МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование понимания принципов функционирования государственных институтов в области национальных отношений, овладение методикой анализа политического процесса на разных уровнях: теоретическом, идеологическом, институциональном и инструментальном.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
УК-5.3 Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.1 Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль государственно-национальной и конфессиональной политикм в процессах современного государственного строительства
1.1. Понятия нация, государство, национальное государство. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.2. Нация, государство, национальное государство. Современные теории и подходы Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.3. Возможность построения демократии в полиэтнических государствах Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.4. Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.5. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков Сам. работа 5 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.6. Этническая идентичность: идеология и практика социально-политических действий. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.7. Межэтнические отношения. Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.8. Межэтнические конфликты. Причины и пути решения. Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.9. Глобализация и маргинальность. Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.10. Национальное строительство в России. Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.11. Государственное управление в сфере национальных отношений РФ и его конституционно-правовое регулирование Лекции 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.12. Конституционные принципы государственного управления в сфере национальных отношений в и устойчивое развитие РФ Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.13. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
1.14. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Сам. работа 5 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
Раздел 2. Национальная и религиозная политика в эпоху становления российского федерализма
2.1. Свобода совести и свобода вероисповедания в XXI в. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.2. Свобода совести и свобода вероисповедания в XXI в. Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.3. Вопросы миграционной политики в РФ. Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.4. Противодействие проявлениям экстремизма и ксенофобии Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.5. Вопросы миграционной политики в РФ. Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.6. Противодействие проявлениям экстремизма и ксенофобии Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.7. Органы государственной власти, осуществляющие национальную и конфессиональную политику Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.8. Органы государственной власти, осуществляющие национальную и конфессиональную политику Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.9. Процесс совершенствования законодательной базы государственно - церковных отношений Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.10. Деятельность Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.11. Деятельность Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.12. Деятельность Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.13. Законодательный процесс в сфере государственной национальной политики. Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3
2.14. Законодательный процесс в сфере государственной национальной политики. Сам. работа 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции

ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

1. В 1985 г. в состав СССР входило:
а) 15 республик
б) 4 республики
в) 10 республик

2. Взаимоотношения с какими субъектами Федерации создавали угрозу единству России в 1991–1996 гг.?
а) Башкортостан
б) Чечня
в) Такой угрозы нет

3. Можно ли согласиться с утверждением, что в период 1950 – 1970-х гг. в СССР и в странах Восточной Европы «национальный вопрос был решен полностью и окончательно»?
а) Скорее да, чем нет
б) Скорее нет, чем да
в) Да

4. Процесс ассимиляции народов – это:
а) Четкое разграничение на «своих» и «чужих» на сознательном и подсознательном уровне
б) Процесс разделения наций на «нацию господ» и «нацию рабов»
в) Процесс постепенного смешения народов через межнациональные браки

5. По инициативе какого политического лидера произошел «парад суверенитетов», приведший к развалу СССР в 1991 г.?
а) Ельцина Б. Н.
б) Горбачева М. С.
в) Примакова Е. М

6. Какое событие окончательно подготовило процесс распада СССР?
а) События августа 1991 г. – ГКЧП
б) Противостояние Б. Н. Ельцина и М. С. Горбачева в политической жизни
в) Перестройка М. С. Горбачева

7. Черта оседлости – это:
а) Условная линия, разграничивающая районы между оседлыми и кочевыми народами
б) Граница пограничной зоны
в) Условная линия, восточнее которой было запрещено селиться евреям

8. Был ли решен национальный вопрос в процессе развала СССР и образования самостоятельных республик?
а) Был
б) Не был
в) Скорее был, чем не был

9. Какое стандартное обвинение предъявлялось народам, подвергаемым высылке в 1944 – 1945 гг.?
а) Народ-предатель, в годы войны сотрудничество с фашистами
б) Исторический враг русского народа
в) Проживание на оккупированной территории

10. В 1922 г. СССР был образован как:
а) Федеративное государство, где республики имеют равные права
б) Унитарное государство, где республики входят в состав России
в) Преемник Российской империи

11. Отношения между людьми различных этнических общностей (нация, народность, племя) во всех сферах общественной жизни – политике, экономике, культуре, межличностном общении – это:
а) Политические отношения
б) Национальные отношения
в) Экономические отношения

12. Можно ли утверждать, что формирование многонационального Российского государства носило в основном добровольный характер?
а) Скорее да, чем нет
б) Да
в) Скорее нет, чем да

13. Позиция белого движения по национальному вопросу в 1917 – 1922 гг.:
а) Необходима ликвидация всех национальных границ
б) Каждая нация имеет право на самоопределение вплоть до отделения
в) Единая и неделимая Россия

14. Подсознательная и сознательная неприязнь к представителям других рас, основанная на убеждении в их физической и умственной неполноценности, – это:
а) Расизм
б) Шовинизм
в) Национализм.

15. Финляндия обрела независимость от России и стала самостоятельным государством в:
а) 1922
б) 1917
в) 1918

Ключ:1а, 2б, 3а, 4в, 5б, 6а, 7в, 8б, 9а, 10 а, 11 б, 12а, 13 в, 14б, 15б.
Открытые
1. Субъекты РФ:
неравноправны во взаимоотношениях с Федеральным центром, т.к. имеют различия в сфере разграничения совместных полномочий.

2. Мерами по усилению стабильности регионального развития можно считать:
конкретизацию предметов ведения субъектов РФ.

3. Государственная региональная политика РФ предполагает:
разработку и осуществление федеральных программ регионального развития и межрегионального взаимодействия.

4. Российская Федерация
включает в себя 6 видов субъектов.

5. Права и обязанности субъектов РФ определяются
Конституцией РФ.

6. К социальной инфраструктуре региона относятся:
учреждения образования и учреждения здравоохранения, а также учреждения и организации культуры и науки.

7. Региональная социальная политика направлена на:
противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации в регионе.

8. Согласно социально-экономическому критерию уровень социального развития регионов России:
нестабильный, имеет признаки резкой дифференциации.

9. В ведении региональных органов государственного управления в социальной сфере находится:
реализация государственной социальной политики и социально-трудовые отношения.

10 Роль социальной политики в деятельности региональных органов власти заключается в том, что:
по ее результатам оценивается эффективность деятельности региональной власти.

11. Ситуация в социальной сфере регионов
зависит от уровня политической и социально-экономической стабильности *региона и страны в целом.

12. В состав политической инфраструктуры региона входят:
некоммерческие общественные организации и СМИ.

13. Деятельность политических партий в регионе регулируется:
ФЗ «О политических партиях» и Конституцией РФ, а также уставами политических партий.

14. Законодательные и представительные органы власти в регионе являются ведущим звеном в политической системе региона, т.к.:
они несут ответственность за правовую базу жизнедеятельности региона.
15. К органам местного самоуправления в регионе относятся:
городские думы.

16. К органам государственного управления на региональном уровне относятся:
законодательные органы власти региона, а также федеральные представительства в регионе и губернатор.

17. Реальная сила политической партии в регионе определяется:
численностью членов региональных отделений и результатами участия в выборах в органы власти.

18. Современному процессу развития системы властных структур на региональном уровне свойственны:
обострение противоречий между федеральными и региональными органами власти.

19. Региональный политический процесс – это
Варианты ответа:
деятельность субъектов региональной политической системы.

20. Для представителей региональной политической элиты характерно
наличие властных полномочий.

21. Значение политического процесса для жизнедеятельности региона заключается в том, что:
в его рамках осуществляется связь населения региона с субъектами региональной политической системы

22. Региональная политическая элита
является узким кругом лиц, обладающих реальной властью в регионе.

23. Тип взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в регионе, выражающийся в подчинении законодательного органа исполнительному (или наоборот), называется:
соглашательским

24. Региональная политическая система – это:
совокупность взаимодействующих политических субъектов в региональном политическом процессе.

25. Современным региональным политическим элитам свойственны:
Варианты ответа:
ориентация на персоны

26. В дотационных и депрессивных регионах внутри региональных политических элит действует
паритетный тип взаимоотношений.

27. Региональная политическая элита включает в себя:
административную, экономическую, интеллектуальную элиту.

28. Основными субъектами региональной политической системы являются:
органы государственного управления и местного самоуправления.

29. Динамика регионального политического процесса определяется:
внутрирегиональными факторами социального развития

30. Основными задачами политических партий в регионе являются:
введение своих представителей во властные структуры региона.



ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

1. Под методологией понимают:
а) основа научного познания;
б) способ научного освоения действительности;
в) способ практического взаимодействия с источником;

2.В структуре введения научного исследования отсутствует:
а) новизна исследования;
б) задачи исследования;
в) эмпирическая часть исследования;
г) методы исследования.

3. Начало религиоведческих исследований было связано с:
а) изучением творчества христианских миссионеров;
б) изучением народного фольклора;
в) изучением истории католицизма;
г) изучением философии истории.

4. Всегда ли истинное знание является научным?
а) Истинное знание может быть и ненаучным.
б) Истинное знание может быть научным только в экономике;
в) Истинное знание может быть научным только в инженерном деле;
г) Истинное знание не существует

5. Под мифом представители мифологической школы понимают:
а) форму бессознательно творящего духа;
б) форма первобытного знания;
в) содержание первобытной эстетической мысли.

6. У истоков исторического направления в религиоведении стоял:
а) В. Гегель;
б) А. Кун;
в) В. Маннхард;
г) Г. Гейне.

7. Является ли систематизированность характерным признаком научного знания?
а) критерием научного знания является его систематизированность;
б) всякое знание систематизировано;
в) системтизированно только естественнонаучное знание.

8. Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:
а) эксперимент;
б) сравнение;
в) наблюдение;
г) опыт.

9. Сводятся ли задачи науки к сбору фактического материала?
а) в этом состоит её цель;
б) не сводится;
в) только в гуманитарных науках;
г) только в естественных науках.

10. У истоков социологии религии стоял:
а) Э. Дюркгейм;
б) К. Маркс;
в) Э. Ренан;
г) М. Вебер.

11. Первая религиоведческая кафедра была открыта:
а) в Париже;
б) в Женеве;
в) в Лондоне;
г) в Берлине.

12. У истоков психологии религии стояли:
а) Д.С. Холл;
б) У. Джемс;
в) Д. Леуб;
г) Ф. Энгельс.

13. Основу методологического базиса религиоведения в XIX веке составил метод:
а) лингвистической критики;
б) текстологической критики;
в) сравнительного анализа;
г) структурного анализа.

14. Метод классификации религии использовался:
а) А. Швейцером;
б) К.П. Тиле;
в) П.Д. Шантепи де ла Соссе;
г) О. Контом.

15. Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами:
а) фундаментальные теории;
б) эмпирические теории;
в) аксиомы.

Ключ 1а, 2-в, 3-а,б, 4-а, 5-а, 6-в, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а,б,г, 11-б, 12-а,б,в, 13-в, 14-б,в, 15-а

Открытые

1. Фактор объективного исследования религии основан на:
беспристрастном подходе.

2. Культурно – историческая школа в изучении религии основана в:
в Германии.

3. Культурная морфология это:
описания культуры как живого организма.

4. Концепцию понимания мифа как - определённой истории, произошедшей, как верили первобытные люди, с их предками, с их прародителями выдвигал:
М. Элиаде.

5. Сочетание метода сравнительного изучения религии с методами исторических исследований стало основой методологии для:
В. Шмидта.

6. Использование метода включенного наблюдения обществ примитивных культур использовал:
Ф Боас.

7. Учение, по которому первоначальной формой религии в истории человечества был культ единого бога это:
теория прамонотеизма;

8. Категорию «нуминозного» в религиоведении обосновал:
Р. Отто.

9. Обоснование доктрины сущностной феноменологии религии принадлежит:
М. Шелеру.

10. Сочетание методов феноменологии религии с необходимой социологической практикой отстаивал:
М. Шелер.

