МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое оформление трансграничных частных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Е.Ю. Коваленко

Рецензент(ы):
Доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Правовое оформление трансграничных частных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Филиппова Татьяна Аркадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Филиппова Татьяна Аркадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение особенностей правового оформления трансграничных частных отношений, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности организаций и предпринимателей как особой правовой системы, регулирующей частные отношения, осложненные иностранным элементом для обеспечения решения экономических и правовых задач в области организации внешнеторговой деятельности на трансграничном рынке, а также сформировать представление об основных категориях международного частного права, познакомить с основными положениями ключевых международных правовых актов, а также действующего федерального и регионального законодательства в области межгосударственных частных отношений и практикой его применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать стратегию и план внешнеторговой деятельности организации и обеспечивать их реализацию
ПК-3.1 Знать приемы и методы стратегического и оперативного планирования и организации внешнеторговой деятельностипредприятий
ПК-3.2 Уметь планировать внешнеторговую деятельность предприятий и организовывать реализацию намеченныхпланов
ПК-3.3 Владеть способами и приёмами стратегического и оперативного планирования и организации внешнеторговой деятельности предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
- общие положения международного частного права как особой правовой системы, регулирующей частные отношения, осложненные иностранным элементом, для обеспечения решения экономических и правовых задач в области организации и планирования внешнеторговой деятельности на трансграничном рынке;
- основные категории международного частного права: понятие, принципы, субъектный состав, предмет и место международного частного права в системе права;
- основные положения ключевых международных правовых актов, а также действующего федерального и регионального законодательства в области межгосударственных частных внешнеторговых отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- разбираться в особенностях трансграничных частных отношений, их видах; правильно квалифицировать частно-правовые международные отношения в сфере внешнеторговой деятельности, выбирать и применять правовые способы их регулирования;
- осуществлять правовое оформление трансграничных частных отношений в сфере внешнеторговой деятельности; обеспечивать действие механизмов мирного разрешения споров в сфере внешнеторговой деятельности субъектов международного частного права;
- соблюдать законодательство Российской Федерации и стран Центральной Азии, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации и стран Центральной Азии в процессе осуществления внешнеторговой деятельности на трансграничном центральноазиатском рынке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть:
- навыками участия в подготовке международных коммерческих договоров; в работе международных организаций и конференций по вопросам межгосударственного внешнеторгового сотрудничества; в подготовке нормативно-правовых актов в области внешнеторгового сотрудничества субъектов международного частного права;
- навыками обоснования и принятия в рамках должностных обязанностей решений, связанных с реализацией стратегии, плана и экономико-правовых задач в области организации внешнеторговой деятельности на трансграничном центральноазиатском рынке, совершения действий, связанных с реализацией и применением норм международных коммерческих договоров, общепризнанных принципов и норм международного права, специальных принципов международного частного права, а также обязательных решений международных организаций, решений и иных актов международных судебных учреждений; составление юридических документов, опосредующих внешнеторговую деятельность субъектов международного частного права;
- консультированием по вопросам международного частного права; консультирования граждан, организаций и государственных органов по вопросам внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами по вопросам внешнеторговой деятельности, а также проведения правовой экспертизы документов, относящихся к внешнеторговому частному обороту

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовое регулирование трансграничных частных отношений. Общие положения
1.1. Понятие и признаки трансграничных частных отношений как предмета правового регулирования международного частного права Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Источники международного частного права Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Нормативный состав международного частного права. Коллизионные нормы в МЧП. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Понятие и система источников современного международного частного права Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Субъектный состав международного частного права Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Особенности правового положения государства и международных организаций в международных частных отношениях Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Физические и юридические лица как субъекты международного частного права Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Особенности правового положения государства, международных организаций и юридических лицв международных частных отношениях Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Трансграничные вещные отношения в международном частном праве
2.1. Правовое регулирования отношений собственности в международном частном праве Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Правовое регулирования отношений собственности в международном частном праве Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Ценные бумаги в международном частном праве Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Собственность и ценные бумаги в международном частном праве Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Иностранные инвестиции в международном частном праве Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Трансграничные обязательственные отношения в международном частном праве
3.1. Международное коммерческое право Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Международное коммерческое право Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Основные типы международных коммерческих контрактов Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Деликтные обязательства в международном частном праве. Ответственность за вред, причиненный потребителю Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Деликтные обязательства в международном частном праве. Ответственность за вред, причиненный потребителю Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Правовое регулирование международных перевозок Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Особенности правового регулирования международных перевозок различными видами транспорта Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Правовое регулирование международных расчетов по коммерческим контрактам Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Юридическая природа и виды расчетных отношений по коммерческим контрактам Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4.
4.1. Интеллектуальная собственность и международное интеллектуальное право Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Международное авторское право Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Международное патентное право Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Международное авторское право и информационно-коммуникационные технологии Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Смежные права в международном интеллектуальном праве и информационно-коммуникационные технологии Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Товарные знаки в международном интеллектуальном праве Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7985

