МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг личностного роста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПрактическая психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 54
индивидуальные консультации 22
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 54 54 54 54
Консультации 22 22 22 22
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, зав. кафедры СПиПО, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг личностного роста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.3023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.3023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осознание комплекса психологических свойств, дающих человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию исходя из своих внутренних представлений и критериев.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к осознанию собственных личностных особенностей, управлению сложившимися отношениями в семье и профессиональной карьере, предупреждению отклонений в социальном, личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие личностного роста; цели, задачи, принципы тренинга личностного роста; содержание понятий «образ-Я», эмпатия, принятие, конгруэнтность, методики и технологии, направленные на личностный рост, понятие психологического тренинга, специфику тренинга личностного роста, специфику психологического воздействия в процессе психологического тренинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность в контакте с собой и другим; применять на практике знания, приемы и техники в отношении развития самосознания, проявления особенностей характера, темперамента, личностных черт, применять на практике знания, приемы и техники в отношении развития самосознания, проявления особенностей характера, темперамента, личностных черт, методики и технологии, направленные на личностный рост, анализировать эффективность психологического воздействия в процессе психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами самоподдержки, жизненного планирования, жизненного выбора, ценностного самоопределения, навыками анализа эффективности психологического воздействия тренинговой работы через наблюдение за собственными реакциями, поведением ведущего и членов группы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Саморазвитие и личностный рост.
1.1. Понятие личностного роста Лекции 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Специфика тренинга личностного роста Лекции 3 8 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Личностный рост, личностное развитие, личностный потенциал. Практические 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Образ-Я, Я-идельное, Я-реальное. Практические 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Самопознание, самосознание, самопринятие. Практические 3 2 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Саморазвитие и личностный рост. Сам. работа 3 28 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Определение жизненных стратегий.
2.1. Ценностные ориентации. Практические 3 2 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Жизненный выбор. Жизненное планирование. Практические 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Временные перспективы. Практические 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Определение жизненных стратегий. Сам. работа 3 26 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Консультация по проблемам личностного роста Консультации 3 22 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7177.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к осознанию собственных личностных особенностей, управлению сложившимися отношениями в семье и профессиональной карьере, предупреждению отклонений в социальном, личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Тренинговый метод – это?
а) способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности
б) способ познания действительности посредством участия в групповой работе
в) способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих
Ответ: в)

Вопрос 2. Рекомендуемое количество участников тренинга?
а) 30-35 человек
б) 7-15 человек
в) 25-30 человек
Ответ: б)

Вопрос 3. Психологический тренинг – это?
а) исследовательский метод
б) метод воздействия
Ответ: б)

Вопрос 4. Одно и то же упражнение может использоваться в разных тренинговых программах:
а) только с одной целью
б) с разными целями
Ответ: б)

Вопрос 5. Конфиденциальность подразумевает запрет на обсуждение поведения, чувств, мыслей, волнующих участников группы, происходящих ………………………..?
а) за пределами группы
б) в настоящий момент
Ответ: а)

Вопрос 6. Тренинговая группа как психологическое зеркало рассматривается в схеме под названием «окошко …………………..»?
а) Джогарри
б) Джекгарри
в) Джеремигарри
Ответ: Джогарри

Вопрос 7. Принцип здесь и теперь в тренинговой работе означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) фокусировка осознания участников тренинговой группы на актуальной, происходящей в данный момент ситуации
Ответ: б)

Вопрос 8. Принцип закрытости тренинговой группы означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) работу тренинговой группы в одном и том же составе
Ответ: б)

Вопрос 9. В схеме «Окошко Джогарри» слепая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: а)

Вопрос 10. В схеме «Окошко Джогарри» неизвестная область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: б)

Вопрос 11. В схеме «Окошко Джогарри» открытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: в)

Вопрос 12. В схеме«Окошко Джогарри» скрытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: г)

Вопрос 13. Стиль ведущего тренинга определяется дихотомией ………………………..?
а) директивный – свободный
б) провокативный – сотрудничающий
Ответ: а)

Вопрос 14. В своем развитии для вскрытия и преодоления внутригрупповых противоречий тренинговая группа проходит этап, связанный с ……………………….?
а) заверщением
б) зависимостью
в) конфликтом
Ответ: в)

Вопрос 15. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по 3-8 часов от 3-14 дней называется ……………………….?
а) интенсивный курс
б) регулярные занятия
в) эпизодические встречи
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. …………………………………………. тренинг – тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетентности?
Ответ: социально-психологический

Вопрос 2. …………….. …………………………… ……………. – тренинг, направленный на развитие самосознания, формирование адекватного представления о себе для полноценного раскрытия и роста личностного потенциала.
Ответ: тренинг личностного роста

Вопрос 3. Психологический тренинг важно отличать от таких видов оказания групповой психологической помощи, как психокоррекция и ………………………..?
Ответ: психотерапия

Вопрос 4. ……………………….. группы – специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего включаются в опыт общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
Ответ: тренинговая

Вопрос 5. Используя модель «окошко Джогарри», можно отметить, что в тренинговой работе происходит расширение ……………. области за счет уменьшения слепой, неизвестной и скрытой областей?
Ответ: открытой

Вопрос 6. …………………….. тренинговые занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день.
Ответ: регулярные

Вопрос 7. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по часов от 3-14 дней называется интенсивный курс.
Ответ: 3-8

Вопрос 8. Принцип ………………………… в планировании программы тренинга подразумевает, что каждое упражнение и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего.
Ответ: преемственности

Вопрос 9. Работа с ……………………….. направлена на определение желаемых результатов участников тренинга?
Ответ: ожиданиями

Вопрос 10. Введение правил работы тренинговой группы необходимо осуществлять в ………….. тренинга?
Ответ: начале

Вопрос 11. Инструкция к тренинговому упражнению должна быть точной, понятной и ……………….?
Ответ: лаконичной (краткой)

Вопрос 12. После каждого упражнения ведущий организовывает его …………………?
Ответ: обсуждение

Вопрос 13. При использовании ролевых игр в тренинговой работе ведущий организовывает дебрифинг, то есть снятие ………………?
Ответ: ролей

Вопрос 14. …………………. являются важным элементом тренинга, поддерживающим чувство принадлежности к группе и означающим привычные повторяющиеся действия участников тренинговой группы?
Ответ: ритуалы

Вопрос 15. …………………. тренинга является важным этапом, когда участники осознают результаты тренинговой работы, пробуют закрепить полученный опыт и перенести его на реальную жизнь?
Ответ: завершение

Вопрос 16. Принцип ……………. означает, что если участник тренинга решил поделиться какой-то личной информацией, то она должна быть достоверной?
Ответ: искренности

Вопрос 17. Ведущий тренинга осуществляет работу в двух направлениях – работа с личностью и ……………..?
Ответ: группой

Вопрос 18. Наличие у ведущего детально продуманного плана проведения тренинговых занятий характерно для ……………………….. стиля.
Ответ: директивного

Вопрос 19. ……………….. стиль ведения тренинга является самым сложным в исполнении, не предполагает наличие жестко определенной программы занятий, ведущий ориентируется на стихийно возникающие запросы, действия участников тренинга.
Ответ: свободный

Вопрос 20. Конструктивная ………………. ……………….. в тренинговой работе способствует осознанию того, как участники воспринимают друг друга, что помогает получению нового знания о себе.
Ответ: обратная связь
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Исторические предпосылки возникновения групповых форм оказания психологической помощи.
2. Групповые методы в психологических школах
3. Психологический тренинг как метод групповой психологической работы.
4. Отличительные черты психологического тренинга от групповой психотерапии и психокоррекции.
5. Цели и задачи психологического тренинга.
6. Принципы психологического тренинга.
7. Основные черты и парадигмы психологического тренинга.
8. Факторы, способствующие изменению участников тренинга.
9. Группа как психологическое зеркало (окошко Джогарри).
10. Фазы развития тренинговой группы.
11. Стили работы ведущего тренинга.
12. Функции ведущего тренинга.
13. Особенности подбора упражнений для социально-психологического тренинга.
14. Принципы преемственности и поэтаптности при планировании тренинга.
15. Особенности подачи инструкции к тренинговым упражнениям.
16. Формы организации тренинга.
17. Ко-тренерство: понятие, трудности.
18. Особенности проведения процедуры знакомства в психологическом тренинге.
19. Правила групповой тренинговой работы.
20. Работа с групповыми ожиданиями.
21. Активные методы групповой работы в СПТ.
22. Ритуалы в тренинговой работе.
23. Специфика работы с немотивированными группами.
24. Специфика обсуждения упражнений в тренинговой работе.
25. Дебрифинг в тренинговой работе.
26. Особенности проведения групповой дискуссии.
27. Обратная связь в психологическом тренинге.
28. Особенности использования музыки при проведении тренинга.
29. Завершение тренинга.
30. Основные этапы разработки и реализации программы тренинга

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Как я осуществляю жизненный выбор.
2. Мой жизненный путь.
3. Трансформация системы моих ценностных ориентаций.
4. Время в моей жизни.
5. Мое идеальное-Я.
6. Перспективные линии моего развития.
7. Мои изменения в процессе тренинга личностного роста.
8. Соотнесение ожиданий и результатов тренинга личностного роста.
9. Я как ведущий психологического тренинга.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434158 (дата обращения: 29.09.2019)
Л1.2 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 курс в мудле Тренинг личностного и профессионального развития portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий. Практические занятия будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий.