МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Облачные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильБухгалтерский учет и аудит
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_01_Экономика_БиА-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 136
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 136 136 136 136
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Препод., Кураев М.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Облачные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирования знаний об основных технологиях, реализуемых в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
умений формировать виртуальную облачную среду разработки программного обеспечения с использованием современных информационных технологий;
проводить разработку в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач.
ОПК-6 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
знать основные технологии формирования виртуальных облачных сред, технологии разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
знать технологии и методы разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.использоваать основные технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
применять основные технологии формирования виртуальных облачных сред, технологии разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
использовать технологии и методы разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования основных технологии, реализуемые в концепции облачных вычислений (системы виртуализации, гипервизоры, системы управления и балансировка облачных ресурсов, обеспечения гарантированного качества обслуживания);
навыками применения основных технологий формирования виртуальных облачных сред, технологий разработки программного обеспечения с использованием современных облачных информационных технологий;
навыками использования технологий и методов разработки в области Интернета вещей и киберфизических систем, обработки и анализа больших данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Облачные информационные технологии и киберфизические системы
1.1. Введение в дисциплину Облачные информационные технологии и киберфизические системы Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 24 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Лекции 8 4 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Сам. работа 8 16 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Облачные хранилища данных. AWS, Microsoft, Google, Yandex Лабораторные 8 6 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Лабораторные 8 6 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.8. Облачные сервисы Microsoft, Google, Yandex. Сам. работа 8 16 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.9. Выполнение индивидуального задания Лабораторные 8 6 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.10. Выполнение индивидуального задания Сам. работа 8 18 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Интернет вещей и киберфизические системы
2.1. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Сам. работа 8 11 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Основы промышленного инртернета вещей и киберфизические системы Лабораторные 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Сам. работа 8 10 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.6. Сферы применения индустриальных киберфизических систем Лабораторные 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.7. Проектирование индустриальных киберфизических систем Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 10 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.9. Проектирование индустриальных киберфизических систем Лабораторные 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.10. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 10 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.11. Кибербезопасность в Интернете вещей Лекции 8 4 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 10 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.13. Кибербезопасность в Интернете вещей Лабораторные 8 2 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.14. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 11 ОПК-5, ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вязилов Е. Д. Архитектура, методы и средства Интернет-технологий: М. : КРАСАНД, 2009
Л1.2 Рыбальченко М.В. АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мол Д. Создание облачных, мобильных и веб-приложений на F#: учебное пособие Москва : ДМК Пресс ЭБС «Лань», 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астапчук В.А., Терещенко П.В. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: Учебное пособие: Учебное пособие Юрайт, 2019// ЭБС Университетская библиотека Online www.biblio-online.ru
Л2.2 И.В. Минина, А.В. Прилепина, Т.Ю. Спивак Основы современных компьютерных технологий [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492637
Л2.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Половикова О. Н. Проектирование программных систем на языке UML: метод. пособие по курсу "Технология программирования" Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям citforum.ru
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" www.intuit.ru
Э3 Открытые системы www.osp.ru
Э4 Андреев, Третьяков Промышленный Интернет вещей books.ifmo.ru
Э5 Курс Облачные технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Oracle VirtualBox,
GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория),
стандартный набор утилит Linux,
ПО из репозитория GNU/Linux,
IBM Rational Software Architect Designer (дистрибутив),
Alfresco (дистрибутив),
Drupal (дистрибутив),
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3028