МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана культурного и природного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильАрт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.;кандидат культурологии, доцент, Балакина Е.И.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Охрана культурного и природного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. иск., доцент Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. иск., доцент Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру.
Задачи курса:
•рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера;
•обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии;
•рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия;
•изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России;
•познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России;
•дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия;
•мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири;
•обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.
ОПК-4.1 Знает функции, закономерности и принципы направления государственной культурной политики; формы и практики культурной политики Российской Федерации; нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры
ОПК-4.2 Умеет анализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы культуры; анализировать программы в области культуры и искусства
ОПК-4.3 Владеет приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю охраны памятников в России,
- современную нормативную базу,
- проблемы сохранения культурного наследия,
- современные концепциии наследия,
- культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство;
- ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине;
- основные этапы охраны памятников в России;
- роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в современных концепциях наследия;
- понимать специфику и уникальность регионального достояния;
- анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России;
- применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект;
- выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия;
- рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия;
- владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры;
- владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах;
- владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов;
- владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири;
- владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России;
навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия;
- владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия;
- владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология культуры.
1.1. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.2. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Практические 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. История охраны памятников в России.
2.1. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 5 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Практические 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 5 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Сам. работа 5 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Природное и культурное наследие Сибири.
3.1. Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
3.2. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Практические 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Концепции культурного наследия.
4.1. Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Лекции 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.2. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Практические 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.3. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Лекции 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.4. Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). Сам. работа 6 13 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.5. Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). Практические 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.6. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 6 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.7. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Лекции 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.8. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Практические 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.9. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 6 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова О.С. // Электронная библиотека университета Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" Всемирное культурное наследие: Учебник Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. biblioclub.ru
Л2.2 Чистяков А.Н. Типология разрушения памятников культуры: монография С-Петербург: СПбКО, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кулемзин А.М.// Университетская библиотека "Онлайн" Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: Учебное пособие КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев www.lihachev.ru
Э2 Институт наследия www.heritage-institute.ru
Э3 Курс "Сохранение природного и культурного наследия" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение