МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субъективная сторона преступления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Субъективная сторона преступления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента компетенции УК – 1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий и ОПК-2. Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения
ОПК-2.1 Знает природу правоотношений и юридических фактов.
ОПК-2.2 Умеет определять правовую природу общественных отношений.
ОПК-2.3 Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает природу правоотношений и юридических фактов.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет определять правовую природу общественных отношений.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Субъективная сторона преступления в уголовном праве
1.1. Субъективная сторона преступления в уголовном праве Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Вина: понятие и основные показатели
2.1. Вина: понятие и основные показатели Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Вина: понятие и основные показатели Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Вина: понятие и основные показатели Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Формы вины: умысел
3.1. Формы вины: умысел Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Формы вины: умысел Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Формы вины: умысел Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Формы вины: неосторожность
4.1. Формы вины: неосторожность Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Формы вины: неосторожность Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Специальные вопросы учения о субъективной стороне преступления
5.1. Специальные вопросы учения о субъективной стороне преступления Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Субъективная сторона в зарубежном уголовном праве
6.1. Субъективная сторона в зарубежном уголовном праве Сам. работа 2 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ОПК-2. Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения

Примеры заданий закрытого типа:
1. Вина – это:
Выберите один ответ
А) сознательное совершение преступления;
Б) способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения преступления;
В) особое психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности;
Г) совершение преступления с определенным умыслом.
ответ: в
2. Критерии небрежности:
Выберите один ответ
А) специальный и общий;
Б) субъективный и объективный
В) эмоциональный и волевой;
В) прямой и косвенный
ответ: б
3. Как называется расчет при легкомыслии:
Выберите один ответ
А) обоснованный;
Б) разумный;
В) самонадеянный;
Г) аргументированный
ответ: в
4. К формам вины относится:
Выберите один ответ
А) заведомость;
Б) умысел;
В) легкомыслие;
Г) невежество
ответ: б
5. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий свидетельствует:
Выберите один ответ
А) о косвенном умысле;
Б) о легкомыслии;
В) о прямом умысле;
Г) о небрежности.
ответ: в
6. По общепринятому мнению в формальных составах возможен только:
Выберите один ответ
А) косвенный умысел;
Б) легкомыслие;
В) небрежность;
Г) прямой умысел.
ответ: г
7. Лицо систематически с целью лишения жизни подмешивало в пищу жертвы медленно действующий яд. Определите вид умысла:
Выберите один ответ
А) внезапно возникший;
Б) косвенный;
В) прямой;
Г) неопределенный.
ответ: в
8. Лицо наносит беспорядочные удары в разные части тела, не осознавая четко характер последствий. Определите вид умысла по степени определенности:
Выберите один ответ
А) определенный;
Б) аффектированный;
В) неопределенный;
Г) заранее обдуманный.
ответ: в
9. Квалификация по фактически наступившим последствиям требуется, если есть:
Выберите один ответ
А) прямой умысел;
Б) конкретизированный умысел;
В) аффектированный умысел;
Г) неопределенный умысел.
ответ: г
10. Если в статье Особенной части УК РФ форма вины прямо не определена, то в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ преступление может быть совершено
Выберите один ответ
А) только по неосторожности
Б) только умышленно
В) как умышленно, так и по неосторожности
Г) с двумя формами вины
ответ: в
11. Что относится к характеристике определенного умысла:
Выберите один ответ
А) лицо предвидит наступление общественно опасного последствия, но намеренно предотвращает его;
Б) лицо хотя и предвидит преступные последствия своих действий, но не конкретизирует их;
В) лицо четко представляет себе характер и размер последствий совершаемого им общественно опасного деяния;
Г) лицо предвидит неизбежность наступления общественно опасного последствия, но не предполагает его размер.
ответ: в
12. Сущность прямого умысла как вида вины составляет
Выберите один ответ
А) недостаточно выраженная социальная поведенческая установка
Б) асоциальная поведенческая установка
В) антисоциальная поведенческая установка
Г) самонадеянная поведенческая установка
ответ: в
13. Отсутствие предвидения наступления общественно опасных последствий характеризует:
Выберите один ответ
А) прямой умысел;
Б) косвенный умысел;
В) легкомыслие;
Г) небрежность.
ответ: г
14. Возможность лица в конкретной ситуации при необходимой внимательности и предусмотрительности предвидеть наступление общественно опасных последствий своих действий:
Выберите один ответ
А) вменяемость;
Б) интеллектуальный элемент умысла;
В) субъективный критерий небрежности;
Г) интеллектуальный элемент легкомыслия
ответ: в
15. Небрежность как вид неосторожности характеризуется следующими критериями
Выберите один ответ
А) медицинским и юридическим
Б) интеллектуальным и волевым
В) объективным и субъективным
Г) прямым и косвенным
ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Один из видов неосторожной формы вины, при котором лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий - это...
ответ: легкомыслие
2. Одно из центральных и сложных понятий психологической науки, отражающее побуждение человека к действию и определяющее его направленность, активность и устойчивость - это...
ответ: мотив
3. Понятие, которое выделяется в науке уголовного права, характеризует неспособность лица предвидеть общественно опасные последствия своего деяния в силу отсутствия знаний, соединенную с осуществлением деятельности, при которой требуются эти знания - это...
ответ: преступное невежество
4. Понятие, которое выделяется в науке уголовного права, характеризует ситуации, когда виновный предвидит наступление общественно опасных последствий своего деяния (в этом отличие от небрежности), но в силу недостаточности приложенных волевых усилий, не находит решения для их устранения, хотя по объективной обстановке и своим субъективным данным мог найти верное решение и предотвратить последствия - это...
ответ: волевая небрежность
5. Неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (юридический критерий) вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (медицинский критерий) - это...
ответ: невменяемость
6. Категория субъективной стороны преступления, которая предполагает психическое отношение не только к деянию (действию или бездействию), его последствиям, но и к иным признакам преступления (обстоятельства места и времени, способ, обстановка совершения преступления), поскольку деяние — не просто активная или пассивная форма поведения, а поступок, совершаемый определенным способом в конкретных условиях времени, места и т. п. - это...
ответ: объём вины
7. Психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и общественно опасным последствиям этого деяния, выраженное в предусмотренных уголовным законом формах умысла или не осторожности - это ...
ответ: вина
8. Если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, то его вина называется ...
ответ: прямой умысел
9. Если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то его вина называется ... ответ: косвенный умысел
10. Если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, то его вина называется ...
ответ: легкомыслие
11. Если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия, то его вина называется ...
ответ: небрежность
12. Требование уголовного закона о том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, составляет содержание
ответ: принципа вины
13. Только умышленными могут быть преступления этой категории
ответ: особо тяжкие
14. Рецидив преступлений могут образовывать по форме вины только
ответ: умышленные преступления
15. Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным ...
ответ: умышленно
16. Если лицо, совершившее деяние, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то такое деяние признаётся совершенным...
ответ: невиновно
17. Если лицо, совершившее деяние, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, то такое деяние признаётся совершенным...
ответ: невиновно
18. Самоуверенность, при которой лицо, совершая какой-либо поступок, неоправданно рассчитывает на себя или на иные обстоятельства, вследствие чего наступают преступные последствия - это...
ответ: самонадеянность (вариант: легкомыслие)
19. Продолжительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе может быть не столь значительным - это
ответ: психотравмирующая ситуация
20. Снижение или полный упадок психической деятельности, связанный с поражением интеллектуальных способностей человека - это...
ответ: слабоумие

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетентности УК – 1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Примеры заданий закрытого типа

16. Содержание вины включает следующие элементы
Выберите один ответ
А) интеллектуальный
Б) волевой
В) эмоциональный
Г) все перечисленные
ответ: г
17. При прочих равных условиях наиболее опасным по степени видом вины считается
Выберите один ответ
А) прямой умысел
Б) косвенный умысел
В) легкомыслие
Г) небрежность
ответ: а
18. Законодательными предпосылками регламентации субъективной стороны преступления в УК РФ выступают
Выберите один ответ
А) ч. 1 и ч. 2 ст. 5 УК РФ, предусматривающие содержание принципа вины
Б) виновное совершение деяния как признак преступления
В) вменяемость субъекта преступления, взятая в соответствии со ст. 21 УК РФ в единстве медицинского и юридического критериев
Г) Ст. 8 УК РФ об основании уголовной ответственности
Г) все перечисленные
ответ: г
19. Мотив преступления – это:
Выберите один ответ
А) психическое отношение лица к содеянному, выраженное в форме умысла или неосторожности;
Б) субъективный образ желаемого результата преступления;
В) обусловленное определенными потребностями внутреннее побуждение, которым виновный руководствовался при совершении преступления
Г) состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения
ответ: в
20. Виновный считал, что совершает тайное хищение чужого имущества, хотя его действия были известны другому лицу, который осознавал факт противоправности изъятия имущества. Квалифицируйте действия виновного;
Выберите один ответ
А) грабеж;
Б) кража;
В) мошенничество;
Г) разбой.
ответ: б
21. Невиновным причинением вреда признаются случаи, когда:
Выберите один ответ
А) лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия
Б) лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий
В) лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично
Г) лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам
Ответ: г
22. Вина в УК РФ характеризуется:
Выберите один ответ
А) интеллектуальным элементом;
Б) интеллектуальным и волевым элементами;
В) желанием наступления последствий;
Г) волевым элементом.
ответ: б
23. Преступление, совершенное с двумя формами вины, в целом в соответствии со ст. 27 УК РФ считается совершенным
Выберите один ответ
А) по неосторожности
Б) умышленно
В) невиновно
Г) с двойной формой вины
ответ: б
24. Содержание косвенного умысла составляют:
Выберите один ответ
А) осознание общественной опасности своих действий (бездействия), предвидение общественной опасности последствий, и желание их наступления;
Б) осознание общественной опасности своих действий (бездействия), предвидение возможности наступления общественно опасных последствий, их сознательное допущение или безразличное к ним отношение;
В) осознание общественной опасности своих действий (бездействия), предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий, их сознательное допущение или безразличное к ним отношение;
Г) предвидение возможности наступления общественно опасных последствий, самонадеянный без достаточных оснований самонадеянный расчет на их предотвращение
ответ: б
25. Помимо указанных в законе доктрина уголовного права выделяет следующие виды умысла
выберите один ответ
А) определенный и неопределенный
Б) прямой и косвенный
В) самонадеянность и невежество
Г) вменяемость и невменяемость
ответ: а
26. Обязательным признаком субъективной стороны состава любого преступления выступает
выберите один ответ
А) вина
Б) мотив
В) цель
Г) эмоции
ответ: а
27. Результат, к достижению которого стремится виновный, совершая преступление, выражен в следующем признаке субъективной стороны преступления
выберите один ответ
А) вина
Б) мотив
В) цель
Г) эмоции
ответ: в
28. К низменным мотивам преступления принято относить
выберите один ответ
А) те мотивы, с которыми законодатель связывает повышение ответственности или её установление
Б) морально осуждаемые мотивы преступления
В) особо циничные и неприемлемые мотивы преступления
Г) бессознательные мотивы преступления
ответ: а
29. Различие между прямым и косвенным умыслом в конкретных составах преступления проводится на основании
выберите один ответ
А) волевого отношения виновного к общественно опасным последствиям
Б) наличия/отсутствия специального мотива/цели
В) в зависимости от общего/специального субъекта преступления
Г) в зависимости от видового объекта преступления
ответ: а
30. Вид умысла либо неосторожности в соответствии с правовой позицией Пленума Верховного суда РФ учитывается при определении
Выберите один ответ
А) преступности деяния
Б) упречности деяния
В) степени общественной опасности деяния
Г) характера общественной опасности деяния
ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Один из видов неосторожной формы вины, при котором лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий - это...
ответ: легкомыслие
2. Одно из центральных и сложных понятий психологической науки, отражающее побуждение человека к действию и определяющее его направленность, активность и устойчивость - это...
ответ: мотив
3. Понятие, которое выделяется в науке уголовного права, характеризует неспособность лица предвидеть общественно опасные последствия своего деяния в силу отсутствия знаний, соединенную с осуществлением деятельности, при которой требуются эти знания - это...
ответ: преступное невежество
4. Понятие, которое выделяется в науке уголовного права, характеризует ситуации, когда виновный предвидит наступление общественно опасных последствий своего деяния (в этом отличие от небрежности), но в силу недостаточности приложенных волевых усилий, не находит решения для их устранения, хотя по объективной обстановке и своим субъективным данным мог найти верное решение и предотвратить последствия - это...
ответ: волевая небрежность
5. Неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (юридический критерий) вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (медицинский критерий) - это...
ответ: невменяемость
6. Категория субъективной стороны преступления, которая предполагает психическое отношение не только к деянию (действию или бездействию), его последствиям, но и к иным признакам преступления (обстоятельства места и времени, способ, обстановка совершения преступления), поскольку деяние — не просто активная или пассивная форма поведения, а поступок, совершаемый определенным способом в конкретных условиях времени, места и т. п. - это...
ответ: объём вины
7. Психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и общественно опасным последствиям этого деяния, выраженное в предусмотренных уголовным законом формах умысла или не осторожности - это ...
ответ: вина
8. Если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, то его вина называется ...
ответ: прямой умысел
9. Если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то его вина называется ... ответ: косвенный умысел
10. Если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, то его вина называется ...
ответ: легкомыслие
11. Если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия, то его вина называется ...
ответ: небрежность
12. Требование уголовного закона о том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, составляет содержание
ответ: принципа вины
13. Только умышленными могут быть преступления этой категории
ответ: особо тяжкие
14. Рецидив преступлений могут образовывать по форме вины только
ответ: умышленные преступления
15. Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным ...
ответ: умышленно
16. Если лицо, совершившее деяние, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то такое деяние признаётся совершенным...
ответ: невиновно
17. Если лицо, совершившее деяние, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, то такое деяние признаётся совершенным...
ответ: невиновно
18. Самоуверенность, при которой лицо, совершая какой-либо поступок, неоправданно рассчитывает на себя или на иные обстоятельства, вследствие чего наступают преступные последствия - это...
ответ: самонадеянность (вариант: легкомыслие)
19. Продолжительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе может быть не столь значительным - это
ответ: психотравмирующая ситуация
20. Снижение или полный упадок психической деятельности, связанный с поражением интеллектуальных способностей человека - это...
ответ: слабоумие

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачёт по дисциплине выставляется по итогам работы на практических занятиях и результатам текущего контроля. При невозможности выставления зачета по итогам работы на практических занятиях и результатам текущего контроля зачет проводится устно, в форме собеседования. Круг вопросов для подготовки к собеседованию следующий:

1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
2. Соотношение субъективной стороны с объективной стороной и другими элементами состава преступления.
3. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону.
4. Понятие, сущность, содержание, формы, степень вины по уголовному праву РФ.
5. Основные теории вины.
6. Умысел: понятие, структура. Виды умысла, предусмотренные УК РФ.
7. Виды умысла, не предусмотренные в УК РФ и их уголовно-правовое значение.
8. Неосторожность: понятие, виды.
9. Отграничение неосторожности от косвенного умысла и от невиновного причинения вреда.
10. Преступления с двумя формами вины. Смежные доктринальные категории (двойная вина, смешанная вина).
11. Мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица, совершившего преступление: понятие, содержание и уголовно-правовое значение.
12. Невиновное причинение вреда. Соотношение с видами неосторожности.
13. Субъективная ошибка: понятие, виды, уголовно-правовое значение. Релевантные и нерелевантные ошибки.

зачет
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Г. Кадников Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования : Москва: Издательство Юриспруденция, 2021
Л2.2 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Субъективная сторона преступления portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.