МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 75
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 25
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 25 25 25 25
Итого 75 75 75 75

Программу составил(и):
препод., Черняева М.В.

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, Алейников А.В.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее место в мировой и европейской цивилизации, сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и важнейшие события российской истории до конца XIX в.;
место и роль России во всемирном историческом процессе;
важнейшие историографические проблемы отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причинно-следственные связи исторических явлений;
давать сравнительную характеристику исторических явлений и процессов;
четко изложить и аргументировать собственную позицию по конкретной проблеме.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История как наука.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Зарождение и развитие древнерусской государственности.
2.1. Этногенез славян. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Образование Древнерусского государства. Устный опрос № 1. Контрольная работа № 1. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Религиозные верования восточных славян. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 3 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Политическая история Древней Руси в X-XII вв. Лекции 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Государство и право Древней Руси в X-XII вв. Устный опрос № 2. Практические 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Русское государство и право в XIII-XV вв. Устный опрос № 3. Контрольная работа № 2. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Русское государство XIV-XV в. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Россия в XVI-XVII вв. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Государство и право Русского государства XVI-XVII вв. Тест № 1. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Русское государство XVI-XVII в. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Россия на путях модернизации. XVIII-XIX вв.
3.1. Реформы Петра I. Лекции 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Устный опрос № 4. Контрольная работа № 3. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Социальное устройство русского общества в XVIII в. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Россия в XIX в. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Социально-политический строй Российской Империи в XIX в. Практическое задание (анализ документа). Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Государственное устройство Российской империи в первой половине XIX в. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.7. Россия в начале XX в. Лекции 2 2 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.8. Великие реформы Александра II. Устный опрос № 5. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Великие реформы Александра II. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Социально-политический строй Российской империи в XX в. Тест № 2. Практические 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.11. Русское государство в начале XX в. Подготовка эссе по теме. Сам. работа 2 4 ОК 13, ОК 6, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11428

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. История государства и права России изучает:
а) эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;
б) общую хронологию событий, произошедших на территории Российского государства;
в) исключительно мнения историков-юристов о памятниках отечественного права
г)исключительно мнения юристов о памятниках отечественного права

2. Предметом истории государства и права России является:
а) свод методов, с помощью которых ведется изучение истории права и государства России;
б) формирование и развитие институтов права и государственности в России;
в) упоминание памятников и других культурных достояний права России.
г)свод правил с помощью которых ведется изучение истории права и государства России;

3. Разделение периодов истории государства и права России:
а) никакого значения не имеет для изучения предмета;
б) не включает в себя время до IX века;
в) делится на три эпохи - российскую, советскую и постсоветскую.
г)делится на две эпохи — российскую ,постсоветскую.

4. Источниками истории государства и права России являются:
а) зарубежное законодательство;
б) источники права;
в) памятники права;
г) архивные документы.

5. Норманны — это распространённое в отечественной историографии название:
а) литовцев;
б) славян;
в) финно-угров;
г) скандинавов.

6. Полюдье - это:
а) созыв ополчения князем во времена древней руси;
б) древнерусское название для переписи населения;
в) процесс массового крещения людей;
г) периодический объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.

7. Дружинники - это:
а) одно из названий ополчения древней руси;
б) наиболее умелые воины, приближенные к князю и составляющие основу его политической и военной власти;
в) жители одной древнерусской общины;
г) наёмники, к которым князь обращался в случае необходимости;

8. Монеты, находившиеся в обращении на территории Древней Руси, назывались:
а) гривны;
б) рубли;
в) злотые;
г) кроны;

9. Высшее наказание по «Русской Правде» - это:
а) штраф;
б) изгнание;
в) смертная казнь;
г) поток и разграбление;
д) вырывание бороды в отместку;

10. Судебный процесс по «Русской Правде» носил характер:
а) состязательный;
б) розыскной;
в) смешанный;
г) не состоялся совсем

Ключ к ответу:
1.А
2.Б
3.Б
4.В
5.Г
6.Г
7.Б
8.В
9.Г
10.А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. «История государства и права России» как учебная дисциплина призвана дать представление о состоянии современной зарубежной и отечественной _____________науки
2. Предмет науки истории права заключается в том, что бы изучить и выявить исторические закономерности развития ________
3. Государство и право непосредственно сопряжены и взаимообусловлены, они возникают_______________развития общества
4. К основным функциям истории государства и права можно отнести: теоретика- познавательная, эвристическая, ______________, прикладная, мировоззренческая, воспитательная
5. Славяне как индоевропейский народ выделились из большой индоевропейской общности примерно в __________________
6. Политическим и общественным устройством древнерусского государства в IX – начале XI вв. была_________форма правления
7. «Русская Правда» как достижение русской правовой мысли., берет сое начало с ____года
8. Значение древнерусской материальной культуры берет свое начало со сложной техники______________
9. Устройство вечевого строя домонгольской Руси предполагало : сбор налогов, разбирательство крупных споров___от врагов.
10. Специфика политического и правового устройства русских княжеств в период монгольского ига, предполагало, то что княжества не входили непосредственно в состав ________________-державы

Ключ к ответу:
1. историко- правовой
2. системы государства и права
3. параллельно в процессе исторического
4.прогностическая , методологическая,
5. середине второго тысячелетия до н.э
6. монархическая
7.1016
8 обработки металла
9. организацию обороны
10.Монгольской

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК -6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала:
а) язычество;
б) иудаизм;
в) ислам;
г) зороастризм;

2. Государственный строй Новгородского княжества - это:
а) военная демократия;
б) феодальная монархия;
в) феодальная республика;
г) абсолютная монархия;

3. Как назывались органы исполнительной власти в период Русского царства?
а) приказы;
б) указы;
в) наказы;
г) ведомства;

4. Соборы в Русском царстве XVII в. - это:
а) постоянно действующие органы законодательной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) сословно-представительные съезды;
г) исключительно религиозные учреждения;

5. Соборное уложение было принято:
а) в 1555 г.;
б) в 1649 г,;
в) в 1490 г.;
г) в 1721 г.

6. В 1810 г. в качестве законосовещательного органа был создан:
а) Государственный совет;
б) Тайная канцелярия;
в) Государственный секретариат;
г) Сенат.

7. По «Своду Законов» Российской империи 1832 г. помещичьи крестьяне находились на правовом положении:
а) ограниченно правоспособных субъектов;
б) движимого имущества;
в) лично свободных людей, находившихся исключительно в экономической зависимости от помещика;
г) полностью правоспособных и дееспособных субъектов.

8. В XIX в. при отсутствии завещания наследство переходило:
а) в пользу государства;
б) наследникам по закону;
в) в бюджет учреждений социальной защиты (на образовательные цели, здравоохранение и т.д.);
г) на содержание заключенных.

9. Крестьяне, не выкупившие землю у помещика, назывались:
а) временноосвобожденные;
б) временноотпущенные;
в) временнообязанные;
г) полусобственники;

10 Согласно Городовому Положению от 16 июня 1870 г. создавались органы городского самоуправления, которые осуществляли свою деятельность:
а) на принципах бессословности, выборности сроком на 4 года;
б) без установления ценза для избрания в органы самоуправления;
в) на принципе сословной принадлежности, но без установления ценза для избираемых.
г)на принципах бессословности, выборности сроком на 2 года;

Ключ к ответу:
1.В
2.В
3.А
4.В
5.Б
6.А
7.В
8.Б
9.В
10.А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Государственное устройство Московского княжества в период XIII-XV вв., было обусловлено тем, что во первых сократилось число _______, и князья пополнили ряды московского боярства
2. Спецификой права Новгородской и Псковской республик, а также Московского княжества было наличие__________грамот закрепляющих привилегии господствующего класса
3. Русское государство и право в XIII-XV вв, в более узком смысле русское право — элементы древнерусского права сохранившееся в присоединенных к Польше Холмской и ___________землях
4. Социально-политическое устройство русского государства XVI-XVII вв. и основные составляющие права на тот момент времени, к которым можно отнести: земские соборы, боярскую думу и _____________.
5. Правовое положение дворянства и крестьянства в России в период XVIII-начало XX в. имело очень много подвижек, плюсом к этому существовали различные подгруппы такие как: духовенство, __________________
6. Правовая система Российской империи XIX-начала XX в имела такое понятие как «Основные законы», изменить их можно было только по ____________
7. Предпосылки эпохи дворцовых переворотов были: ослабление правящей династии, создание гвардии, конфликт___________-
8. Социальное устройство русского общества в XVIII в.было обусловлено 6ю сословиями: дворянство, духовенство, __________-крестьянство,казачество и мещанство
9. Социально-политический строй Российской империи в XIX в.был_________-
10 Политический строй Российской империи в начале XX в. и изменения в правовом строе в 1905-1907 гг. привели к образованию