11. Подход к изучению религии, предполагающий личное участие учёного в исследуемой им религиозной традиции, дающий возможность понять значение и проявления различных религиозных характеристик, относящихся к конкретной религии это:
феноменологический подход.

13. Термин «эйдетическое видение» был введен:
Э. Гуссерлем.

14. Задача постижения «основополагающую интенцию» изучаемой религии принадлежит методологии:
Герменевтики.

15. Ф. Шлейермахер и В. Дильтей были предшественниками:
Герменевтики.

16. Направление, занимающееся интерпретацией и толкованием текстов Библии:
герменевтика;

17. Тенденцией религиоведения второй половины XX в.:
повышенное внимание к терминологии и методологии религиоведения;

18. Под религией понимается любая разделяемая группой система мышления и действия, позволяющая индивидам вести осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Данное определение принадлежит:
психологии религии;

19. Сент-Луисский проект обосновывал:
реинтеграции религиоведения и теологии;

20. Предположение о том, что культура представляет собой жестко упорядоченную структуру характерно для:
структурализма

21. Метод построения модели культуры обосновал:
М. Вебер;

22. Коранистика – это наука о:
наука, изучающая внутренние особенности композиции текста Корана.

23. Первый перевод Корана в России появился в:
XVIII в.

24. Направление, включающее в себя психологию религии и социологию религии, а также область исследований, связанная с архаическими верованиями в традиционных обществах, новые религии и новые религиозные движения, проблема соотношения магии, религии и науки это:
антропология религии;

25. Изучение области типологии религиозных организаций производится при помощи:
социологии религии;

26. Основателем сравнительного религиоведения считают:
Дж. Фрезера.

27. Естественная теология, «религиозная метафизика», «христианская философия», «рациональная теология» - это направления:
философии религии;

28. Идею демифологизации Нового Завета развивал:
Р. Бультман;

29. Корреляционные исследования и опросы, касающиеся религиозного опыта, авторитарности и религиозного фундаментализма изучает наука:
психологии религии;

30. Направление религиоведения, предметом которого является изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук это:
когнитивное религиоведение;


УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Закрытые:

1. Кто из великих киевских правителей первым ввел закон об отчислении десятины на содержание Церкви?
а) князь Владимир Красное Солнышко
б) княгиня Ольга
в) князь Ярослав Мудрый

2. Указать дату установления Патриаршества на Руси
а ) 10 декабря 1590 года , б) 25 сентября 1602 года, в) 8 января 1589 года,

3. При каком царе было установлено Патриаршество на Руси?
а) при Иоанне IV Грозном, б) при Федоре Иоанновиче, в) при Борисе Годунове

4. Указать имя первого Патриарха всея Руси
а) Гермоген, б) Киприан, в) Иов

5. Как назывался документ, по которому указом царя Петра I церковное управление в России преобразовывалось по образцу гражданских коллегий?
а) «Закон о Церкви», б) «Духовный регламент», в) «Положение о Святейшем Правительственном Синоде»

6. При каком царе были разработаны «Правила о церковноприходских школах»?
А) при Николае I, б) при Александре I, в) при Александре III

7. Какому Риму, согласно старообрядческому эсхатологическому учению, не бывать?
а) Пятому Риму, б) Четвертому Риму, в) Третьему Риму

8.Указать имя Святейшего Патриарха всея Руси, ставшего идейным вдохновителем всенародного восстания против поляков 1611-1612 гг.
а) Гермоген , б)Филарет, в) Иоасаф

9. Указать имена Московских митрополитов и Патриархов Московских и всея Руси, которые пострадали от светской власти в разные периоды истории России
а) Филипп, б) Гермоген, в) Иов, г) Петр

10. В каком монастыре содержался под домашним арестом за свои выступления против Советской власти Патриарх всея Руси Тихон?
а) в Симоновом, б) в Донском, в) в Троице-Сергиевом
11. К какому документу Патриарха всея Руси Тихона эпиграфом было взято пророчество Спасителя «Все, взявшие меч, мечом погибнут»
а) к Обращению к участникам Поместного Собора, б) к Обращению к верующим
в) к Обращению к Совету народных комиссаров

12. В каком году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата?
а)1998, б)1991, в)1995

13. В каком году после 72-летнего перерыва в Москве прошел первый крестный ход?
а)1991, б) 1990, в)1995

14. Какое событие стало вершиной юбилейных торжеств, посвященных празднованию 2000-летия Рождества Христова?
а) крестный ход, б) освящение храма Христа Спасителя, в) торжественное собрание в Кремлевском Дворце

15. В каком году в Советском Союзе на государственном уровне прошло торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси?
а) в 1989, б) в 1988, в) в 1985

Ключ:1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б, 11-б, 12-в, 13-б, 14-а, 15-б,
Открытые
1. С каких годов началось восстановление отношений Русской Православной Церкви и властей Советского государства?
с 1943,

2. На каких принципах строятся отношения Русской Православной Церкви с государством в наши дни?
невмешательства государства во внутренние дела Церкви,

3. Какие важнейшие церковные праздники стали в нашей стране государственными?
Рождество Христово.

4. В какие православные учебные заведения принимаются миряне?
в Свято-Тихоновский богословский университет.

5. В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?
в 1918 году.

6. Как называлась созданная государством в 1925 году молодежная организация, выступающая против Церкви и религии?
Союз воинствующих безбожников.

7. В каком году Советское правительство разрешило созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха всея Руси?
в 1943 году.

8. Указать имя Московского митрополита, Местоблюстителя Патриаршего Престола, который в своем пастырском обращении призвал русский народ подняться на священную войну с фашизмом
Алексий.

9. На сколько периодов можно условно разделить миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви до 1917 года?
На 5.

10. Кто из правителей Киевской Руси, показывая личный пример выбора веры своему народу, принял христианство до Крещения Киевской Руси?
Ольга.

11. Чье дело подхватил и продолжил святитель Стефан Пермский?
святого равноапостольного Кирилла и Мефодия.

12. Как иначе называлась Американская миссия?
Аляскинская миссия.

13. Какая внутренняя миссия в XIX веке считалась образцовой?
Алтайская.

14. Кто был основателем Алтайской миссии?
архимандрит Макарий (Глухарев).

15. Какая внешняя миссия была первоначально основана как внутренняя?
а) Китайская б) Американская в) Урмийская

16. Кто послал Священному Синоду и Екатерине II прошение об отправке на Алеутские острова духовенства для просвещения местного населения и строительства православных храмов?
Григорий Шелихов.

17. Монахи какого монастыря по заданию Священного Синода отправились на остров Кадьяк основывать Американскую миссию?
Валаамского.

18. Кто откликнулся на призыв Священного Синода и добровольно отправился на Алеутские острова спасать Американскую миссию после гибели ее основателей?
святитель Иннокентий.

19. Какой юбилей автокефалии был торжественно отмечен Русской Православной Церковью в Москве в 1948 году?
500-летие.

20. Кто был Патриархом всея Руси в конце 50-х годов XX века?
Алексий I.

21. Какая семинария готовит миссионеров Русской Православной Церкви?
Белгородская.

22. В каком году был создан Православный миссионерский фонд?
в 1995 году.

23. В каком году состоялся первый после 1917 года съезд епархиальных миссионеров?
в 1996 году.

24. Какие особенности храмовой архитектуры отражают восприятие красоты как святости, характерное для русского человека?
многоглавие.

25. Незыблемая вера в Чье Небесное Покровительство включается в понятие святости Руси?
Пресвятой Богородицы.

26. Какой монастырь в начале XIX века стал центром русского старчества и местом массового паломничества?
Оптина пустынь.

27. К какому чину святости причислен Русской Православной Церковью иконописец Андрей Рублев?
Преподобных святых.

28. Какой монастырь основан первым Московским князем Даниилом Александровичем?
Свято – Даниловский.

29. Первый Киевский митрополит, автор «Слова о законе и благодати»
Илларион.

30. Русский патриарх, сыгравший большую роль в борьбе с польско-литовской интервенцией в период Смутного времени
Гермоген,


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Теории этноса и нации. Национальное государство и проблема суверенитета.
2. Национализм и другие идеологии: противоречия и сочетания.
3. Язык и нации.
4. Языковая политика. Двуязычие.
5. Толерантность и миграция.
6. Мультикультурализм и демократия.
7. Диаспоры и соотечественники.
8. Этнически привилегированная миграция.
9. Историческая политика.
10. Идентичность. Региональная, этническая и гражданская.
11. Институты этничности. Перепись, музей, карта.
12. Национальная политика в России.
13. Конфессиональный фактор в политике государства.
14. Русский национализм. Расизм.
15. Реификация культуры. Кино и СМИ.
16. Этнические конфликты (анализ кейсов)
17. Этнические стереотипы. Социальная дистанция.
18. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
19. Понятия: «этничность», «этнос», «этническая идентичность», «этническое сознание».
20. Основные подходы к изучению этнических феноменов: примордиализм, инструментализм / конструктивизм.
21. Понятие «нация». Различные подходы к пониманию феномена нации. Гражданская нация и этнонация.
22. Национализм как идеология и политическое движение. Исторические формы национализма
23. Теории национализма
24. Этнополитическая мобилизация — понятие, основные этапы, примеры.
25. Роль истории в этнополитической мобилизации. Концепция «изобретения традиций» Э. Хобсбаума.
26. Понятия «этническое/национальное меньшинство», «титульная нация», «диаспора»
27. Принцип суверенитета или право народа на самоопределение – его суть, история и проявления в современной политической жизни
28. Различные формы реализации права народа на самоопределение: сецессия (сепаратизм), ирредентизм, федерализм, территориальная автономия, культурная автономия
29. Этнополитический конфликт – понятие, суть, стадии развития
30. Типология этнополитических конфликтов а) по динамике б) по основным целям.
31. Конфликт в Косово: причины, субъекты, динамика.
32. Непризнанные государства (defacto государства) в современном мире.
33. Статусные институциональные этнополитические конфликты на территории СССР на рубеже 1980-90-х гг., переросшие в борьбу за независимость.
34. Статусные этнополитические конфликты на территории СССР и РФ в 1990-х гг., возникшие в результате борьбы за повышение политического статуса.
35. Чечено-российский этнополитический конфликт: причины и субъекты.
36. Динамика чечено-российского этнополитического конфликта. Современное состояние.
37. Современные этнополитические конфликты в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и др.
38. Этапы формирования современного российского федерализма.


Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зорин, В. Ю. Национальная политика российского государства в хх — начале ххi века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6A4B48E5-B3F1-4726-9BAB-5015BCF861C9
Л1.2 Зеленков М. Ю. Основы теории национальной безопасности: учебник: Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шатаева О. В. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнева История религиозных общин Алтая и Сибири в контексте государственно-конфессиональных отношений: учеб.-метод. пособие Азбука, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.4 Трофимов Е. Н. Россия многонациональная : Политико-правовые основы управления национальными процессами (1906–2012 годы):: Москва: Логос, 2013 biblioclub.ru
Л2.5 Сулакшин С.С., Зачесова Ю.А., Багдасарян В.Э Национальная безопасность : научное и государственное управленческое содержание. (Москва, 4 декабря 2009 г.): Москва: Научный эксперт, 2010 biblioclub.ru
Л2.6 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комитет Государственной Думы по делам национальностей www.komitet2-4.km.duma.gov.ru
Э2 Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками www.komitet2-17.km.duma.gov.ru
Э3 Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) government.ru
Э4 Курс в Moodle "Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Национальная и религиозная политика в Российской Федерации» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так, в ходе лекции «Специфика защиты прав национальных меньшинств в РФ» предполагается не только анализ правовых источников по теме, но и характеристика национальных меньшинств в социальном пространстве РФ. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Значимую помощь студенту в курсе Национальная и религиозная политика в Российской Федерации» должно оказать учебное пособие Зорина В.Ю. «Национальная политика российского государства в XX — начале XXI века/
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к экзамену. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.