Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Арт-менеджмент |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 116 | 116 | 116 | 116 |
Консультации | 54 | 54 | 54 | 54 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшин
1.1. | Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли. Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-5.1. Знает основные подходы кизучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. | Лекции | 3 | 4 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры | Консультации | 3 | 8 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Лекции | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры | Консультации | 3 | 6 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения (Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 3 | 35 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1 |
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении. | ||||||
2.1. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. | Лекции | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Экзегетика как учение о понимании священного текста | Консультации | 3 | 6 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1 |
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени. | ||||||
3.1. | Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. | Сам. работа | 3 | 12 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв. | ||||||
4.1. | Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. | Лекции | 3 | 4 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Философская концепция П. Я. Чаадаева | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского | Сам. работа | 3 | 44 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Философия культуры XIX века. | ||||||
5.1. | Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса | Лекции | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Проблема культуры в «философии жизни». | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Философия культуры XX века. | ||||||
6.1. | Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. | Лекции | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. | Консультации | 3 | 34 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | |
6.3. | Проблема культуры в философии экзистенциализма | Практические | 3 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.4. | Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры | Сам. работа | 3 | 21 | УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты. А. примордиализм Б. ситуационизм (инструментализм) В. конструктивизм ОТВЕТ: В 2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой? А. маргинализация Б. ассимиляция В. интеграция ОТВЕТ: В 3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется... А. сегрегация Б. аккультурация В. сепарация ОТВЕТ: В 4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как… А. патриотизм Б. этноцентризм В. эмпатия ОТВЕТ: Б 5. К «природным» символам можно отнести… А. герб, гимн, флаг Б. леса, горы, озера В. известных политических лидеров ОТВЕТ: Б 6. Образ своей социальной группы (собственного этноса) А. экстраобраз Б. интрообраз ОТВЕТ: Б 7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно: А. мягкий примитивизм Б. культурный примитивизм ОТВЕТ: Б 8. Какого термина в современной этнологии не существует? А. стереотип отражения Б. стереотип восприятия В. стереотип поведения ОТВЕТ: А 9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными? А. этнические образы Б. этнические предубеждения В. этнические стереотипы Г. этнические (национальные) идеи (мнения) ОТВЕТ: Б 10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации: А. примитивизм Б. коммунизм ОТВЕТ: А 11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности? А. идеи примитивизма Б. идеи ромоцентризма В. идеи христианства ОТВЕТ: А 12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется: А. культурный примитивизм Б. хронологический примитивизм ОТВЕТ: Б 13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»? А. Иване III Б. Василии III В. Иване IV ОТВЕТ: А 14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России? А. Сигизмунд фон Герберштейн Б. Адам Олеарий В. Джайлс Флетчер ОТВЕТ: А 15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»? А. Астольф де Кюстин Б. Теофиль Готье В. Александр Дюма ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что относится к государственным символам? Ответ: К государственным символам относятся – герб, гимн и флаг. Данные символы устанавливаются специальными законами, традициями, обычаями, как правило – это исторически сложившиеся символы, которые отражают суверенитет государства. 2. Кем был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»? Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. 3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»? Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы». 4. Что такое «информационная война»? Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника. 5. Какие бывают этнические стереотипы? Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д. 6. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства? Ответ: Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества. 7. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют? Ответ: Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации. 8. Что можно отнести к инструментам информационной войны? Ответ: К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д. 9. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»? Ответ: В научный оборот термин «имидж» ввёл американский экономист К. Боулдинг. В 60-е годы ХХ в. он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере. 10. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»? Ответ: «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв. 11. Дайте определение термину «ассимиляция». Ответ: Тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. 12. Что такое «бренд»? Ответ: Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности. 13. Что изучает «имиджелогия»? Ответ: «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами. 14. Что входит в понятие «ксенофобия»? Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного. 15. Как вы понимаете слово менталитет? Ответ: Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности. 16. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим». Ответ: Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства. 17. Что является национализмом? Ответ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе. 18. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»? Ответ: Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания. 19. Какое явление называется пропагандой? Ответ: Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей. 20. Дайте определение этноса. Ответ: Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию: А.Мода Б.Костюм В.Стиль ОТВЕТ: Б 2. Серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения: А.Коллекция Б.Костюм В.Стиль ОТВЕТ: А 2. Стереотипная форма поведения, связанная с деятельностью имеющей практическое значение и с регулированием обыденной жизни называется: А.Обычай Б.Ритуал В.Традиция ОТВЕТ: А 3. Способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому: А.Обычай Б.Ритуал В.Традиция ОТВЕТ: В 4. Образ в мировой орнаментике, символизирующий легкость и скорость передвижения, свободное парение и способность достичь небес: А.Змея Б.Птица В.Бабочка ОТВЕТ: Б 5. Гетры - элемент мужского костюма: А.Алтайцев Б.Немцев В.Русских ОТВЕТ: Б 6. Мягкие сапоги - "мали" характерны для: А.Татаров Б.Украинцев В.Казахов ОТВЕТ: Б 7. Женский дирндль - это: А.русский костюм Б.белорусский костюм В.немецкий костюм ОТВЕТ: Б 8. Нижняя часть традиционной русской женской рубахи: А.стан Б.койлек В.бахрома ОТВЕТ: А 9. Что символизирует ромб в древнем славянском орнаменте? А.воду Б.землю В.огонь ОТВЕТ: Б 10. Верхней национальной татарской обувью были: А.лунты Б.ичиги В.лапти ОТВЕТ: Б 11. Декоративное металлическое украшение «гривну» носили: А.На пальцах Б.На шее В.На груди ОТВЕТ: В 12.Зимняя меховая шапка особого покроя у казахов: А.На пальцах Б.На шее В.На груди ОТВЕТ: В 13. Сарафан - основной элемент традиционного женского костюма: А.Алтайцев Б.Русских В.Немцев ОТВЕТ: Б 14. Что такое «своедельщина»? А. Ткань, ввозившаяся из-за границы Б. Ткань, выработанная в своем крестьянском хозяйстве В. Покупной материал ОТВЕТ: Б 15. Головной убор замужних казачек: А. Шлычка Б. Тюбетейка В. Кичка ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В каую эпоху возникло искусство? Ответ: Верхний палеолит. 2. Какие два стиля были господствующими в XVIIвеке? Ответ: Барокко и рококо. 3. Какая тенденция развития европейского искусства XIX века былв ведущей? Ответ: Реализм. 4. Интерпретация окружающего мира в контексте геометрических построений характерна для ______________. Ответ: Кубизма. 5. Дизайн костюма - это искусство создания одежды как _____________ вещи и _______________ произведения одновременно. Ответ: утилитарной и художественного. 6. Такой широко используемый в современном мире аксессуар, как ____________________, появился на Востоке. Ответ: Зонтик. 7. Византийская мода сохранила многие формы ____________________ одежды, изменив их названия. Ответ: Древнеримской. 8. Господство определенных эстетических идеалов в области искусства и культуры в определенную эпоху называется: Ответ: Стилем в костюме. 9. Декор в костюме связан с ___________ и ______________ . Ответ: формой и материалом. 10. Женский костюм в начале средневековья (Х в.) находился под большим влиянием _________. Ответ: Церкви. 11. Именно в Византии зародилась женская мода, перешедшая позднее, в Европу, носить: Ответ: Сразу по нескольку одежд, надевая их одна на другую. 12. Искусство кроить одежду зародилось: Ответ: На Востоке. 13. Костюм — это часть _______________ культуры. Ответ: Художественной. 14. Мех в костюме Византии служил _________ __________ . Ответ: Символом власти. 15. Мода влияет на народный костюм, как правило ____________ на _______________. Ответ: Опаздывая на столетие. 16. Непродолжительное господство определенных форм костюма называется: Ответ: Мода. 17. Орнамент на тканях в виде косой клетки возник в Древнем Египте как аналогия с _____________ ______________ . Ответ: Оперением птиц. 18. Остро модный костюм всегда _______________. Ответ: Нефункционален. 19. «Юбка в сборку, ____________ , ___________со шнуровкой или с пуговицами, а также фартук с вышивкой и кружевами – элементы традиционного женского немецкого костюма». Ответ: Блузка, корсет. 20. Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни - _____________. Ответ: Эстетика. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоев, В.М. | Философия культуры : учебное пособие | М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Ретюнских Л.Т. | ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/ | |||
Э4 | Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/ | |||
Э5 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к экзамену Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |