Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Арт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 45 | 45 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. иск., доцент Кирюшина Ю.В.
1.1. | Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру. Задачи курса: •рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера; •обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии; •рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия; •изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России; •познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России; •дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия; •мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири; •обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-4 | Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации. |
ОПК-4.1 | Знает функции, закономерности и принципы направления государственной культурной политики; формы и практики культурной политики Российской Федерации; нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры |
ОПК-4.2 | Умеет анализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы культуры; анализировать программы в области культуры и искусства |
ОПК-4.3 | Владеет приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю охраны памятников в России, - современную нормативную базу, - проблемы сохранения культурного наследия, - современные концепциии наследия, - культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство; - ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине; - основные этапы охраны памятников в России; - роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ориентироваться в современных концепциях наследия; - понимать специфику и уникальность регионального достояния; - анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России; - применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект; - выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия; - рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия; - владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры; - владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах; - владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов; - владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру; - владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири; - владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру; - владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России; навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия; - владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия; - владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экология культуры. | ||||||
1.1. | Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. | Практические | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. История охраны памятников в России. | ||||||
2.1. | Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. | Практические | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Природное и культурное наследие Сибири. | ||||||
3.1. | Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. | Практические | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Концепции культурного наследия. | ||||||
4.1. | Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). | Практические | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.3. | Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.4. | Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). | Сам. работа | 6 | 13 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.5. | Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). | Практические | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.6. | Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. | Сам. работа | 6 | 16 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.7. | Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.8. | Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. | Практические | 6 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
4.9. | Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. | Сам. работа | 6 | 16 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Охрана культурного наследия.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комарова О.С. // Электронная библиотека университета | Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" | Всемирное культурное наследие: Учебник | Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Чистяков А.Н. | Типология разрушения памятников культуры: монография | С-Петербург: СПбКО, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" | Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кулемзин А.М.// Университетская библиотека "Онлайн" | Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: Учебное пособие | КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев | www.lihachev.ru | ||
Э2 | Институт наследия | www.heritage-institute.ru | ||
Э3 | Курс "Сохранение природного и культурного наследия" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. Приложение |