МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по детской клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 164
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 164 164 164 164
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Доцент, Авдонина Алина Игоревна

Рецензент(ы):
канд. психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по детской клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Практическое освоение навыков нейропсихологического и патопсихологического обследования детей и подростков с различными психическими и соматическими аномалиями; обучение студентов методу синдромного нейропсихологического анализа высших психических функций (ВПФ) при решении задач топической и функциональной диагностики состояния отдельных церебральных структур и мозга в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять психологическую диагностику детей и обучающихся
ПК-1.1 Знает существующие подходы к диагностике психических процессов, состояний, интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, обучающихся, с целью составления психологических заключений
ПК-1.2 Умеет выбирать методы психологической диагностики и оценивать уровень отклонения от нормального хода психического развития
ПК-1.3 Владеет навыками диагностики психических процессов, интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, обучающихся, составления психологических заключений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами в детском возрасте, а также членов их семей;
основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития;
- основные психологические синдромы нарушений гностических, эмоционально-волевых и личностных структур при различных формах нарушенного развития (психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное и дисгармоническое развитие).
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
применять методы патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методами патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы диагностики аномального развития в детском возрасте. Методы диагностики.
1.1. Теоретические основы диагностики аномального развития Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.2. Клинико-психологические методы диагностики аномального развития Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.3. Методы диагностики интеллектуального развития Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами дизонтогенеза
2.1. Диагностика интеллекта и эмоциональных особенностей детей с осложненным и неосложненным недоразвитием. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.2. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей с задержкой психического развития, хроническими соматическими заболеваниями. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.3. Диагностика развития детей с шизофренической, органической, травматической деменцией. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.4. Диагностика особенностей психического развития детей с сенсорными дефектами Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.5. Дифференциальная диагностика ранней детской шизофрении, синдрома РДА и пара -аутистических расстройств. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.6. Дифференциальная диагностика дисгармонического и искаженного развития детей с нарушениями влечений Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.7. Диагностика детей без отклонений в развитии. Диагностика готовности к школьному обучению. Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика детско-родительских отношений Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.9. Методы диагностики мышления: простые аналогии, сложные аналогии, классификация предметов, понимание пословиц, исключение предметов и др Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.10. Методы диагностики памяти и внимания: корректурная проба, таблицы Шульте, отсчитывание, 10 слов, опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Пиктограммы и др Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.11. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с РДА и детской шизофренией Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.12. Особенности познавательной, эмоциональной сферы и личности детей с эпилепсией Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
2.13. Особенности рисунков детей с шизофренией и эпилепсией Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические основы нейропсихологической диагностики детей и подростков. Методы диагностики
3.1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном и школьном возрасте Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.3. Подходы к нейропсихологической диагностике детей: Ж.М.Глозман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Н.Н. Полонская, Л.С. Цветкова и др.. Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.4. Структура нейропсихологического заключения. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.5. Количественная оценка результатов нейропсихологической диагностики Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Нейропсихологическая диагностика детей с отклонениями в развитии
4.1. Первичный этап диагностики: Анализ истории болезни и анамнеза, беседа с пациентом и его родителями Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.2. Исследование зрительного гнозиса. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.3. Исследование соматосенсорного и тактильного гнозиса Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.4. Исследование праксиса Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.5. Исследование письма и чтения Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.6. Нейропсихологическое заключение: структура, принципы написания Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Исследование мышления Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.8. Исследование эмоционально-волевой сферы Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.9. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.10. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного и подросткового возраста Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.11. Исследование эмоционально-волевой сферы Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
4.12. Зачет Зачет 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методы диагностики мнестических процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
2. Методы диагностики мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
3. Методы диагностики внимания детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
4. Методы диагностики моторного развития детей от рождения до 3 лет. Возрастные нормативы.
5. Методы диагностики моторного развития детей 3 – 6 лет. Возрастные нормативы.
6. Специфика диагностики детей с подозрением на умственную отсталость.
7. Нейропсихологическая диагностика. Опыт применения при работе с детьми с органическим поражением ЦНС.
8. Процедура проведения диагностического обследования детей с ранним детским аутизмом.
9. Процедура проведения диагностического обследования детей с шизофренией. Основная направленность диагностики.
10. Процедура проведения диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста.
11. Основные направления коррекционно-развивающего обучения.
12. Нарушения речевого развития. Виды. Методы дифференцированной диагностики.
13. Методы диагностики интеллекта. Возрастные нормативы.
14. Методы диагностики личности подростка с расстройством поведения.
15. Методы исследования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
16. Методы исследования эмоционально-волевой сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте.
17. Проективные методы исследования детей. Опыт применения их в клинике.
18. Патопсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
19. Нейропсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
20. Роль первичного сбора информации в обследовании детей. Методы сбора первичной информации об обследуемом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ " Практикум по детской клинической психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.


Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.