МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.;к.ю.н., Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Юридическая экспертиза» является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен при решении задач профессиональной деятельности применять нормы материального и процессуального права
ОПК-3.1 Знает нормы материального и процессуального права.
ОПК-3.2 Умеет применять нормы материального и процессуального права при решении профессиональных задач.
ОПК-3.3 Владеет навыками квалификации юридико-фактических обстоятельств.
ОПК-4Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
ОПК-4.1 Знает виды юридической экспертизы.
ОПК-4.2 Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
ОПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы в рамках поставленной задачи.
ОПК-7Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
ОПК-7.1 Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-7.2 Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-7.3 Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает нормы материального и процессуального права.
ОПК-4.1. Знает виды юридической экспертизы.
ОПК-7.1. Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет применять нормы материального и процессуального права при решении профессиональных задач.
ОПК-4.2. Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
ОПК-7.2. Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Владеет навыками квалификации юридикофактических обстоятельств.
ОПК-4.3. Владеет навыками проведения экспертизы в рамках поставленной задачи.
ОПК-7.3. Владеет навыками выявления юридикотехнических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая экспертиза
1.1. Понятие и виды правовых актов Лекции 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие и виды правовых актов Практические 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие и виды правовых актов Сам. работа 5 16 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Лекции 5 0 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Практические 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Сам. работа 5 14 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Лекции 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Практические 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Сам. работа 5 16 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Лекции 5 0 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Практические 5 1 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Сам. работа 5 14 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Лекции 5 0 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Практические 5 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Сам. работа 5 15 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Лекции 5 0 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Практические 5 2 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Сам. работа 5 14 ОПК-7.1, ОПК-7.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8937

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен при решении задач профессиональной деятельности применять нормы материального и процессуального права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Урегулирование правовой ситуации, исходя из общих начал и смысла законодательства – это применение
а) аналогии права
б) аналогии закона
в) общей правовой нормы
г) специальной правовой нормы.
Ответ: а).

2. Правовую норму, содержащую какое средство юридической техники нельзя применять по аналогии?
а) правовую презумпцию
б) правовую фикцию
в) преюдицию
г) принцип права
Ответ: б)

3. Основные начала законодательства – это
а) принципы
б) аксиомы
в) преюдиции
г) презумпции
Ответ: а)

4. Выберите верное утверждение о материальных и процессуальных нормах:
а) данные нормы действуют автономно друг от друга
б) нормы материального права являются формой реализации процессуальных норм
в) нормы процессуального права обеспечивают реализацию материальных норм
г) процессуальные нормы имеют приоритет над материальными нормами.
Ответ: в).

5. Объективные пределы действия преюдиции относятся к:
а) фактам, являющимся преюдициальными
б) лицам, являющимся участниками процесса, в котором были установлены преюдициальные факты
в) объективным условиям, при наличии которых действует преюдиция
г) объекту преступления.
Ответ: а).

6. Презумпции и фикции в процессе применения к конкретному делу:
а) восполняют законодательные пробелы
б) заменяют собой недостающие юридические факты, являясь их моделями.
в) не освобождают от необходимости установления конкретных фактов
г) не оптимизируют судопроизводство.
Ответ: б)

7. Применение аналогии закона – это
а) применение законодательства, регулирующего сходные общественные отношения к отношениям, прямо не урегулированным законом
б) применение правовой фикции
в) применение общих начал законодательства к отношениям, прямо не урегулированным законом
г) применение преюдиции
Ответ: а)

8. Какое средство юридической техники распределяет обязанности по доказыванию?
а) правовая аксиома
б) правовая фикция
в) преюдиция
г) правовая презумпция
Ответ: г).

9. Какое средство юридической техники распространяет правовой режим, изначально созданный для одного объекта, на другой объект?
а) правовая фикция
б) правовая презумпция
в) правовой принцип
г) правовой символ
Ответ: а)

10. Какое средство юридической техники предоставляет возможность применения судебного усмотрения?
а) правовая аксиома
б) правовая фикция
в) оценочное понятие
г) преюдиция
Ответ: в)

11. В соответствии с презумпцией отцовства (ч. 2 ст. 48 СК РФ) мать ребенка должна доказать
а) факт отцовства супруга (бывшего супруга)
б) факт отцовства иного лица
в) факт рождения ребенка в браке либо в течение трехсот дней с момента расторжения брака / признания его недействительным / с момента смерти супруга
г) ничего не должна доказывать.
Ответ: в)

12. Если при рассмотрении конкретного дела предоставлены доказательства, опровергающие презумпцию, данная презумпция, если она юридически опровержима:
а) все равно применяется в этом деле
б) не применяется в этом деле, но может применяться при рассмотрении иных дел, пока ее не опровергнут в новом деле
в) не применяется ни в этом деле, ни в других.
г) применяется в этом деле при соблюдении определенных условий.
Ответ: б)

13. Можно ли опровергнуть правовую фикцию?
а) нельзя ни фактически, ни юридически
б) фактически можно, но опровержение не будет иметь никакого юридического значения
в) можно, и в случае опровержения она не будет применяться в конкретно деле
г) зависит от обстоятельств дела.
Ответ: б)

14. Если подзаконный акт противоречит закону, применяется
а) закон
б) подзаконный акт при любых условиях
в) подзаконный акт, если содержит специальную норму
г) международный договор
Ответ: а)

15. Юридическая оценка фактических обстоятельств, основанная на конкретных правовых нормах – это
а) юридическая квалификация
б) юридическая интерпретация
в) юридическая ответственность
г) юридическая техника
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

2. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

3. В случае противоречия норм международных договоров РФ Конституции РФ нормы международных договоров РФ ______________.
Ответ: не применяются.

4. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения субъектов РФ, применяются нормы ________________.
Ответ: закона субъекта РФ.

5. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.

6. Презумптивная норма применяется к конкретному делу при доказанности ___________________.
Ответ: фактов-оснований презумпции.

7. Преюдиция применяется к конкретному делу при соблюдении _____________преюдиции.
Ответ: объективных и субъективных пределов.

8. Применение правовой нормы, улучшающей положение лица, совершившего правонарушение, к общественным отношениям, возникшим до вступления в силу данной нормы, называется ________________.
Ответ: обратная сила закона.

9. Применение норм какой отрасли российского законодательства по аналогии не допускается?
Ответ: уголовного.

10. Какое средство юридической техники устанавливается в интересах стороны, поставленной в более трудные условия доказывания?
Ответ: презумпция.

11. В комментированных кодексах могут содержаться ссылки на мнения известных ученых-юристов. Как называется такое толкование норм права и является ли оно обязательным для судов?
Ответ: Это научное (доктринальное).токование. Оно не носит официального характера и не является обязательным.

12. При обращении в Арбитражный суд Алтайского края истец не уплатил государственную пошлину за обращение в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не были указаны размеры государственной пошлины, оплачиваемой при обращении в суд. Нормы какого кодифицированного нормативного акта должен был использовать истец для определения размеров государственной пошлины?
Ответ: Налоговый кодекс РФ

13. Мировой судья Иванов рассматривал гражданское дело 2 месяца. Нарушил ли он срок рассмотрения, установленный законом?
Ответ: да, нарушил. Согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ мировым судьей гражданские дела рассматриваются до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

14. Пятнадцатилетний Кавадзе хотел тайно похитить в магазине костюм стоимостью 10 тыс. руб., но был задержан при выходе из торгового зала. Нормы какой отрасли права должны быть применены в данном случае?
Ответ: Уголовное право / Кавадзе подлежит уголовной ответственности, поскольку уголовная ответственность за кражу наступает с 14 лет.

15. Иволгин совершил административное правонарушение 14 апреля 2023 года. С 15 апреля 2023 административная ответственность за данное правонарушение была отменена. Следует ли привлекать Петрова к административной ответственности?
Ответ: нет. В данном случае действует обратная сила закона, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение.

16. В ходе производства по гражданскому делу одна из сторон уклонялась от участия в экспертизе. Суд, учитывая все обстоятельства дела, признал факт, для выяснения которого была назначена экспертиза установленным. Для определения законности действий суда необходимо обратиться к нормам __________________ права.
Ответ: гражданского процессуального

17. Амелин был фактически допущен к работе лицом, неуполномоченным на это работодателем. Работодатель отказался впоследствии заключить с Амелиным трудовой договор. Нормы какой отрасли права должны быть применены при разрешении данной ситуации.
Ответ: Трудовое право

18. На участке Иванова ежегодно повышался уровень грунтовых вод, в связи с этим он выкопал на своем садовом участке ров. Его сосед Петров, возвращаясь поздно ночью домой, решил сократить путь и пошел по участку Иванова. В темноте он не заметил рва, угодил в него и сломал ногу. Петров считает, что Иванов виноват в причинении ему тяжкого вреда здоровью. Иванов считает, что ни в чем не виноват. Объясните, нормы какой отрасли права должны быть применены для разрешения спора.
Ответ: Гражданское право.

19. В ходе производства по гражданскому делу одна из сторон уклонялась от участия в экспертизе. Суд, учитывая все обстоятельства дела, признал факт, для выяснения которого была назначена экспертиза установленным. Для того, чтобы понять, законно ли действовал суд, необходимо обратиться к нормам ________________ права.
Ответ: гражданского процессуального

20. Брачный договор между Ивановой и Петровым был заключен 29 мая 2023 года. Государственная регистрация их брака была осуществлена 5 июня 2023 года. Для определения того, с какого момента вступает в силу брачный договор, необходимо использовать нормы определенного кодекса. Какого именно?
Ответ: Семейный кодекс РФ.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен участвовать в экспертной юридической деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На каком из перечисленных принципов НЕ базируется проведение общественной экспертизы в соответствии с действующим законодательством:
а) законность
б) демократизм
в) обязательность
д) самостоятельность и независимость.
Ответ: б)

2. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются (выберите два варианта ответов)
а) обоснованность
б) независимость
в) обязательность
г) состязательность
д) демократизм
Ответ: а), в).

3. В ходе проведения правовой экспертизы нормативно-правового акта в части соотнесения его положений с регулируемыми актом общественными отношениями оценивается
а) необходимость и достаточность НПА
б) только необходимость НПА
в) только достаточность НПА
г) соответствие иным нормативным правовым актам
Ответ: а

4. Укажите верную структуру нормативного правового акта
а) Вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части
б) Основная и просительная части
в) Преамбула, общая часть, особенная часть, заключительные положения.
г) Предмет, права и обязанности, ответственность, заключительные положения.
Ответ: в

5. Прокурором г. Барнаула было подготовлено отрицательное заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта в связи с наличием юридико-лингвистических ошибок в тексте проекта правового акта. Выберете верное утверждение.
а) Юридико-лингвистическая неопределенность текста проекта правового акта не препятствует принятию нормативного правового акта и не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.
б) Юридико-лингвистическая неопределенность предполагает употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, в связи с чем является коррупциогенным фактором.
в) В компетенцию прокуратуры не входит оценка проектов нормативных правовых актов на предмет их законности.
Ответ: б

6. В рамках какой экспертизы проверяются наличие и правильность реквизитов?
а) антикоррупционной
б) лингвистической
в) технико-юридической
г) научной
Ответ: в)

7. Экспертиза нормативного правового акта, предметом которой является выявление коррупциогенных факторов, - это экспертиза
а) антикоррупционная
б) лингвистическая
в) юридико-техническая
г) общественная
Ответ: а

8. Стиль текста нормативных (индивидуальных) правовых актов должен быть
а) официально-деловой
б) разговорный
в) художественный
г) научный
Ответ: а

9. Какая лексическая ошибка допущена в формулировке преамбулы проекта закона «Основной целью правового регулирования сферы образования является улучшить уровень качества предоставляемых образовательных услуг»?
а) нарушение лексической сочетаемости
б) смешение паронимов
в) тавтология
г) употребление устаревших слов
Ответ: а

10. Ошибки проектов правовых актов, которые выражаются в их несогласованности с нормами и тенденциями российского законодательства, называются
а) концептуальные
б) компетентностные
в) юридико-технические
г) лингвистические
Ответ: а

11. Что НЕ может стать объектом юридической экспертизы?
а) действующий нормативный правовой акт
б) часть действующего нормативного правового акта
в) проект нормативного правового акта
г) недействующий нормативный правовой акт
Ответ: г

12. Проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов в РФ регламентируется следующим законом
а) ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
б) ФЗ «О противодействии коррупции»
в) ФЗ «О прокуратуре РФ»
г) ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
Ответ: а

13. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 31 мая 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» при проведении экспертизы проводится оценка
а) формы НПА, его целей и задач
б) предмета правового регулирования
в) порядка принятия и обнародования
г) все ответы верны
Ответ: г

14. Представительный орган местного самоуправления в своем нормативном правовом акте ввел уголовную ответственность за порчу зеленых насаждений. Что за ошибка им допущена с точки зрения правовой экспертизы?
а) юридико-компетенционная
б) юридико-языковая
в) юридико-техническая
г) содержательная
Ответ: а

15. Выберите из ниже приведенного списка ошибку, которая НЕ может быть охарактеризована как ошибка, связанная с нарушением компетенции при издании акта.
а) преждевременность издания НПА в контексте отсутствия необходимых экономических и социальных условий
б) принятие субъектом РФ акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении РФ
в) принятие органом федеральной государственной власти акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении субъекта РФ
г) принятие органом местного самоуправления акта, затрагивающего вопросы жизнедеятельности другого муниципального образования.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Охарактеризуйте лингвистическую экспертизу нормативного правового акта
Ответ: Лингвистическая экспертиза предполагает проверку нормативного правового акта на предмет соответствия требованиям современного русского языка.

2. Охарактеризуйте антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
Ответ: Антикоррупционная экспертиза – это оценка нормативных правовых актов (и проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

3. ____________ – это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Ответ: коррупциогенные факторы

4. Охарактеризуйте внутреннюю правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Ответ: внутренняя правовая экспертиза – это экспертиза в отношении собственного нормативного правового акта.

5. Что проверяется при проведении юридико-технической экспертизы правового акта?
Ответ: Проверяется его соответствие требованиям юридической техники (при разработке и оформлении правового акта)

6. Что является объектом правовой экспертизы?
Ответ: правовые акты – нормативные и индивидуальные

7. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) _____________ и предложены ___________.
Ответ: коррупциогенные факторы; способы их устранения.

8. Заключение, подготовленное по результатам проведения общественной экспертизы, кроме оценки соответствия требованиям законодательства исследуемых материалов, должно также содержать оценку правовых и иных _________________.
Ответ: последствий их принятия.

9. Охарактеризуйте научную экспертизу правовых актов с точки зрения своеобразия субъекта экспертизы.
Ответ: Научная экспертиза осуществляется научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

10. Может ли быть объектом правовой экспертизы действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Ответ: Нет, не может. Объектом правовой экспертизы может быть только правовой акт, имеющий документальную форму.

11. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Ответ: да, ошибка допущена – нарушено требование сквозной нумерации.

12. В приведенном фрагменте нормативного правового акта допущена ошибка. «Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов законодательной власти».
Переформулируйте текст правильно.
Ответ: Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

13. Укажите конкретный способ устранения коррупциогенного фактора, содержащегося в данном положении: «При необходимости заявителю следует предоставить график производства работ, разработанный на основании расчетов продолжительности проведения всех необходимых видов работ»?
Ответ: нужно конкретизировать случаи представления данного документа (графика производства работ).

14. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
Ответ: нет, ошибки здесь нет (такое воспроизведение не свидетельствует об ошибочности или незаконности акта).

15. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
Ответ: единство терминологии / требование единства терминологии

16. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Ответ: технико-юридическая ошибка – частичное отсутствие реквизитов.

17. Укажите, какой коррупциогенный фактор содержится в приведенной норме и в чем он заключается: «… В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки продлевается руководителем Инспекции, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов».
Ответ: юридико-лингвистическая неопределенность – формулировка «в исключительных случаях» имеет оценочный характер.

18. На какая ошибку нужно указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?
Ответ: ошибка лексическая – определение не раскрывает содержание приведённого понятия, оно тавтологично.

19. На какой коррупциогенный фактор следует указать при проведении правовой экспертизы НПА, в котором содержится такое правоположение: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством, вправе:
- удовлетворить обращение гражданина;
- отказать в удовлетворении обращения гражданина;
- принять от гражданина письменное обращение»?
Ответ: определение компетенции по формуле «вправе».

20. Прочитайте представленный фрагмент: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …». Что при проведении правовой экспертизы должно быть обозначено в качестве допущенной ошибки?
Ответ: Основной закон Алтайского края – Устав, а не Конституция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7
Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Средство юридической техники, представляющее собой теоретическую схему, совокупность взаимосвязанных элементов, аналог правовой реальности, являющееся типовым образцом для создания новых правовых норм путем наполнения указанной схемы конкретным юридическим содержанием – это
а) правовая конструкция
б) правовой принцип
в) правовая аксиома
г) преюдиция
Ответ: а)

2. Средство юридической техники, которое закрепляется законодателем в правовых нормах с помощью слов «считается», «признается» и т.п., – это
а) правовая презумпция
б) правовая фикция
в) правовой символ
г) правовая аксиома
Ответ: б)

3. Стиль текста нормативно-правовых актов должен быть:
а) публицистическим
б) официально-деловым
в) художественным
г) разговорным
Ответ: б)

4. Средство юридической техники, которое закрепляется законодателем в правовых нормах с помощью слов и выражений «предполагается», «предполагаемая», «если не докажет», «пока не доказано обратное» и т.п., - это
а) правовая фикция
б) оценочное понятие
в) правовая аксиома
г) правовая презумпция
Ответ: г)

5. Структурная часть нормативно-правового акта, в которой содержатся таблицы, графики, различные перечни, образцы документов, карты, бланки, схемы, - это
а) приложение
б) примечание
в) преамбула
г) заключительные положения
Ответ: а)

6. Структурная часть нормативно-правового акта, цель которой - лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику, - это
а) преамбула
б) заголовок
в) оглавление
г) примечание
Ответ: б)

7. Какой критерий НЕ используется при делении нормативно-правового акта на части?
а) функциональный
б) предметный
в) смешанный
г) отраслевой
Ответ: г)

8. Что является основной структурной единицей текста нормативного акта, которая может содержать одну либо несколько правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам?
а) статья
б) пункт
в) подпункт
г) абзац
Ответ: а)

9. Какое из перечисленных правил расположения структурных единиц текста указано неверно?
а) все структурные единицы нормативного акта должны иметь сквозную нумерацию
б) все крупные структурные единицы по возможности должны иметь специальные заголовки.
в) менее важные предписания должны предшествовать более важным предписаниям
г) правило должно излагаться до исключения
Ответ: в)

10. Соответствие текста нормативного акта лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам литературного русского языка означает соблюдение принципа __________________ языка нормативно-правовых актов
а) корректности
б) стабильности
в) информативности
г) лаконичности
Ответ: а)

11. Как называются слова, отражающие специфику людей, объединенных общностью интересов?
а) диалектизмы
б) жаргонизмы
в) историзмы
г) архаизмы
Ответ: б)

12. Как называется термин, обозначающий многозначность слова:
а) антиномия
б) полисемия
в) синонимия
г) плеоназм
Ответ: б)

13. Что из перечисленного НЕ является законом логики?
а) закон тождества
б) закон исключенного третьего
в) закон достаточного основания
г) обратная сила закона
Ответ: г)

14. Умозаключение от общего к частному – это
а) индукция
б) дедукция
в) аналогия
г) преюдиция
Ответ: б)

15. Правило отраслевой типизации, предъявляемое к нормативно-правовым актам, относится к
а) логическим правилам
б) структурным правилам
в) языковым правилам
г) реквизитным правилам
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ___________.
Ответ: языковые / реквизитные / процедурные.

2. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Ответ: эффективности.

3. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: в преамбуле.

4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
Ответ: примечание.

5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники.
Ответ: логическим.

6. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
Ответ: глава.

7. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих.
Ответ: аббревиатуры.

8. Средства юридической техники способствуют законодательной и лингвистической _____________ при конструировании правовых норм.
Ответ: экономии.

9. Что должна включать в себя дефиниция?
Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует.

10. Чем дефиниция отличается от термина?
Ответ: термин только обозначает понятие, а дефиниция описывает его.

11. Приведите пример федерального закона, который необходимо принять в РФ. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: например, ФЗ «Об источниках права в РФ». Необходим единый нормативный акт, где будут закреплены все требования к каждому из них.

12. Приведите пример оптимального выбора конкретных средств юридической техники или модели правового регулирования определенных общественных отношений.
Ответ: например, для регулирования общественных отношений с участием роботов необходимо использование презумпции вины владельца или разработчика (в зависимости от правовой ситуации) источника повышенной опасности, а не фикции, аналогичной фикции юридического лица, то есть наделяющей робота правосубъектностью. Определение правового статуса робота как сложного механизма, а не как субъекта права. Такой выбор обусловлен необходимостью обеспечения безопасности общества.

13. Какое требование юридической техники, предъявляемое к нормативно-правовому акту, не соблюдено, если его принятие происходит без учета необходимости решения перспективных задач, долгосрочных последствий правового регулирования и снижает качество нормативной базы в целом?
Ответ: стабильности.

14. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования.

15. Укажите значение реквизитов нормативно-правовых актов.
Ответ: определение действия актов во времени, пространстве и по кругу лиц, их места в системе законодательства, облегчение поиска и систематизации.

16. В какой структурной части нормативно-правового акта указывается порядок его вступления в силу?
Ответ: в заключительных положениях.

17. Как называется документ, прилагаемый к законопроекту и содержащий предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта.
Ответ: пояснительная записка.

18. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях?
Ответ: целесообразности.

19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

20. Норморайтер – это специалист по _____________________.
Ответ: созданию нормативно-правовых актов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте лингвистическую экспертизу нормативного правового акта
2. Охарактеризуйте антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
3. Охарактеризуйте внутреннюю правовую экспертизу нормативных правовых актов.
4. Что проверяется при проведении юридико-технической экспертизы правового акта?
5. Что является объектом правовой экспертизы?
6. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
7. Что должна включать в себя дефиниция?
8. Применение норм какой отрасли российского законодательства по аналогии не допускается?
9. Какое средство юридической техники устанавливается в интересах стороны, поставленной в более трудные условия доказывания?
10. В комментированных кодексах могут содержаться ссылки на мнения известных ученых-юристов. Как называется такое толкование норм права и является ли оно обязательным для судов?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. При обращении в Арбитражный суд Алтайского края истец не уплатил государственную пошлину за обращение в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не были указаны размеры государственной пошлины, оплачиваемой при обращении в суд. Нормы какого кодифицированного нормативного акта должен был использовать истец для определения размеров государственной пошлины?
2. Пятнадцатилетний Кавадзе хотел тайно похитить в магазине костюм стоимостью 10 тыс. руб., но был задержан при выходе из торгового зала. Нормы какой отрасли права должны быть применены в данном случае?
3. Амелин был фактически допущен к работе лицом, неуполномоченным на это работодателем. Работодатель отказался впоследствии заключить с Амелиным трудовой договор. Нормы какой отрасли права должны быть применены при разрешении данной ситуации.
4. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
5. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
6. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
7. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
8. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях?
9. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
10. На какая ошибку нужно указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 / А. В. Нечкин, А. В. Блещик Правовая экспертиза нормативных актов  : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/509577
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э4 Юридическая экспертиза: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7001 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
При подготовке к практическому занятию следует чаще обращаться к источникам по смежным наукам .
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Юридическая экспертиза» завершается зачетом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение периода изучения дисциплины.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от знания природы принципов права, их системы, иерархичности, обращения к материалам общей теории права и отраслевых юридических наук. Проверке подлежит содержание представленной студентом позиции, которую он должен защитить перед своими одногруппниками. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.