МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая коммуникация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политическая коммуникация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н. Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области организации взаимодействия политических акторов, освоение ими используемых для этого коммуникативных и маркетинговых технологий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-5.1 Участвует в подготовке текстов различной жанрово стилистической принадлежности (дайджесты, аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в СМИ и научных журналах) требуемого объёма
ОПК-5.2 Отбирает и анализирует материалы общественно политической направленности в СМИ с учетом особенностей целевой аудитории
ОПК-5.3 Владеет методологией написания, знает требования к структуре и оформлению текстов различной жанрово стилистической принадлежности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Отбирает и анализирует материалы общественно политической направленности в СМИ с учетом особенностей целевой аудитории
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.1: Участвует в подготовке текстов различной жанрово стилистической принадлежности (дайджесты, аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в СМИ и научных журналах) требуемого объёма
ОПК-5.2: Отбирает и анализирует материалы общественно политической направленности в СМИ с учетом особенностей целевой аудитории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3: Владеет методологией написания, знает требования к структуре и оформлению текстов различной жанрово стилистической принадлежности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы политической коммуникации
1.1. Политическая коммуникация в системе современной политики и политического менеджмента Лекции 2 4 ОПК-5.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.2. Теории и модели политической коммуникации Сам. работа 2 7 ОПК-5.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Теории и модели политической коммуникации Практические 2 6 ОПК-5.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии политической коммуникации
2.1. Политико-коммуникационная кампания Лекции 2 4 ОПК-5.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Политико-коммуникационная компания Сам. работа 2 4 ОПК-5.2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Приемы и методы политической коммуникации Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.4. Приемы и методы политической коммуникации Сам. работа 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.5. Каналы и средства политической коммуникации Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Каналы и средства политической коммуникации Сам. работа 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. СМИ и интернет в политической коммуникации Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.3
2.8. СМИ и интернет в политической коммуникации Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.3
2.9. Политическая коммуникация в избирательных кампаниях Практические 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.10. Политическая коммуникация в избирательных кампаниях Сам. работа 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.11. Мобилизация как форма политической коммуникации Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.12. Мобилизация как форма политической коммуникации Сам. работа 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9874.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кто сформулировал 5- компонентную модель коммуникации?
а. Э. Бернейз
б. Г. Лассуэлл
в. А. Ли
г. Д. Дьюи
Ответ: б.

2. Кто сформулировал 7 базовых приемов коммуникации?
а. Э. Бернейз
б. Г. Лассуэлл
в. А. Ли
г. Д. Дьюи
Ответ: в.

3. В каком из видов СМИ важную роль при отборе материала играет наличие «красивой картинки»?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: в.

4. Какой из видов СМИ является наиболее оперативным при трансляции новостей?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: б.

5. Что такое целевая аудитория в политической коммуникации?
а. Все люди в обществе
б. Группа людей, которые хотят стать PR-специалистами
в. Люди, которых организация пытается достичь и влиять на них
г. Люди, чьи мнения не имеют значения
Ответ: в.

6. Какой из следующих типов материалов чаще всего используется для распространения информации в СМИ?
а. Платные рекламные статьи
б. Пресс-релизы
в. Прямой маркетинг
г. Рекламные баннеры на улицах
Ответ: б.

7. Какой вид медиа наиболее часто используется для интервью и комментариев ньсмейкеров?
а. Телевидение
б. Печатные издания
в. Радио
г. Интернет-блоги
Ответ: a.

8. В сюжете о съезде политической партии показано участие в нем известного спортсмена. Какой коммуникативный прием здесь используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

9. В рекламной статье политической партии приводится ее слоган: «За наше счастливое будущее». Какой коммуникативный прием партия использовала при его формулировки?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: г.

10. С использованием какого коммуникативного приема связана публикация рейтингов политиков?
а. общего вагона
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

12. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно проанонсировать в СМИ какое-либо событие, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: б.

13. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно оперативно дать в СМИ подробную информацию о каком-либо значимом и обсуждаемом решении, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: а.

14. Как распределяется между кандидатами в ходе избирательной кампании эфирное время и площади в печатных СМИ?
а. по желанию кандидатов
б. на основе жеребьевки
в. на основе аукциона
г. по порядку в бюллетене
Ответ: б.

15. Если в поддержку кандидата в ходе избирательной кампании выступает какое-то известное лицо, то какой коммуникативный прием используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение коммуникации.
Ответ: КОММУНИКАЦИЯ – это передача информации от одной системы к другой посредством материальных носителей и сигналов.

2. Перечислите типы коммуникации в зависимости от субъекта
Ответ: межличностная, между личностью и группой, межгрупповая, массовая

3. Выделите особенности политической коммуникации
Ответ: массовая, специализированная, вертикальная, чаще пассивная, чем активная.

4. Перечислите способы политической коммуникации.
Ответ: коммуникация через СМИ и медиумы (печатные и электронные), коммуникация через организации, неформальные каналы.

5. Назовите принципы работы пресс-службы со СМИ.
Ответ: быть на связи, быть источником новостей, быть экспертом по своей организации, быть адвокатом компании.
6. Дайте определение СМИ.
Ответ: это различные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

7. Назовите типы СМИ по форме собственности
Ответ: государственные и частные.

8. Назовите типы СМИ по территории распространения.
Ответ: федеральные, региональные, местные.

9. Назовите типы СМИ по периодичности
Ответ: ежедневные, еженедельные.

10. Какие основные типы материалов использует телевидение?
Ответ: картинка, сюжет, специальный репортаж, интервью, авторская программа.

11. Основным типом материалов в печатных СМИ является …
Ответ: статья.

12. Перечислите признаки новости.
Ответ: Новость – это то, что произошло или стало известно в последние 24 часа; информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни.

13. Как сформулировать суть новости?
Ответ: Новость – это сообщение о действии: победили, сделали, получили.

14. Определите структуру новости.
Ответ: что? кто? где? когда? зачем? как?

15. Назовите приемы усиления новости.
Ответ: использование цифр и цитат, образов, метафор, сравнений, полезной для читателя информации.

16. Какие методы можно использовать для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций?
Ответ: Для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций можно использовать такие методы, как отправка пресс-релизов, предоставление эксклюзивных интервью, организация медийных событий и активное участие в запросах СМИ.

17. Определите «правило двух источников» журналиста.
Ответ: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника.

18. Какие СМИ являются наиболее оперативными?
Ответ: радио и интернет-СМИ.

19. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации?
Ответ: периодическая печать.
20. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей?
Ответ: телевидение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие политической коммуникации: определение коммуникации и ее характеристики, особенности политической коммуникации.
2. Участники политической коммуникации и ее организаторы: политическая сфера, общественная сфера и посредники как основные стороны коммуникации, практические организаторы и акторы коммуникации в политических структурах, задачи каждого из них.
3. Новости как основная единица коммуникации: определение и характеристики новости, определение аудитории новостей, критерии интересности новости.
4. Схема написания новости: пирамидальная структура новости, виды новостей по основной мысли (событие, цитата, факт), шесть вопросов новости, бэкграунд и контекст, цитаты.
5. Способы улучшения новости: принципы удобочитаемости, борьба с канцеляритом, приемы удобочитаемости.
6. Направления доставки информации в СМИ: рассылка пресс-релизов, публикация на сайте и в социальных сетях, группы в соцсетях.
7. Организация пресс-конференций, брифингов, пресс-подходов, пресс-туров: этапы подготовки и проведения.
8. Цели коммуникации и их постановка: процесс целеполагания и медиапланирования, главные цели коммуникации в политике, проектный и процессный пиар.
9. Построение инфоповодов и цепочек инфоповодов: новости от структуры, новости от событий, новости от календаря и новости о людях, выстраивание линеек, оперативные новости, медиаплан.
10. Понятие средства массовой информации: принципы работы, экономическая модель, понятие формата, этические принципы деятельности журналиста, правило двух источников.
11. Публичное выступление: определение аудитории, подготовка выступления, особенности устной речи, варианты самопрезентации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Сравните модели политической коммуникации: каналы (способы) политической коммуникации, коммуникация как действие, взаимодействие и процесс, модель коммуникации Лассуэлла, другие модели коммуникации (одна на выбор).
2. Сравните теории коммуникации: теория пропаганды, теория научной пропаганды Ласуэлла, теория формирования общественного мнения Липмана.
3. Сравните теории коммуникации: теория социальной ответственности СМИ, теория ограниченного влияния СМИ (Лазарсфельд), теория ограниченного влияния СМИ (Кац и последователи).
4. Сравните теории коммуникации: теория установления повестки дня (Роджерс, Дюринг), теория спирали умолчания (Ноэль-Нойман), теория холодных и горячих медиа Маклюэна.
5. Составьте медиакарту Алтайского края: понятие медиакарты, основные телеканалы, радиостанции, газеты, интернет-СМИ Алтайского края и их собственники.
6. На примере охарактеризуйте особенности работы с интернет-СМИ: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с интернет-СМИ, основные жанры материалов, рассказ об одном из интернет-СМИ Алтайского края.
7. На примере охарактеризуйте особенности работы с телевидением: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с телевидением, основные жанры материалов, рассказ об одном из телеканалов Алтайского края.
8. На примере охарактеризуйте особенности работы с радио: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с радио, основные жанры материалов, рассказ об одном из радио Алтайского края.
9. На примере охарактеризуйте особенности работы с газетами: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с газетами, основные жанры материалов, рассказ об одной из газет Алтайского края.
10. На примере охарактеризуйте принципы работы с журналистами: особенности ведения беседы («техника безопасности»), подготовка к газетному и телевизионному интервью, даче комментария.
11. На примере охарактеризуйте особенности политической коммуникации в социальных сетях: особенности работы в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», мессенджере «Телеграм», ведение личных страниц и работа с сообществами, технологии таргета и посева.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. П. Бакулев Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Политические технологии: М.: Русская панорама, 2014
Л2.2 Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006
Л2.3 М.В. Гаврилова Методы и методики исследования политической коммуникации: учебное пособие СПб. : Издательство Невского института языка и культуры, 2008 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137746
Л2.4 М.В. Гаврилова Политическая коммуникация XX века: учебное пособие СПб. : Издательство Невского института языка и культуры, 2008 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137744
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация политконсультантов РФ izbass.ru
Э2 Ресурс Ассоциации политконсультантов РФ politprofi.ru
Э3 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 Сеть по изучению идентичности identityworld.ru
Э5 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. ecsocman.hse.ru
Э6 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э7 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э8 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э9 Библиотека Михаила Грачева grachev62.narod.ru
Э10 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9304 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца.
4. Запись конспекта должна быть систематической, логически связной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по дисциплине "Политическая коммуникация" направлены на закрепление и углубление знаний студентов по отдельным видам и средствам политической коммуникации, отработку навыков их практического применения.
Задачи практических занятий:
1. овладение понятийным аппаратом в области политического менеджмента, маркетинга и PR.
2. формирование умения отбирать коммуникативные приемы и технологии под конкретные задачи и аудиторию.
3. формирование умения организовывать и планировать коммуникативные кампании.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
4. повторение и закрепление знаний;
5. контроль;
6. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, другую литературу, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным политологическим и коммуникативным понятиям каждого практического занятия, приводить примеры из политической практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области политических коммуникаций;
2. углубления и расширения профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, примеры из политической практики;
4. развития познавательных и коммуникативных способностей студента, а также его творческого потенциала для решения кейсов;
5. формирования навыков практической деятельности.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, анализ кейсов ее применимости к различным политическим технологиям и ситуациям, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.