МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать у студентов представление о закономерностях строения и развития человеческого организма в онтогенезе.

2. Научить студентов давать морфо-функциональную характеристику возрастных этапов развития ребенка.

3. Научить студентов создавать условия для психо-физического развития ребенка, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья учащихся.

4. Освоить основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-7Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1 Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
УК-7.2 Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-7.1. Определяет личный уровень сформированности показателей
физического развития и физической подготовленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-7.2. Владеет технологиями здорового образа жизни и
здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с
учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности,
адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Общие закономерности роста и развития.
1.1. Предмет возрастной анатомии и физиологии. Краткая история развития. Закономерности онтогенетического развития.Факторы, влияющие на рост и развитие детей.Строение нервной ткани, отделы нервной системы. Лекции 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Возрастная периодизация.Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков. Адаптация к школе. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность
2.1. Строение нервной ткани, отделы нервной системы. Высшая нервная деятельность и поведение человека. Типы высшей нервной деятельности. Принцип доминанты Л.Л. Ухтомского. Концепция функциональной системы П.К. Анохина Лекции 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Строение нейрона и нерва. Сухожильные рефлексы человека. Кинематометрическая методика исследования подвижности и баланса нервных процессов. Определение силы нервной системы. Оценка функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Практические 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Половое развитие
3.1. Эндокринный аппарат. Половое созревание. Лекции 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Характеристика желез внутренней секреции Практические 1 2 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Возрастные особенности функционирования эндокринной системы Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата
4.1. Понятие об опорно-двигательном аппарате, его функции. Виды соединения костей. Химический состав и строение костей. Процесс роста костей. Лекции 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Оценка физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата. Практические 1 2 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем
5.1. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Строение органов дыхания и голосового аппарата. Лекции 1 2 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Измерение кровяного давления и артериального пульса. Электрокардиография. Спирометрия. Определение ЖЕЛ И составляющих ее обьемов. Лабораторные 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой деятельности и дыхания Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Пищеварительная система. Школьная гигиена
6.1. Процесс пищеварения. Гигиенические требования к школьной мебели и воздушной среде учебных помещений. Лекции 1 2 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Составление и гигиеническая оценка рациона питания. Составление расписания уроков для школьников разных классов. Анализ расписание уроков школы по заданию преподавателя. Лабораторные 1 4 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Пищеварительные железы. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Сам. работа 1 12 УК-7.1, УК-7.2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и
профессиональной деятельности

I. Верны или неверны следующие утверждения:
1. Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков.
2. Развитие – это количественные изменения в детском организме.
3. Скорость роста не меняется в разные возрастные периоды.
4. Мозг развивается раньше любой другой части тела.
5. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 121/2 и 15 годами, а у девочек – на два года позже.
6. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста конечностей.
7. Питание и время года не влияют на темпы роста.
8. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит одновременно и равномерно.
9. Вопросы теории системогенеза были разработаны известным советским физиологом академиком И. П. Павловым.
10. Реактивность – способность организма отвечать на воздействие адекватными реакциями.
11. Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков получило название ретардации.
12. Замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков получило название ретардации.
II. Выберите правильный вариант ответа:
1. Гормональные факторы, регулирующие рост:
а) соматотропин
б) тиреоидные гормоны
в) половые гормоны
г) катехоламины
д) все перечисленное верно.
2. Физическое развитие характеризуют:
а) соматометрические признаки
б) физиометрические признаки
в) соматоскопические признаки
г) физиологические показатели
д) все перечисленное верно.
3. Критические периоды в физическом развитии ребенка:
а) 2-3 года
б) 6-8 лет
в) 11-15 лет
г) все перечисленное верно.
4. Грудной период в развитии детей характеризуют:
а) сгибательная гипертония мышц
б) лактотрофное питание
в) гемитрофное питание
г) минимальные энерготраты
д) все перечисленное верно.
5. Период первого детства в развитии детей характеризуют:
а) неистинная ходьба
б) смена молочных зубов на постоянные
в) максимальные энерготраты
г) преобладание первой сигнальной системы
д) все перечисленное верно.
6. Период второго детства в развитии детей характеризуют:
а) неистинная ходьба
б) смена молочных зубов на постоянные
в) максимальные энерготраты
г) преобладание второй сигнальной системы
д) все перечисленное верно.
7. Подростковый период в развитии детей характеризуют:
а) морфофизиологическая перестройка организма
б) половое созревание
в) максимальные энерготраты
г) увеличение латентного периода реакций
д) это возраст формальных операций.
8. Юношеский период в развитии детей характеризуют:
а) морфофизиологическая перестройка организма
б) половое созревание
в) происходит завершение формирования высших эмоций – эстетических, этических, интеллектуальных, так же как и самосознания
г) увеличение латентного периода реакций
д) это возраст формальных операций.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щанкин А. А., Малышев В. Г. Дополнительный практикум по возрастной анатомии и физиологии человека: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание возрастной анатомии, физиологии, гигиены в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке учителя биологии и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена».
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».