МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология Северного Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Кирюшин Кирилл Юрьевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Археология Северного Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-3Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин;
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-3.1: Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ПК-1.1: Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-3.2: Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ПК-1.2: Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-3.3: Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4: Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1.3: Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4: Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Периодизация древнекитайской истории Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Периодизация древнекитайской истории Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
1.3. Основные источники по древней истории Китая и роль археологии в ходе ее изучения Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
1.4. Основные источники по древней истории Китая и роль археологии в ходе ее изучения Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Китай в эпоху камня
2.1. Китай в эпоху камня Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
2.2. Китай в эпоху камня Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
2.3. Китай в эпоху камня Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Китай в эпоху бронзы
3.1. Поселения эпохи бронзы на территории Китая и основные аспекты их исследований. Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
3.2. Материальная культура населения царства Шан (Инь). Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
3.3. Материальная культура населения царства Шан (Инь). Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
3.4. Материальная культура населения царства Шан (Инь). Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
3.5. Духовная культура населения Китая в эпоху бронзы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
3.6. Духовная культура населения Китая в эпоху бронзы. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Северный Китай в раннем железном веке
4.1. Письменные и археологические источники по истории Северного Китая в раннем железном веке. Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
4.2. Письменные и археологические источники по истории Северного Китая в раннем железном веке. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
4.3. Письменные и археологические источники по истории Северного Китая в раннем железном веке. Сам. работа 2 5 ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
4.4. Археологические культуры Северного Китая второй половины VII–III вв. до н.э. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Археологические культуры Северного Китая второй половины VII–III вв. до н.э. Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Хозяйственная и социально-политическая жизнь кочевников скифского времени в Северном Китае. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.7. Хозяйственная и социально-политическая жизнь кочевников скифского времени в Северном Китае. Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.8. Духовная культура населения Северного Китая в раннем железном веке. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.9. Археология империй Цинь и Хань. Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.10. Археология империй Цинь и Хань. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.11. Археология империй Цинь и Хань. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.12. Динамика отношений населения Северного Китая с кочевниками в первой половине I тыс. н.э. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Империя Тан в Китае и ее влияние на центрально-азиатских кочевников
5.1. Формирование и развитие Танской империи. Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
5.2. Формирование и развитие Танской империи. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
5.3. Формирование и развитие Танской империи. Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
5.4. Основные археологические памятники имперского периода на территории Китая. Лекции 2 2 ПК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-2.1 Л2.2, Л1.1
5.5. Основные археологические памятники имперского периода на территории Китая. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
5.6. Основные археологические памятники имперского периода на территории Китая. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.7. Танский Китай и центрально-азиатские кочевники: история взаимоотношений. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
5.8. Танский Китай и центрально-азиатские кочевники: история взаимоотношений. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1
5.9. Культура и религия населения Северного Китая в период династии Тан. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11508

ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В местности Чжоукоудянь под Пекином в 20-х годах ХХ в. были найдены черепа людей и посткраниальные скелеты, представителей древней человеческой популяции, получившей научное наименование:
синантроп

2. Историческая наука, изучающая прошлое человека по вещественным источникам:
археология

3. Китайская литературная традиция представляет собой исключительный феномен. Древнейшие известные ее тексты, относящиеся к шан-иньскому времени, - это тексты: гаданий

4. АРХЕОЛОГИЯ – наука молодая, ей только____ с небольшим лет.
200

5. Древний каменный век
Палеолит

6. Средний каменный век
Мезолит

7. Новый каменный век
Неолит

8. Переходный период от эпохи камня к эпохе бронзы
Энеолит

9. Северных районах Китая в районах лёссовых плато дождей выпадает мало, поэтому для успешного земледелия требуется:
искусственное орошение

10. Католические миссионеры, преимущественно члены ордена _________¬¬¬¬, появились в Китае в конце XV – начале XVI в.
иезуитов

11. В СССР первый обобщающий историю Китая коллективный учебник «История Китая с древнейших времен до наших дней» вышел в _______ г.
1974

12. Под влиянием исследований иностранных археологов в начале XX века китайскими властями было решено начать первые крупные раскопки национального значения в:
Аньяне

13. Первые неолитические культуры появились в Китае:
в бассейне Хуанхэ

14. Первая неолитическая культура в Китае:
Яншао

15. Неолитическое население культуры Яншао выращивало
просо (чумизу)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Формирование собственно китайской национальной школы в археологии относится ко времени никак не ранее:
А) середины 20-х годов ХIХ в.
Б) начала ХХ в.
В) середины 20-х годов ХХ в.
Г) середины 50-х годов ХХ в.
Ответ: В

2. В 1925-1928 гг. по Центральной Азии путешествовала под американским флагом международная экспедиция под руководством выдающегося российского художника и страстного почитателя культур Востока:
А) И.И. Васнецова
Б) Н.К. Рериха
В) В.В. Радлова
Г) Н.Н. Потанина
Ответ: Б

3. Археологическое изучение Маньчжурии было начато в начале ХХ в.:
А) французскими исследователями
Б) немецкими исследователями
В) японскими исследователями
Г) российскими исследователями
Ответ: Г

4. Особый этап археолога-этнографического изучения Маньчжурского края связан с формированием восточной ветви российской эмиграции с центром:
А) в Харбине
Б) в Шанхае
В) в Пекине
Г) в Улан-Баторе
Ответ: А

5. Начало научной археологии в Китае в значительной степени совпадает с периодом становления:
А) палеолитоведения
Б) неолитоведения
В) медеевистики
Ответ: А

6. Формирование раннего государства Шан, завершается в 1253-1195 гг. до н.э. при правителе:
А) Цинь Ши Хуанди
Б) Фу Хао
В) У-дине
Ответ: В

7. Правление династии Чжоу традиционно разделяется на:
А) два периода
Б) три периода
В) четыре периода
Ответ: А

8. Согласно исторической традиции, в эпоху полицентризма (Восточное Чжоу) на территории Китая на¬ считывалось около ____ самостоятельных царств
А) 20
Б) 50
В) 100
Г) 200
Ответ: Г

9. Наиболее длительный этап каменного века, охватывающий время от плейстоцена до голоцена
А) Мезолит
Б) Неолит
В) Палеолит
Г) Энеолит
Ответ: В

10. На начальном этапе изучения палеолита в Китае мировое значение приобрели исследования в:
А) Манчжурии
Б) Аньяне
В) Синцзяне
Г) Чжоукоудяне
Ответ: Г

11. В ____ г. Ли Цзи в сотрудничестве с американскими археологами раскапывает яншаоский памятник Сииньцунь в провинции Шаньси. Это был первый случай, когда раскопками руководил китайский специалист.
А) 1896
Б) 1906
В) 1926
Г) 1956
Ответ: В

12. Метод, основанный на том, что решетки кристаллов минералов улавливают альфа-частицы, испускаемые радиоактивными торием и ураном, а при нагревании эти частицы высвобождаются в виде света называется
А) термолюминесцентный
Б) дендрохронологическим
В) радиоуглеродный
Ответ: А

13. Север, северо-восток и запад Китая заселяли по большей части племена:
А) монгольской, тунгусо- маньчжурской и тюркской групп языков
Б) сино-тибетской языковой группы
В) индоевропейской группы
Ответ: А

14. Китайцы, в глубокой древности заселяли только:
А) устье Янцзы
Б) бассейн среднего течения Хуанхэ
В) побережье Тихого океана
Г) район Внутренней Монголии
Ответ: Б

15. Родоначальник формационного подхода ________ подчеркивал, что он применим только к истории Европы.
А) Э. Кант
Б) К. Маркс
В) В.И. Ленин
Г) И.В. Сталин
Ответ: Б

16. По мнению современных исследователей, Китайская цивилизация стадию, соответствующую признакам европейского Средневековья прошла в:
А) XVII–XIII вв. до н.э.
Б) VII–III вв. до н.э.
В) XVII–XIII вв. н.э.
Г) VII–III вв. н.э.
Ответ: Б

