МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильАрт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 65
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 65 65 65 65
Консультации 68 68 68 68
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
к.иск., зав.каф., доцент, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение истории отечественной культуры X-XXI столетий, определение её национального своеобразия, места в системе мировой культуры и цивилизации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает теоретические и исторические основы, методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик
ОПК-1.2 Умеет применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные вехи истории русской культуры X-XXI столетий, особенности целостных культурно-исторических эпох и характерных явлений культуры; современные проблемы и задачи изучения истории Отечественной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять системные взаимосвязи в явлениях и процессах отечественной культуры; находить общие черты эпохи в конкретных явлениях культуры, устанавливать смысловые параллели в историко-культурном процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками анализа явлений культуры, её процессов и отдельных произведений, принимая во внимание широкий культурно-исторический контекст

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные подходы к изучению истории отечественной культуры.Тема 1. Феномен культуры, его границы и сущностные свойства. Тема 2. Человек и культура: взаимные притяжения
1.1. Онтологические основания культуры в отношениях человека и мира Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности изучения культуры и истории отечественной культуры Практикум. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Феномен культуры, его границы и сущностные свойства Консультации 2 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Человек и культура: взаимные притяжения. Творческое задание "Зачем я пришёл в этот мир?" Сам. работа 2 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Человек в культуре и межкультурных взаимодействиях Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Законы развития человека как творца и творения культуры Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История культуры Древней и Средневековой Руси. Тема 3. Языческие традиции в культуре Древней Руси. Тема 4. Культура русского Средневековья
2.1. Духовные истоки и типологические особенности культуры древних славян Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Языческие традиции древних славян Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Взаимовлияние языческой и христианской картины мира Консультации 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Художественная культура Руси X - XI вв. Сам. работа 2 28 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Культура русского Средневековья Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Духовные смыслы средневековой храмовой архитектуры Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Духовные основы православной культуры. Искусство в системе православного культа Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Русский храм как модель мира Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Русское религиозное искусство Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Практикум по русской религиозной философии Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Консультации 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2
Раздел 3. Отечественная культура Нового времени. Тема 5. Реформы Петра Первого и европейский вектор развития России. Редактировать Тема 6. Золотой век русской культуры
3.1. Русское Барокко в условиях исторического перехода культуры Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Культура русского барокко Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Культура эпохи Просвещения в России Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Русская культура XVIII века Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Художественная культура России XIX века Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Золотой век русской культуры Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Отечественная культура ХХ века. Русский Авангард: культура и искусство. Тема 8. Советская Отечественная культура
4.1. Культура России рубежа XIX-XX веков Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Отечественное искусство Авангарда и Серебряного века Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Отечественная культура и искусство советских лет Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Русская идея и её выражение в культуре и искусстве Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Типологические особенности русской культуры Консультации 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Сам. работа 2 13 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8867

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупный способ и продукт человеческой деятельности – это … .
а) цивилизация;
б) культура;
в) искусство;
г) творчество.
Правильный ответ: б

2. Какая оппозиция из приведённых ниже определяет исходные границы понятия «культура»?
а) культура и натура (природа);
б) культура и человек;
в) культура и машина.
Правильный ответ: а.

3. Какая из трёх условно выделяемых подсистем культуры определяет качество культуры в целом и влияет на характер других подсистем?
а) материальная культура
б) художественная культура
в) духовная культура.
Правильный ответ: в

4. Кто автор семиотической концепции культуры?
а) З. Фрейд;
б) Н. Бердяев;
в) Ю. Лотман.
Правильный ответ: в

5. Какой подход применяется для изучения культуры в исторической динамике?
а) системный;
б) исторический;
в) психологический.
Правильный ответ: б.

6. Кто автор принятого в современной культурологической науке целостного определения культуры: «Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности»?
а) Лотман Ю.М.
б) Каган М.С.
в) Лихачёв Ю.М.
Правильный ответ: б.


7. Что лежит в основе построения исторической типологии культуры?
а) картина мира;
б) художественный стиль эпохи;
в) политическое устройство общества.
Правильный ответ: а.

8. Что вмещают в себя смысловые границы научного понимания культуры?
а) всю деятельность человека;
б) художественный стиль эпохи;
в) сферу взаимодействия человека и природы.
Правильный ответ: а

9. Как вы понимаете научный тезис о системном строении культуры?
а) культура представляет собой неразрывную целостность, в которой все элементы взаимосвязаны;
б) развитие культуры подчиняется общим логическим законам;
в) культура – стабильное явление с чёткой структурой и иерархическим строением.
Правильный ответ: а

10. Каковы взаимоотношения человека и культуры?
а) человек создаёт культуру и определяет её качество;
б) культура – это среда, в которой формируется человек, и его качества зависят от условий окружающей его культуры;
в) человек творит культуру, но и культура формирует человека, они взаимно опосредуют друг друга.
Правильный ответ: в

11. Аксиологический подход к исследованию культуры заключается в направленности на
а) научные аксиомы
б) символы и знаки
в) экономическую стратегию общества
г) духовные ценности
Правильный ответ: г

12. Семиотический подход к исследованию культуры заключается в направленности на
а) религиозные учения
б) символы и знаки
в) духовные ценности
Правильный ответ: б

13. Что может служить генеральной характеристикой художественной культуры в культурологическом аспекте?
а) образ мира (или модель мира)
б) профессия художника
в) художественный стиль эпохи
Правильный ответ: а

14. Синкретизм культуры первобытности означает
а) символический характер
б) рациональность понимания мира
в) нерасчленённость
Правильный ответ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

2. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

3. Для построения типологической модели культуры нужен признак, в котором были бы синтезированы основные характеристики культуры. Такой общей культурной матрицей способна выступать широко понятая … .
Правильный ответ: модель мира.

4. Поэтому … , этот художественный эквивалент и воплощение общекультурной модели мира, может служить генеральной характеристикой художественной культуры в культурологическом аспекте.
Правильный ответ: образ мира.

5. В каком-то смысле все современные виды жизнедеятельности человека берут свое начало в …, поэтому изучение … культуры представляет большой интерес для исследователей
Правильный ответ: первобытности, первобытной.

6. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

7. Сторонники игровой концепции происхождения искусства полагают, что первым и определяющим стимулом художественного творчества было стремление человека к игре. Кто был автором игровой теории?
Правильный ответ: Й. Хёйзинга

8. Назовите три пути выхода культуры в цивилизационное развитие (по концепции М.С. Кагана)
Правильный ответ: кочевой, земледельческий и ремесленно-торговый.

9. Какие два признака чётко указывают на начало периода средневековья?
Правильный ответ: феодальные отношения и принятие одной из мировых религий.

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

11. Поясните смысл названия эпохи Возрождения.
Правильный ответ: Возрождение получило свое название благодаря действительному возрождению отвергнутой и осужденной Средневековьем культуры Античности

12. Романтики … необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения.
Правильный ответ: отрицали.

13. Что означает термин «классический»?
Правильный ответ: образцовый.

14. Культура России XIX в. являет пример невиданного … в своих вершинных достижениях.
Правильный ответ: взлёта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура РФ.Портал www.culture.ru
Э2 Электронный курс portal.edu.asu.ru
Э3 Министерство культуры РФ culture.gov.ru
Э4 Русский мир. Информационный портал фонда "Русский мир". СБОРНИК САЙТОВ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ russkiymir.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/)(бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.