают более быстро создавать анимационные эффекты.
c. Тренды могут помочь адаптировать анимацию под современные ожидания пользователей и визуальные стандарты.
d. Визуальная культура всегда остается неизменной и следование трендам не имеет смысла.
Ответ: c. Тренды могут помочь адаптировать анимацию под современные ожидания пользователей и визуальные стандарты.

9.Какое важное правило относительно цвета следует соблюдать при разработке визуального стиля?
a. Использовать как можно больше разных цветов.
b. Не использовать яркие цвета.
c. Цвет не имеет значения в визуальном дизайне.
d. Соблюдать единое цветовое решение, чтобы создать гармоничный вид интерфейса.
Ответ: d. Соблюдать единое цветовое решение, чтобы создать гармоничный вид интерфейса.

10. Какие аспекты визуальной культуры могут влиять на выбор шрифтов?
a. Только мода на определенные шрифты.
b. Только предпочтения дизайнера.
c. Шрифты не имеют значения в дизайне.
d. Ассоциации и настроения, которые они вызывают, соответствие шрифта общему стилю дизайна.
Ответ: d. Ассоциации и настроения, которые они вызывают, и соответствие шрифта общему стилю дизайна.

11. Какие цели могут преследоваться при использовании анимации в интерфейсе?
a. Только сделать интерфейс красивее.
b. Увеличить количество информации на экране.
c. Улучшить визуальную привлекательность, поддержать пользовательский опыт, облегчить навигацию и передать важные сообщения.
d. Усложнить интерфейс.
Ответ: c. Улучшить визуальную привлекательность, поддержать пользовательский опыт, облегчить навигацию и передать важные сообщения.

12. Какой элемент дизайна отвечает за организацию информации на странице и структуру интерфейса?
a. Цвет
b. Композиция
c. Шрифт
d. Форма
Ответ: b. Композиция

13. Почему важно учитывать развитие визуальной культуры при разработке визуального стиля интерфейса?
a. Развитие визуальной культуры может влиять на визуальные предпочтения пользователей и требования к дизайну.
b. Это помогает сократить бюджет разработки интерфейса.
c. Визуальная культура не влияет на дизайн интерфейса
d. Это не имеет значения для пользователей.
Ответ:a. Развитие визуальной культуры может влиять на визуальные предпочтения пользователей и требования к дизайну.

14. Что представляет собой "композиция" в визуальном дизайне?
a. Это процесс разработки кода для интерфейса.
b. Это организация и распределение элементов на экране или странице интерфейса.
c. Это выбор цветовой палитры.
d. Это анимация элементов интерфейса.
Ответ: b. Это организация и распределение элементов на экране или странице интерфейса.

15. Какие инструменты и программы часто используются для создания анимации интерфейса?
a. CorelDRAW.
b. Adobe After Effects, Figma, Adobe XD
c. Microsoft Word и Excel.
d. LibreOffice
Ответ: b. Adobe After Effects, Figma, Adobe XD


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой инструмент часто используется для создания макетов интерфейса и визуальных прототипов?
Ответ: Графические редакторы, такие как Figma или Sketch.

2. Почему важно соблюдать единый визуальный стиль в интерфейсе?
Ответ: Это создает единое и узнаваемое визуальное впечатление, улучшает пользовательский опыт и повышает брендовую идентичность.

3. Организация и распределение элементов на экране или странице интерфейса — это:
Ответ: Композиция.

4. Зачем следует учитывать современные тенденции и тренды в дизайне при создании интерфейсной анимации?
Ответ: Тренды могут помочь адаптировать анимацию под современные ожидания пользователей и визуальные стандарты.

5. Наука о шрифтах и их использовании в дизайне — это:
Ответ: типографика.

6. С учетом каких аспектов следует подходить к выбору шрифта для дизайн-проекта?
Ответ: Ассоциации и настроения, которые шрифты вызывают, соответствие шрифта общему стилю дизайна.

7. Почему важно использовать анимацию для подчеркивания перемещения элементов в интерфейсе?
Ответ: Анимация перемещения может помочь пользователям лучше понимать изменения состояния интерфейса, делать навигацию более интуитивной.

8. Какие аспекты дизайна интерфейса могут быть усилены с помощью анимации?
Ответ: Анимация может усилить визуальную и функциональную привлекательность, подчеркнуть важные элементы

9. Каким образом анимация может поддерживать брендирование?
Ответ: Анимация может использоваться для передачи уникальных характеристик бренда, таких как логотип, цветовая схема

10. Почему важно тестировать дизайн интерфейса на пользователях?
Ответ: Тестирование дизайна интерфейса на пользователях позволяет оценить, как дизайн взаимодействует с конечными пользователями, и выявить потенциальные проблемы в восприятии или понимании интерфейса.

11. Что такое адаптивный дизайн интерфейса?
Ответ: Дизайн интерфейса, который способен адаптироваться к разным размерам экранов и ориентациям.

12. Какая роль у шрифта в дизайне интерфейса для мобильных устройств?
Ответ: Шрифты должны быть легко читаемыми на маленьких экранах, а также соответствовать стилю приложения.

13. Какие элементы визуального стиля могут способствовать созданию минималистичного интерфейса?
Ответ: Простые цветовые схемы, минимум декоративных элементов.

14. "Цветовая _______ - это набор цветов, используемых в дизайне интерфейса". Укажите пропущенное слово.
Ответ: палитра ИЛИ схема.

15. Какие аспекты шрифта следует учитывать при выборе шрифта для дизайна?
Ответ: При выборе шрифта следует учитывать его читаемость, размер и согласование с общим стилем дизайна.

16. Какие преимущества предоставляет адаптивный дизайн интерфейса?
Ответ: Адаптивный дизайн обеспечивает оптимальное отображение интерфейса на разных устройствах

17. Что такое "минимализм" в дизайне интерфейса?
Ответ: Минимализм в дизайне интерфейса характеризуется простотой, отсутствием лишних деталей и акцентом на функциональности.

18. Что такое градиенты в дизайне?
Ответ: Градиенты - это плавные переходы цвета от одного оттенка к другому.

19. Укажите пропущенное слово: "Дизайн для ______ устройств учитывает ограниченное пространство, жесты взаимодействия и адаптивность для разных экранов."
Ответ: мобильных.

20. Что характерно для плоского дизайна (flat design)?
Ответ: Яркие цвета, простые формы, отсутствие объемности.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0A785AA3-6C5E-4A15-90CA-0F94618AC3B4
Л1.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3024 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-
en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения каждого модуля ознакомьтесь с учебного материалами, представленными в лекциях и в электронном курсе
Следуйте предложенной структуре модуля, осваивая материал поэтапно. В процессе выполнения заданий активно применяйте освоенные навыки и творческие концепции. Одна из основных частей курса — разработка дизайна для реального проекта. Выделите достаточно времени для этой задачи. Прорабатывайте каждый этап проекта, начиная с концепции и макетирования до окончательной реализации. Ознакомьтесь с используемыми программами и инструментами, такими как графические редакторы, прототипирование. Практикуйтесь в их использовании, экспериментируйте с различными функциями. В процессе разработки дизайн-проектов и выполнения заданий важно анализировать свою работу критически. Принимайте во внимание обратную связь от преподавателя и своих однокурсников, чтобы постоянно совершенствовать навыки. Уделяйте достаточно времени завершению проектов и подготовке к презентации результатов, это важная часть процесса.