МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 12 12 30 30
Практические 20 20 22 22 42 42
Итого 38 38 34 34 72 72

Программу составил(и):
Препод., Стрельникова Н.С.

Рецензент(ы):
Препод., Евтифеев О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Ювенальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Ювенальное право» являются: формирование у студентов системы знаний, умений, научно-обоснованного мышления и целостного, систематизированного представления о становлении, развитии, организации и функционировании в Российской Федерации новой отрасли - ювенального права, регулирующего правоотношения, участниками которых являются несовершеннолетние.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные научные взгляды и концепции основ ювенального права; исторические аспекты становления и развития основ ювенального права; нормы по защите и ответственности несовершеннолетних в отраслях отечественного законодательства; принципы, формы, способы, механизмы защиты прав несовершеннолетних.
3.2.Уметь:
3.2.1.Правильно употреблять основные правовые понятия и категории; характеризовать: основные черты правового положения несовершеннолетнего, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора с несовершеннолетним; объяснять: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; особенности административной ответственности несовершеннолетних;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности с несовершеннолетними.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрены.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и источники ювенального права: предмет, метод и система
1.1. Основы ювенального права. Ювенальная политика в Росии. Виды нормативных правовых актов по охране несовершеннолетних Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в курс учебной дисциплины «Ювенальное право. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные понятия и источники ювенального права. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в РФ
2.1. Несовершеннолетний как субъект ювенального права и ювенальных правоотношений. Понятие правового статуса несовершеннолетнего и его разновидности. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в РФ. Личные права и свободы несовершеннолетнего. Политические права и свободы несовершеннолетнего. Социальные, экономические и культурные права и свободы несовершеннолетнего. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетнего в семейном законодательстве
3.1. Несовершеннолетний как субъект семейного права. Алиментные обязательства. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Алиментные обязательства. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Лишение и ограничение родительских прав. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Лишение и ограничение родительских прав. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Лишение родительских прав. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Опека и попечительство. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Опека и попечительство. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений
4.1. Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Правовой статус несовершеннолетнего в нормах российского трудового права. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Трудовые права несовершеннолетних. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
5.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие и особенности правового статуса несовершеннолетнего. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.4. Гражданская правоспособность и дееспособность. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.5. Права несовершеннолетних на жилище. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.6. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Ответственность и защита несовершеннолетних в административном законодательстве
6.1. Понятие и признаки административного правонарушения как основания административной ответственности. Понятие и признаки административной ответственности несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
6.4. Ответственность и защита прав несовершеннолетних в административном праве. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.5. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Правовое положение несовершеннолетних в уголовном законодательстве
7.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
7.4. Правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.5. Правовое положение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.6. Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «ювенальное право». Наука ювенального права.
2. Ювенальная политика в Российской Федерации.
3. Понятие конституционно-правового статуса ребенка (несовершеннолетнего) в Российской Федерации.
4. Личные права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
5. Политические права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
6. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
7. Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения.
8. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений.
9. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.
10. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве.
11. Опека и попечительство над несовершеннолетними.
12. Управление имуществом несовершеннолетнего.
13. Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетнему.
14. Понятие гражданско-правовой ответственности.
15. Гражданская деликтоспособность.
16. Гражданско-правовая ответственность малолетних.
17. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
18. Особенности ответственности несовершеннолетних, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
19. Несовершеннолетний как субъект семейного права.
20. Права несовершеннолетнего, предусмотренные семейным законодательством.
21. Лишение и ограничение родительских прав.
22. Алиментные обязательства.
23. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
24. Трудовые и жилищные права несовершеннолетних по российскому законодательству.
25. Обязанности несовершеннолетних работников в трудовых правоотношениях.
26. Меры поощрения и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников.
27. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних.
28. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
29. Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
30. Освобождение от административной ответственности несовершеннолетних.
31. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
32. Защита несовершеннолетних в уголовном законодательстве.
33. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве.
34. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
35. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу.
36. Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе.
37. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
38. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса.
39. Правовое положение несовершеннолетнего как свидетеля в гражданском судопроизводстве.
40. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
41. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
42. Анализ федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
43. Анализ федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
44. Анализ постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для Эссе:
1. Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних и пути их преодоления;
2. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков;
3. Особенности административно-правового регулирования помещения несовершеннолетних граждан иностранных государств в центры временного содержания и передачи их законным представителям.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен в приложении «ФОС_Ювенальное право_2022»
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнеева И.Л. Семейное право: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Ветошкин Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э2 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э3 Курс онлайн portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offiсe:
MS Word,
MS Excel.

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
ИПО системы «Гарант». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины «Ювенальное право».
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Ювенальное право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Ювенальное право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления на практических занятиях;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к практическим занятиям;
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к практическим занятиям устных сообщений;
− подготовки индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций.
4. При реализации учебной дисциплины «Ювенальное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение задач с применением нормативно-правовых актов, круглый стол, составление правовых документов, письменная работа.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении опорных конспектов, составлении таблиц, составлении правовых документов, письменная работа, тест.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «Ювенальное право».
Дифференцированный зачет сдается в устной форме. Представляет собой устный ответ на 2 вопроса из 44 представленных.
Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.