17. Элементы феодализма сохранялись в Китае до
А) XVII в.
Б) XVIII в.
В) XIX в.
Г) XX в.
Ответ: Г

18. Основоположником китайской историографии считается:
А) Конфуций
Б) Сыма Цянь
В) Цинь Ши Хуанди
Г) Шан Ян
Ответ: Б

19. Начало функционирования Великого шелкового пути:
А) XII–XI вв. до н.э.
Б) II–I вв. до н.э.
В) II–I вв. н.э.
Г) XII–XI вв.н.э.
Ответ: Б

20. Первые достоверные сведения о Китае европейцы узнали из дневниковых записей А) Марко Поло
Б) Христофора Колумба
В) Магелана
Г) Афанасия Никитина
Ответ: А

21. В России аналогом сочинения М. Поло стал «Статейный список» ______ возглавившего русское посольство в Пекин в 1655–1657 гг.
А) Афанасия Никитина
Б) Пржевальского
В) Ивана Кольцо
Г) Федора Байкова
Ответ: Г

22. Объединения Сражающихся царств произошло:
А) в 221 г. до н.э.
Б) в 21 г. до н.э.
В) в 221 г. н.э.
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Северный Китай в каменном веке.
Северный Китай в эпоху бронзы.
Северный Китай в раннем железном веке.
Империя Тан в Китае и ее влияние на центрально-азиатских кочевников.
Археологические исследования в Северном Китае в нач. XX века.
Исследование погребальных комплексов эпохи Шан.
Исследование погребальных комплексов эпохи династии Чжоу.
Исследование погребальных комплексов эпохи династии Цинь.
Исследование погребальных комплексов эпохи династии Хань.
Погребальный комплекс Цинь Ши Хуанди.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Периодизация древнекитайской истории
2. Основные источники по древней истории Китая и роль археологии в ходе ее изучения
3. Неолитическая культура Яншао
4. Поселения эпохи бронзы на территории Китая и основные аспекты их исследований.
5. Материальная культура населения царства Шан (Инь).
6. Духовная культура населения Китая в эпоху бронзы.
7. Письменные и археологические источники по истории Северного Китая в раннем железном веке.
8. Археологические культуры Северного Китая второй половины VII–III вв. до н.э.
9. Хозяйственная и социально-политическая жизнь кочевников скифского времени в Северном Китае.
10. Духовная культура населения Северного Китая в раннем железном веке.
11. Археология империй Цинь и Хань.
12. Динамика отношений населения Северного Китая с кочевниками в первой половине I тыс. н.э.
13. Великий Шелковый путь: археологический контекст
14. Формирование и развитие Танской империи.
15. Основные археологические памятники имперского периода на территории Китая.
16. Танский Китай и центрально-азиатские кочевники: история взаимоотношений.
17. Культура и религия населения Северного Китая в период династии Тан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развёрнутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объёме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развёрнутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретённые на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, даёт аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, обнаруживающий незнание процессов, изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Молодин В.И., Комиссаров С.А., и др. История археологических исследований в Китае: историографический очерк: : учебное пособие https://urait.ru/book/istoriya-arheologicheskih-issledovaniy-v-kitae-istoriograficheskiy-ocherk-445103, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. Л. С. Переломов История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. 2 : Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. - III в. н. э.): Наука - Вост. лит., 2013
Л2.2 Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: древность, средневековье, новое время : М.: Вост. лит. РАН, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Археология Северного Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Курс "Археология Северного Китая" на цифровом портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11508#section-2

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы в соответствии с последовательностью реализации проектной деятельности. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с ключевыми характеристиками разных типов проектов, особенностями организации проектных команд, спецификой аудита и контроля проекта, а также основными фазами его завершения. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Содержание и процессы управления проектами», «Управление стоимостью проекта» и «Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить работу студента по дисциплине «Основы управления проектами в профессиональной деятельности», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В зачетный билет включено два теоретических вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений и процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя.