Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний в обсти регулирования и управления социально-экономическим развитием государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы национальной экономики, место и роль государственного сектора в национальной экономике; - основные экономические теории, сформировавшие систему государственного регулирования экономики4 - исторический опыт различных стран в области макроэкономического управления и планирования; - специфику структурной трансформации российской экономики; - особенности формирования механизма становления инновационного, инвестиционного секторов национальной экономики; - теоретические основы государственного регулирования общественного сектора экономики; - основные методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - находить необходимые исходные данные для анализа состояния и переспектив развития национальной экономики. в том числе - экономики общественного сектора; - применять методы управления и регулирования социально-экономического развития государства; - определять место и масштабы общественного сектора национальной экономики; - прогнозировать эффективность (последствия) реализации программ государственного регулирования экономики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками сбора экономических данных и расчета основных показателей национальной экономики, в том числе - экономики общественного сектора; - навыками прогнозирования эффективности (последствий) реализации программ государственного регулирования экономики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики | ||||||
1.1. | Теоретические основы национальной экономики | Лекции | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Теоретические основы национальной экономики | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Теоретические основы экономики общественного сектора | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Теоретические модели государственного регулирования экономики | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Направления государственного регулирования экономики | ||||||
2.1. | Государственное регулирование социальной сферы | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Антимонопольное регулирование экономики | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Антимонопольное регулирование экономики | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Монетарное регулирование экономики | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Государственное регулирование инвестиционной деятельности | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Государственная инновационная политика | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Методы решения конкретных экономических проблем в странах с различным социально-политическим укладом. Эффективность их применения | Сам. работа | 3 | 22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Зачет | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) | Государственное регулирование взаимодействия власти и бизнеса: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Васильев В.П. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мищенко В. В., Мищенко, И. К. | Государственное регулирование экономики: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | |
Л2.2 | М. Ю. Лев | Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальные сайты органов государственной власти: | |||
Э2 | www.government.ru | |||
Э3 | www.economy.gov.ru | |||
Э4 | www.fas.gov.ru | |||
Э5 | http://rosoez.ru | |||
Э6 | www.cbr.ru | |||
Э7 | www.gks.ru | |||
Э8 | www.mon.gov.ru | |||
Э9 | www.mzsrrf.ru | |||
Э10 | www1.minfin.ru | |||
Э11 | www.altairegion22.ru | |||
Э12 | www.rospotrebnadzor.ru | |||
Э13 | http://www.minsvyaz.ru | |||
Э14 | www.mnr.gov.ru | |||
Э15 | www.minprom.gov.ru | |||
Э16 | www.minregion.ru | |||
Э17 | www.mintrans.ru | |||
Э18 | www.roskazna.ru | |||
Э19 | www.fstrf.ru | |||
Э20 | Информационные сайты: | |||
Э21 | www.fcp.vpk.ru | |||
Э22 | www.iet.ru | |||
Э23 | www.hse.ru | |||
Э24 | www.liberatium.ru | |||
Э25 | http://rusref.nm.ru/ | |||
Э26 | www.rosez.ru | |||
Э27 | www.polit.sib.ru | |||
Э28 | www.polit.ru | |||
Э29 | www.rao-ees.ru | |||
Э30 | ru.wikipedia.org | |||
Э31 | www.kadis.ru | |||
Э32 | www.rg.ru | |||
Э33 | www.regions.ru | |||
Э34 | Курс на Едином образовательном портале АГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 208 (филиал в г. Бийске) | кабинет экономики и менеджмента – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; учебно-методические пособия. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |