МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 187
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девианиантным поведением;
основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся;
составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками оказания психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением;
навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Большие социальные группы Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Личность в группе Практические 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 2 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое определение является верным?
а. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.
б. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
в. Предмет социальной психологии – изучение психологических характеристик социальных групп.
Правильный ответ: а

Вопрос 2. Выберите один верный ответ:
а. Три стороны общения – это коммуникация, коакция, перцепция.
б. Три стороны общения – это интеракция, коммуникация, перцепция.
в. Три стороны общения – это коммуникация, перцепция, аттракция.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. К какой из сторон общения относится проблема изучения конфликта?
а. Коммуникация.
б. Перцепция.
в. Интеракция.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Какие средства передачи информации не относятся к невербальным»?
а. Ольфакторные.
б. Оптические.
в. Речевые.
Правильный ответ: в

Вопрос 5. Какое определение является верным?
а. Жесты – это движения рук.
б. Жесты – это движения рук и ног.
в. Жесты – это движения рук, ног, головы.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Выберите верную трактовку:
а. Социализация включает две стадии: дотрудовую, трудовую.
б. Социализация включает три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
в. Социализация включает две стадии: трудовую, послетрудовую.
Правильный ответ: б

Вопрос 7. Какой из терминов является синонимом термина «социальная установка»?

а. Аттитюд.
б. Аттракция.
в. Атрибуция.
Правильный ответ: а

Вопрос 8. Верно ли утверждение, что термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода (общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования)?
а. Неверно.
б. Верно.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Какие черты имеет научное исследование?
а. Дифференцированное решение эмпирических, логических, теоретических, познавательных задач.
б. Четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями.
в. Объяснение и предсказание фактов и процессов.
Правильный ответ: абв

Вопрос 10. Верно ли утверждение, что социальная группа понимается как субъект деятельности?
а. Верно.
б. Неверно.
Правильный ответ: а

Вопрос 11. Посредством каких принципов обеспечивается качество социально-психологической информации?
а. Только надежности.
б. Репрезентативности и надежности.
в. Только репрезентативности.
Правильный ответ: б

Вопрос 12. Какой метод не относится к методам сбора научной информации?
а. Наблюдение.
б. Социально-психологический тренинг.
в. Контент-анализ.
г. Эксперимент.
Правильный ответ: б

Вопрос 13. Какие виды групп не изучает социальная психология?
а. Реальные.
б. Большие.
в. Условные.
г. Малые.
Правильный ответ: в

Вопрос 14. Что не относится к динамическим процессам в малой социальной группе?
а. Феномен конформизма.
б. Феномен фаворитизма.
в. Феномен групповой сплоченности.
Правильный ответ: б

Вопрос 15. Какие характеристики описывают феномен лидерства?
а. Стихийность возникновения.
б. Нестабильность существования.
в. Регуляция официальных отношений в группе.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем состоит предмет социальной психологии?
Правильный ответ: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

2. Назовите первые исторические формы социально-психологического знания.
Правильный ответ: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

3. Какие дисциплины являются родительскими для социальной психологии?
Правильный ответ: психология и социология.

4. Назовите три стороны общения
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

6. Назовите три уровня методологии.
Правильный ответ: общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования.

7. Какие методы относятся к методам исследования?
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.

8. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент».

9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: каузальная атрибуция.

12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: социальная установка.

13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой.
Правильный ответ: эффект новизны.

14. К какому виду групп относятся классы и нации?
Правильный ответ: большие социальные группы.

15. Какие специфические регуляторы социального поведения существуют в больших социальных группах, каких нет в малых группах?
Правильный ответ: нравы, обычаи, традиции.

16. Какие элементы включает в себя структура психологии большой социальной группы?
Правильный ответ: психический склад, эмоциональная сфера.

17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________.
Правильный ответ: группы.

18. Социальные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название _________________________. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: институты социализации.

19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

20. Какой из перечисленных подходов к исследованию межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный относится к отечественной социальной психологии?
Правильный ответ: деятельностный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

Вопрос 1. Социальные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название...
а. большие группы.
б. институты социализации
в. малые группы.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Отношения между социальными группами (большими и малыми) называются...
а. межконфессиональные.
б. межэтнические.
в. межгрупповые.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. О какой группе идет речь в следующем определении: " организованная группа, в которой субъекты объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы, где межличностные отношения опосредуются общественно и личностно значимым содержанием деятельности"
а. Группа-кооперация.
б. Высокоорганизованная преступная группа.
в. Коллектив.
г. Группа-конгломерат.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Как называется процесс, описывающий движение от формальной группы к коллективу ?
а. развитие группы
б. групповая сплоченность.
в. лидерство и руководство.
г. принятие групповых решений.
Правильный ответ: а

Вопрос 5. К формам групповой дискуссии относятся ...
а. Мозговой штурм.
б. Совещание.
в. Синектика.
Правильный ответ: абв

Вопрос 6. Что сталкиается в конфликте?
а. Мнения.
б. Действия.
в. Установки.
г. Все ответы верные.
Правильный ответ: г

Вопрос 7. Какие элементы относятся к структуре конфликта?
а. Проблема.
б. Оппоненты.
в. Объект.
г. Инцидент.
Правильный ответ: абвг

Вопрос 8. Как называются участники конфликта, активно вступающие в противоборство друг с другом?
а. Оппоненты.
б. Медиаторы.
в. Подстрекатели.
Правильный ответ: а

Вопрос 9. Противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборстово, называется...?
а. Проблема.
б. Объект.
в. Инцидент.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Какие разновидности конфликтов бывают?
а. Конструктивные.
б. Деструктивные.
Правильный ответ: аб

Вопрос 11. Какие стратегии относятся к стратегиям урегулирования конфликта?
а. Антагонизм.
б. Сотрудничество.
в. Конкуренция.
г. Привыкание.
д Избегание.
Правильный ответ: бвд

Вопрос 12. Коммуникативная сторона общения - это
а. Процесс социального восприятия и познания.
б. Обмен действиями и организация совместной деятельности.
в. Обмен информацией.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Справедливо ли утверждение, что общение является триединым процессом?
а. Да.
б. Нет.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Какие коммуникативные барьеры бывают?
а. Психологические.
б. Социальные.
в. Культурные.
г. Физические.
Правильный ответ: абв

Вопрос 15. Взаимопониманию мешают...
а. Неприязнь
б. Застенчивость.
в. Недоверие.
г. Скрытность.
д. Некоммуникабельность.
Правильный ответ: абвгд

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В переводе с латинского слово "конфликт" означает ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: столкновение.

2. Что сталкивается в конфликте? Назовите не менее трех вариантов.
Правильный ответ: мнения, позиции, действия, поведение, ценности, взгляды, установки, интересы.

3. Как по-другому называется причина конфликта?
Правильный ответ: объект.

4. Назовите три стороны общения.
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

6. К какой стороне общения относится изучение конфликтов?
Правильный ответ: интеракция (или интерактивная сторона общения).

7. Действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними принято называть __________________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: инцидент.

8. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: проблема, участники, объект, инцидент.

9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: каузальная атрибуция.

12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: социальная установка.

13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой.
Правильный ответ: эффект новизны.

14. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в поиске взаимных уступок, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: компромисс.

15. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении к максимальному удовлетворению интересов конфликтующих сторон, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: сотрудничество.

16. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: конкуренция.

17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________.
Правильный ответ: группы.

18. Как называется тип конфликта, который ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию ________________? Вставьте слово.
Правильный ответ: деструктивный.

19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

20. Какую разновидность конфликта выделяют наряду с деструктивным __________________________ ? Вставьте слово.
Правильный ответ: конструктивный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет социальной психологии.
2. Дискуссии о предмете социальной психологии.
3. Первые исторические формы социально–психологического знания.
4. Методология социально–психологического исследования.
5. Методы социальной психологии.
6. Общение как социально-психологический феномен.
7. Коммуникативная сторона общения
8. Интерактивная сторона общения.
9. Перцептивная сторона общения.
10. Кросскультурные различия в вербальном и невербальном общении.
11. Социально-психологический анализ конфликта.
12. Механизмы взаимопонимания.
13. Эффекты межличностного восприятия.
14. Каузальная атрибуция.
15. Межличностная аттракция.
16. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
17. Большая социальная группа.
18. Стихийные группы.
19. Малая социальная группа.
20. Феномен группового давления.
21. Групповая сплоченность.
22. Лидерство и руководство в малой группе.
23. Процесс принятия групповых решений.
24. Проблема развития малой группы.
25. Межгрупповые отношения в социальной психологии.
26. Личность в социальной психологии.
27. Социализации личности.
28. Аттитюд, его функции, структура.
29. Иерархическая структура личностных диспозиций.
30. Прикладные аспекты социальной психологии.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте и опишите особенности межличностных отношений в своей учебной группе.
2. Напишите несколько профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в применении социально-психологических знаний.
3. Проанализируйте уровень групповой сплоченности вашей учебной группы в терминах стратометрической концепции А.В. Петровского.
4. Напишите, какие знания по социальной психологии могут потребоваться в случае нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности.
5. Определите, какие знания социальной психологии могут понадобиться для улучшения морально-психологического климата в коллективе.
6. Составьте социально-психологический портрет руководителя с авторитарным стилем управления.
7. Составьте социально-психологический портрет руководителя с демократическим стилем управления.
8. Составьте социально-психологический портрет руководителя с попустительским стилем управления.
9. Придумайте и опишите ситуацию группового давления в рабочем коллективе.
10. Если бы вы были руководителем, какие меры вы предприняли для разрешения конфликта в коллективе.
11. Опишите свои социальные роли на сегодняшний день.
12. Напишите, какие знания по социальной психологии могут потребоваться в случае понимания характера и меры ответственности профессионала за принятые решения.
13. Напишите, какие знания по социальной психологии могут стать полезными в профессиональной деятельности, чтобы научиться толерантно воспринимать социальные, этнически, конфессиональные и культурные различия.
14. Напишите, какие знания по социальной психологии могут понадобиться современному руководителю, чтобы принимать эффективные управленческие решения.
15. Проведите социально-психологический анализ проблем, возникших в последнее время в обществе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.