МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектно-практической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л. Усанова;Доцент, М.Г. Чурилов

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, декан, Ю.В.Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Основы проектно-практической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выявление места и роли культуры в системе общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципов и методов анализа культуры как общественного явления, целей и возможностей социокультурного анализа общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной деятельности
педагогические, психологические и методические основы развития мотивации,
организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно применять полученные теоретические знания для решения профессиональных задач
использовать средства педагогической поддержки профессионального развития обучающихся,
проводить консультации по вопросам профессионального развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком создавать условия для воспитания и развития обучающихся,
мотивировать их деятельность по освоению, курса, дисциплины (модуля)
навыками решения практических задач в рамках выбранного направления деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дизайн-проектирование в ХХI веке. Теория, методология и практика. Теоретические основы социокультурной деятельности
1.1. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Сам. работа 2 6 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Дизайн как связь искусств и ремесел на заре своего возникновения. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Проектно-графическое моделирование. Его особенности, техника, типы. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Дизайн как художественно-промышленная деятельность в начале ХХ века. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Функция объекта дизайна. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Художественное моделирование потенциального потребителя. Лабораторные 2 6 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Художественное моделирование потенциального потребителя. Лабораторные 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Сам. работа 2 12 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Практические аспекты социкультурной деятельности
2.1. Критерии оценки творчества в дизайн-деятельности. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Механизм творческого процесса. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Уровень проектной реализации дизайн-концепции. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Проектно- практическое моделирование. Сам. работа 2 2 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Виды проектно-практической деятельности Сам. работа 2 12 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Сам. работа 2 6 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Средства дизайна. Средства и приемы формообразования. Сам. работа 2 6 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Композиционное формообразование Сам. работа 2 6 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Ознакомление с проблемой и разработка технического задания на проектирование. Сам. работа 2 8 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Сам. работа 2 22 УК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салтыкова, Г.М. Дизайн. Дипломное проектирование: учебно-методическое пособие Москва : Владос,ЭБС Лань, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Алексеев, А.Г. Проектирование: Предметный дизайн : уч.пособие Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2017 https://e.lanbook.com/book/105256.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Д. Приемы объектно ориентированного проектирования. : учебное пособие Москва : ДМК Пресс//"ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/1220
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 социокультурная деятельность www.biblioclub.ru
Э2 социальная и культурная деятельность www.akunb.altlib.ru
Э3 Электронный курс "Основы проектно-практической деятельности" на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8447 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Городской программно-методический центр дополнительного образования детей. Режим доступа: http://www.met-udod.ru/index.php?&pid=24
5. Университетская библиотека online.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
6. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа:http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.