Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык и Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_АиК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | 1. Сформировать у студентов представление о закономерностях строения и развития человеческого организма в онтогенезе. 2. Научить студентов давать морфо-функциональную характеристику возрастных этапов развития ребенка. 3. Научить студентов создавать условия для психо-физического развития ребенка, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья учащихся. 4. Освоить основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
УК-7 | Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-7.1 | Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности |
УК-7.2 | Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-7.1. Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-7.2. Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Общие закономерности роста и развития. | ||||||
1.1. | Предмет возрастной анатомии и физиологии. Краткая история развития. Закономерности онтогенетического развития.Факторы, влияющие на рост и развитие детей.Строение нервной ткани, отделы нервной системы. | Лекции | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Возрастная периодизация.Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков. Адаптация к школе. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность | ||||||
2.1. | Строение нервной ткани, отделы нервной системы. Высшая нервная деятельность и поведение человека. Типы высшей нервной деятельности. Принцип доминанты Л.Л. Ухтомского. Концепция функциональной системы П.К. Анохина | Лекции | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Строение нейрона и нерва. Сухожильные рефлексы человека. Кинематометрическая методика исследования подвижности и баланса нервных процессов. Определение силы нервной системы. Оценка функциональной асимметрии мозга (ФАМ). | Практические | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Рефлекс. Рефлекторная дуга. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Половое развитие | ||||||
3.1. | Эндокринный аппарат. Половое созревание. | Лекции | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Характеристика желез внутренней секреции | Практические | 1 | 2 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Возрастные особенности функционирования эндокринной системы | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата | ||||||
4.1. | Понятие об опорно-двигательном аппарате, его функции. Виды соединения костей. Химический состав и строение костей. Процесс роста костей. | Лекции | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Оценка физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата. | Практические | 1 | 2 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем | ||||||
5.1. | Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Строение органов дыхания и голосового аппарата. | Лекции | 1 | 2 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Измерение кровяного давления и артериального пульса. Электрокардиография. Спирометрия. Определение ЖЕЛ И составляющих ее обьемов. | Лабораторные | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Возрастные особенности сердечно-сосудистой деятельности и дыхания | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Пищеварительная система. Школьная гигиена | ||||||
6.1. | Процесс пищеварения. Гигиенические требования к школьной мебели и воздушной среде учебных помещений. | Лекции | 1 | 2 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Составление и гигиеническая оценка рациона питания. Составление расписания уроков для школьников разных классов. Анализ расписание уроков школы по заданию преподавателя. | Лабораторные | 1 | 4 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Пищеварительные железы. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-7.1, УК-7.2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности I. Верны или неверны следующие утверждения: 1. Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. 2. Развитие – это количественные изменения в детском организме. 3. Скорость роста не меняется в разные возрастные периоды. 4. Мозг развивается раньше любой другой части тела. 5. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 121/2 и 15 годами, а у девочек – на два года позже. 6. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста конечностей. 7. Питание и время года не влияют на темпы роста. 8. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит одновременно и равномерно. 9. Вопросы теории системогенеза были разработаны известным советским физиологом академиком И. П. Павловым. 10. Реактивность – способность организма отвечать на воздействие адекватными реакциями. 11. Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков получило название ретардации. 12. Замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков получило название ретардации. II. Выберите правильный вариант ответа: 1. Гормональные факторы, регулирующие рост: а) соматотропин б) тиреоидные гормоны в) половые гормоны г) катехоламины д) все перечисленное верно. 2. Физическое развитие характеризуют: а) соматометрические признаки б) физиометрические признаки в) соматоскопические признаки г) физиологические показатели д) все перечисленное верно. 3. Критические периоды в физическом развитии ребенка: а) 2-3 года б) 6-8 лет в) 11-15 лет г) все перечисленное верно. 4. Грудной период в развитии детей характеризуют: а) сгибательная гипертония мышц б) лактотрофное питание в) гемитрофное питание г) минимальные энерготраты д) все перечисленное верно. 5. Период первого детства в развитии детей характеризуют: а) неистинная ходьба б) смена молочных зубов на постоянные в) максимальные энерготраты г) преобладание первой сигнальной системы д) все перечисленное верно. 6. Период второго детства в развитии детей характеризуют: а) неистинная ходьба б) смена молочных зубов на постоянные в) максимальные энерготраты г) преобладание второй сигнальной системы д) все перечисленное верно. 7. Подростковый период в развитии детей характеризуют: а) морфофизиологическая перестройка организма б) половое созревание в) максимальные энерготраты г) увеличение латентного периода реакций д) это возраст формальных операций. 8. Юношеский период в развитии детей характеризуют: а) морфофизиологическая перестройка организма б) половое созревание в) происходит завершение формирования высших эмоций – эстетических, этических, интеллектуальных, так же как и самосознания г) увеличение латентного периода реакций д) это возраст формальных операций. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Любимова З. В., Никитина А. А. | ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Любимова З. В., Никитина А. А. | ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щанкин А. А., Малышев В. Г. | Дополнительный практикум по возрастной анатомии и физиологии человека: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Филатова О.В. | Возрастная физиология и психология: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 73 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на платформе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
229Л | препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110. |
Преподавание возрастной анатомии, физиологии, гигиены в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке учителя биологии и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований. Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена». Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке к семинару необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям. Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач. Методические рекомендации по подготовке к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут. Студентам рекомендуется: 1. готовиться к зачету в группе (два-три человека); 2. внимательно прочитать вопросы к зачету 3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала; 4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным. Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено». |