Ключ к ответу:
1. удаленных княжеств
2.судебных
3.Бельзской
4 избранная рада
5. купечество
6. предложению императора
7.Петра 1 и царевича Алексея
8 купечество
9 самодержавная монархия
10.третьеиюньская монархия

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК -13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. История государства и права России изучает:
а) общую хронологию событий, произошедших на территории Российского государства;
б) эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;
в) исключительно мнения историков-юристов о памятниках отечественного права.
г) исключительно мнения юристов о памятниках отечественного права

2. Разделение периодов истории государства и права России:
а) никакого значения не имеет для изучения предмета;
б) не включает в себя время до IX века;
в) делится на три эпохи - российскую, советскую и постсоветскую;
г) не существует.

3. Сборники «Свод» и «Номоканон» появились на Руси:
а) в X в.;
б) на рубеже XI-XII вв.;
в) в середине XI в.;
г) в начале XIII в.

4. Норманны - это распространённое в отечественной историографии название:
а) литовцев;
б) славян;
в) финно-угров;
г) скандинавов.

5. Церковно-судебные дела подразделялись на _____________ разряда:
а) три;
б) шесть;
в) четыре ;
г) два.

6. В истории права России главное внимание уделяется:
а) взаимодействию правовой системы России с правовыми системами др. стран;
б) реализации норм права;
в) социальной системе общества;
г) возникновению правовой системы, кодификации и отдельным правовым актам.

7. Монеты, находившиеся в обращении на территории Древней Руси, назывались:
а) гривны;
б) рубли;
в) злотые;
г) кроны;

8. Высшее наказание по «Русской Правде» - это:
а) штраф;
б) изгнание;
в) смертная казнь;
г) поток и разграбление;

9. Судебный процесс по «Русской Правде» носил характер:
а) состязательный;
б) розыскной;
в) смешанный;
г) предупредительный.

10. Государственный строй Новгородского княжества - это:
а) военная демократия;
б) феодальная монархия;
в) феодальная республика;
г) абсолютная монархия;

Ключ к ответу:
1-Б
2-Б
3-Б
4-Г
5-А
6-Г
7-В
8-Г
9-А
10-В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Революционное движением в России начавшееся в 1881г., закончилось в _______
2. Возникновение государственности у восточных славян и образование Древнерусского государства, началось с призвания варягов с берегов Балтики в ___году
3. Догосударственные формы политических объединений восточных славян, называлась_________
4. Источники права в Киевской Руси Х-ХII вв, были правовые обычаи, законодательные акты князей и __________________
5. Государство Киевская Русь существовало во временной период ______
6. Системы государственного управления в Киевской Руси имело название______
7. По правовому положению городское населения вплоть до XVIII в. можно было разделить на 5 групп:_______________
8. Сборник правовых норм«Русская Правда» как достижение русской правовой мысли, имеет свое начало с _________года.
9. Государственный механизм управления Пскова и Новгорода в ХV в. осуществляло _________, оно же собрание полноправных жителей.
10. Объединения русских земель в единое государство было осуществлено в период

Ключ к ответу:
1-1907 г.
2-862г.
3- союзы племен
4- светское и церковное право Византии
5- IХ-ХII век
6- раннефеодальная монархия
7-купцы, почетные граждане, мещане, ремесленники, вольные, рабочие люди.
8-1016года
9- вече
10.ХIV-ХV вв.

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе на тему:
1. «Религиозные верования восточных славян».
2.«Русское государство XIV-XV в.»
3.«Русское государство XVI-XVII в.».
4.«Социальное устройство русского общества в XVIII в.»
5. «Государственное устройство Российской империи в первой половине XIX в.»
6. «Великие реформы Александра II»
7.«Русское государство в начале XX в.»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен

Процедура проведения промежуточной аттестации:экзамен

Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Возникновение государственности у восточных славян и образование Древнерусского государства.
2. Догосударственные формы политических объединений восточных славян.
3. Возникновение и развитие права у восточных славян в IХ-ХII вв.
4. Источники права в Киевской Руси Х-ХII вв.
5. Центральное и местное управление государства Киевская Русь в Х-ХI вв.
6 . Общественный строй государства Киевская Русь в Х-ХI вв.
7. Суд и судопроизводство в Киевской Руси Х-ХIII вв.
8 . Право наследования в Киевской Руси Х-ХIII вв.
9. Системы государственного управления в Киевской Руси Х-ХIII вв.
10. Государственный строй Галицко-Волынского, Владимирского княжеств и Новгорода в ХIII в.
11. Государственный механизм Пскова и Новгорода в ХV в.: общее и особенное.
12. Суд и судопроизводство Пскова и Новгорода в ХIV-ХV вв.
13. Правовые основы объединения русских земель в единое государство в ХIV-ХV вв.
14. Самодержавие в России в ХV-ХVI вв.
15. Центральное управление Московского государства в ХV-ХVII вв.
16. Суд и судопроизводство Московского государства в ХV-ХVII вв.
17. Имущественные правоотношения в России в ХV-ХVII вв.
18. Уголовное право в России в ХV-ХVII вв.
19. Судебный процесс в России в ХV-ХVII вв.
20. Реформы центрального управления в ХVIII в.
21. Военная реформа Петра Великого.
22. Организация полиции в Российской империи в ХVIII в.
23. Сословная структура населения Российской империи в ХVIII в.
24. Кодификационный процесс в России в ХVIII в.
25. Уголовное право России в ХVIII в.
26. Крестьянский вопрос в Российской империи в ХVIII в.
27. Судебная система Российской империи в ХVIII в.
28. Государственный механизм Российской империи в первой половине ХIХ в.
29. Кодификация российского законодательства в ХIХ в.
30. Изменения в сословной структуре населения Российской империи в ХIХ в.
31. Полицейская реформа 1862-1880 гг.
32. Военная реформа 1870-1874 гг.
33. Судебная реформа 1864 г.
34. Контрреформенные изменения судебной системы России в 1865-1895 гг.
35. Крестьянская реформа 1861 г.
36 . Механизм освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861-1883 гг.
37. Земская и городовая реформы 1860-1890-х гг.
38 . Изменения в государственном строе России в 1905-1907 гг.
39. Нормативная база борьбы с революционным движением в 1881-1907 гг.
40. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Критерии оценивания заданий
4-балльная шкала
Отлично (85-100 баллов) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (70-84 баллов) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (50-69 баллов) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (0-49 баллов) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л1.2 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Семенниковой Л.И. История России XX - XXI века: Учебник для СПО Москва-Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства и права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Электронный курс Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4102).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; карты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "История государства и права России" в ходе лекций, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: видео-практикум (просмотр фильма и обсуждение вопросов), тестирование, подготовка презентации с использование информационно-коммуникационных технологий.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов малыми группами, работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса.
Методические рекомендации к теоретическому обучению
Основной формой реализации теоретического обучения является лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом преподаватель в установленном порядке может использовать технические средства обучения.
Эффективность освоения студентами учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть учащийся.
Изучение дисциплины "История государства и права России" требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и краткой рациональной ее записи.
Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию.
Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.
Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и студентом. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические (семинарские) и занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на лекционных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1. организационный
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу;
подбор рекомендованной литературы;
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы необходимо стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения и т.д.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.

Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Основные рекомендации по работе с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того, насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1 Информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию).
2 Усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений).
3 Аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему).
4 Творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1 Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2 Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3 Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4 Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5 Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – это сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.