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3 Способен разрабатывать стратегию и план внешнеторговой деятельности организации и обеспечивать их реализацию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Вторичная квалификация правовых понятий при разрешении проблемы квалификации юридических понятий представляет собой …
а квалификацию нормы международного договора
б квалификацию правовых понятий материально-правовой нормы права того государства, в пользу применения которого решен коллизионный вопрос
в применение правил международной вежливости
г квалификацию правовых понятий процессуального права страны суда
ОТВЕТ: б

2. Под коллизионной взаимностью понимается …
а применение права иностранного государства только в том случае, если в этом иностранном государстве применяется право страны суда
б уравнивание иностранцев в правах с местным населением
в предоставление равных прав гражданам разных государств
г взаимность, предусмотренная в международном договоре
ОТВЕТ: а

3. Варианты оговорки о публичном порядке
а позитивный и негативный
б рекомендательный и обязательный
в международный и национальный
г императивный и диспозитивный
ОТВЕТ: а

4. При применении оговорки о публичном порядке несовместимым с публичным порядком государства может (могут) считаться только …
а право другого государства в целом
б судебная практика иностранного государства
в общественно-политическая система другого государства
г последствия применения иностранной правовой нормы на территории данного государства
ОТВЕТ: г

5. Иностранное право необходимо толковать и применять …
а точно так же, как и собственное право страны суда
б в соответствии с принципами, установленными в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
в так, как иностранное право толкуется и применяется в его «родном» государстве «родным» судьей
г на основе международных правовых обычаев и правил международной вежливости
ОТВЕТ: в

6. Сущность проблемы квалификации понятий коллизионной нормы состоит в необходимости …
а дифференциации объема коллизионной нормы
б применения международного публичного права
в учитывать резолюции международных организаций
г определить, с точки зрения права какого государства необходимо толковать юридические категории, содержащиеся в коллизионной норме
ОТВЕТ: г

7. Оговорка о публичном порядке в доктрине МЧП …
а нормальное явление
б постоянная практика судебных органов всех государств
в должна применяться по соглашению сторон
г должна применяться в исключительных случаях, поскольку ее применение — это правовая аномалия
ОТВЕТ: г

8. Термин «коллизии коллизий» означает столкновение…
а коллизионных и материально-правовых норм
б коллизионных и процессуальных норм
в договорных и обычных коллизионных норм
г коллизионных норм между собой
ОТВЕТ: г

9. Термин «хромающие» отношения означает отношения, …
а по-разному регулируемые в праве разных государств
б известные в международном публичном праве, но не известные в МЧП
в связанные с конфликтом юрисдикции
г порождающие юридические связи в одном государстве, и юридически ничтожные в другом
ОТВЕТ: г

10. Бремя доказывания иностранного права может быть возложено на стороны при рассмотрении споров по …
а делам о расторжении брака
б требованиям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности
в делам особого производства
г требованиям, выраженным в иностранной валюте
ОТВЕТ: б

11. Путь, по которому следует практика большинства государств мира при решении проблемы отсылок
а большинство государств признает всю систему отсылок в полном объеме, пока не будет выявлено право, предусматривающее материальное регулирование спорного отношения
б государства в основном признают только обратную отсылку – отсылку к своему собственному праву
в в большинстве государств институт отсылок вообще не применяется
г отсылки применяются в соответствии с нормами международных соглашений
ОТВЕТ: б

12. Основной недостаток квалификации юридических понятий только по закону суда состоит в …
а опасности судейского произвола
б том, что он не принимается во внимание
в том, что не принимаются во внимание нормы международного права
г том, что полностью игнорируется тот факт, что отношение связано с правом нескольких государств, и коллизионный вопрос может быть решен в пользу применения иностранного права
ОТВЕТ: г

13. Термин «скрытые коллизии» означает …
а столкновение норм права одного государства
б коллизии норм международного договора и международного обычая
в применение одних и тех же терминов к разным явлениям в коллизионном праве
г интертемпоральные коллизии
ОТВЕТ: в

14. При установлении содержания иностранного права необходимо учитывать …
а положения Гаагской конвенции о международном гражданском процессе 1954 г.
б коллизионное право страны суда
в порядок судопроизводства в иностранном государстве
г официальное толкование, практику применения и доктрину в соответствующем иностранном государстве
ОТВЕТ: г

15. Правоприменительные органы применяют закон суда, не смотря на решение коллизионного вопроса в пользу применения иностранного права, если …
а на этом настаивают стороны
б имеется специальное распоряжение Министерства юстиции
в это установлено в международных соглашениях
г несмотря на все предпринятые меры в разумные сроки, не удалось установить содержания иностранного права
ОТВЕТ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «незачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите суть обратной отсылки
Ответ: избранное на основе коллизионной нормы страны суда иностранное право отказывается регулировать спорное правоотноше¬ние и отсылает обратно к закону суда

2. Большинство государств применяют обратную отсылку и не применяют отсылку к праву третьего государства, поскольку …
Ответ: применение обратной отсылки упрощает и ускоряет процесс разрешения спора, а применение отсылки к праву третьего государства усложняет и замедляет его

3. Самым распространенным способом разрешения конфликта квалификаций (первичной квалификации) является квалификация …
Ответ: по закону суда
4. Суть отсылки к праву третьего государства
Ответ: избранный на основе коллизионной нормы страны суда иностранный правопорядок не содержит материального регулирования спорного отношения и предписывает применить право третьего государства
5. Суть оговорки о публичном порядке
Ответ: иностранное право не применяется, если последствия его применения несовместимы с публичным порядком (основами правопорядка) данного государства

6. Привязка «закон суда» является оптимальной для любого правоприменительного органа, поскольку она …
Ответ: решает коллизионный вопрос в пользу применения национального права

7. Статуты, применение которых ведет к сужению вещно-правового статута

Ответ: личного и обязательственного

8. Закон продавца понимается как право государства …
Ответ: на территории которого продавец имеет место жительства или основное место деятельности

9. Смысл деления правоотношения на статуты заключается в …
Ответ: применении к каждому статуту права того государства, с которым данный статут имеет наиболее тесную связь

10. «Закон суда» в основном применяется …

Ответ: в международном гражданском процессе

11. Закон места совершения акта по своему характеру является …

Ответ: родовой привязкой

12. … статут в правоотношении может регулировать закон, избранный сторонами.
Ответ: обязательственный

13. Закон места совершения деликта в законодательстве разных стран понимается как закон …
Ответ: места совершения вредоносного деяния и/или закон места наступления вредоносных последствий

14. Автономия воли считается самой гибкой коллизионной нормой, поскольку она …
Ответ: предполагает практически неограниченную свободу выбора применимого права самими сторонами отношения

15. Тенденция отказа от применения привязки «закон места заключения договора» связана с …
Ответ: распространением сделок между отсутствующими

16. Суть коллизионной привязки «закон валюты долга»

Ответ: если сделка заключена в определенной валюте, то валютный статут отношения подчиняется праву того государства, в чьей валюте выражено обязательство

17. Генеральная коллизионная привязка для всех договорных обязательств
Ответ: автономия воли сторон

18. Форма совершения сделки в соответствии с законодательством РФ подчиняется праву …
Ответ: места совершения акта

19. Формулами прикрепления являются привязки …
Ответ: двусторонних коллизионных норм

20. Коллизионная привязка «личный закон физического лица» понимается как закон …

Ответ: гражданства и (или) закон домицилия






КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Зачтено»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Незачтено»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачтено по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ
1. Понятие, особенности и субъекты правоприменительной деятельности.
2. Этапы правоприменительной деятельности.
3. Особенности правоприменения в международном частном праве.
4. Этапы применения норм международного частного права.
5. Основные правоприменительные ошибки в международном частном праве.
6. Исключения из приоритета международных договоров над внутригосударственным правом.
7. Последовательность применения норм избранной национально-правовой системы.
8. Автономия воли: природа, сфера, отличие от смежных явлений
9. Пределы и правила реализации автономии воли.
10. Понятие и случаи применения закона наиболее тесной связи
11. Применение в РФ иностранных коллизионных норм.
12. Проблемы соотношения коллизионных норм.
13. Основные проблемы применения коллизионных норм.
14. Способы установления содержания норм иностранного права.
15. Механизм установления информации об иностранном праве и её предоставления правоприменителю.
16. Последствия неустановления или неприменения иностранного права.
17. Традиционные ограничения применения иностранного права
18. Нетрадиционные ограничения применения иностранного права.
19. Специфика применения процессуальных норм в международном частном праве.
20. Правила применения международных договоров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок; студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями; студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Незачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы.

.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. В 3 Т. Т.1. Общая часть: Учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. В 3 Т. Т.2. Особенная часть: учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право в 3 Т. Т. 3 Материально-процессуальные и процессуальные отрасли: учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс в Moodle "Правовое регулирование трансграничных частных отношений" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online», www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows
MicrosoftWindows 2007; MicrosoftOfficeProfPlus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; MicrosoftOfficeSharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; MicrosoftFrontPage.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение практических заданий по изучаемой теме. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Для закрепления пройденного материала предлагается ряд практических заданий, на которые студенты должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы магистрантам предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства, судебной практики. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Магистранты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) магистрантам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Магистранты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ее, например, в виде искового заявления в суд.
Самостоятельная работа. Большой объем нормативного и научного материала в области применения норм МЧП не позволяет магистрантам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала магистрантам должны освоить самостоятельно.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов: 1) продолжение изучения проблем применения норм МЧП во внеаудиторное время по программе, предложенной преподавателем; 2) привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Магистрантам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой магистрантов, проверяет рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у магистрантов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает магистранту найти правильное решение, аргументировать его. Самостоятельная работа магистранта предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.