МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гражданское право и гражданский процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл
Часов по учебному плану 273
в том числе:
аудиторные занятия 182
самостоятельная работа 91
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 76 76 34 34 110 110
Практические 56 56 16 16 72 72
Сам. работа 66 66 25 25 91 91
Итого 198 198 75 75 273 273

Программу составил(и):
преп., Дашкова Екатерина Андреевна;преп., Тушева Инна Евгеньевна

Рецензент(ы):
ст.пр., Суханова Лидия Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Гражданское право и гражданский процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 года № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций разработки и реализации гражданско-правовых норм;
обеспечение законности и правопорядка в имущественном обороте;
правовое обучение и воспитание на примере познания основных гражданско-правовых и гражданско-процессуального конструкций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы гражданского права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения
основы гражданского законодательства Российской Федерации, понятие, основания наступления гражданско-правовой ответственности
понятие, содержание и гражданско-правовых договоров
сущность и содержание гражданского процессуального права
стадии гражданского процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать в профессиональной деятельности нормы гражданского права и гражданского процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения гражданского права
1.1. Общие положения Гражданского права. Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Устный опрос по теме «Общие положения гражданского права» Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Гражданское правоотношение. Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Гражданское правоотношение. Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Гражданское правоотношение Сам. работа 4 10 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Физические лица как субъекты гражданского права. Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Физические лица как субъекты правоотношений Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Юридические лица как субъекты гражданского права. Лекции 4 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Юридические лица как субъекты гражданского права. Практические 4 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Публично правовые образования как субъекты гражданского права Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Публично правовые образования как субъекты гражданского права Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Объекты гражданских правоотношений и их основные виды Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Объекты гражданских правоотношений и их основные виды Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Сделки Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Сделки Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Осуществление и защита гражданских прав Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Осуществление и защита гражданских прав Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Представительство Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Представительство Сам. работа 4 10 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Представительство Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Сроки Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.22. Сроки Сам. работа 4 10 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.23. Сроки Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.24. Нематериальные блага и их защита Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.25. Нематериальные блага и их защита Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Вещное право. Обязательственное право
2.1. Вещное право: общая характеристика права собственности Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Вещное право Сам. работа 4 14 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Вещное право: общая характеристика права собственности Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Возникновение и прекращение права собственности Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Возникновение и прекращение права собственности Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Право общей собственности Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Право общей собствености Сам. работа 4 10 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Право общей собственности Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Защита права собственности и других вещных прав. Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Защита права собственности и других вещных прав. Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Понятие, система и основания возникновения обязательств Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Понятие, система и основания возникновения обязательств Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Исполнение обязательств Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Исполнение обязательств Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Обеспечение исполнение обязательств Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Обеспечение исполнение обязательств Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Изменение и прекращение обязательств Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Изменение и прекращение обязательств Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Гражданско-правовая ответственность Лекции 4 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Гражданско-правовая ответственность Практические 4 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Гражданско-правовой договор Лекции 4 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Гражданско-правовой договор Сам. работа 4 12 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Гражданско-правовой договор Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Общие положения гражданского процессуального права
3.1. Предмет, система, метод и источники гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права. Лекции 5 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Предмет, система, метод и источники гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права. Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Гражданские процессуальные правоотношения Лекции 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Гражданские процессуальные правоотношения Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Общая характеристика лиц, участвующих в деле. Стороны в гражданском процессе. Третьи лица в гражданском процессе. Участие прокурора в гражданском процессе. Лекции 5 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Общая характеристика лиц, участвующих в деле. Стороны в гражданском процессе. Третьи лица в гражданском процессе. Участие прокурора в гражданском процессе. Практические 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Общие положения гражданского процесса
4.1. Подсудность гражданских дел. Лекции 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Подсудность гражданских дел. Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Иск. Лекции 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Иск. Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Доказывание. Доказательства. Лекции 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Доказывание. Доказательства. Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Судебное разбирательство
5.1. Судебное разбирательство Лекции 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Судебное разбирательство Сам. работа 5 12 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Судебное разбирательство Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Производство по пересмотру судебных актов. Исполнительное производство
6.1. Апелляционное производство Кассационное производство. Надзорное производство. Исполнительное производство Лекции 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Аппеляционное производство Сам. работа 5 6 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Кассационное производство Сам. работа 5 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Исполнительное производство Сам. работа 5 3 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6262

Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Гражданское право регулирует
а) финансовые и другие денежные отношения, возникающие в обществе
б) имущественные отношения
в) имущественные и личные неимущественные отношения
г) все экономические отношения, возникающие в обществе
2. Методом регулирования гражданским правом общественных отношений является
а) метод властного соподчинения сторон правоотношений
б) метод запрета
в) метод юридического равенства сторон
г) сочетание автономии воли и административного подчинения
3. Что относится к основным принципам гражданского права
а) принцип публичности
б) принцип гласности
в) принцип свободы договора
г) принцип презумпции невиновности
4. Нормы гражданского права носят
а) диспозитивный характер
б) императивный характер
в) неопределенный характер
г) охранительный характер
5. Аналогия гражданского права это
а) применение сходной нормы гражданского права
б) разрешение дела на основе общих принципов гражданского права
в) применение аналогичных норм другой отрасли права
г) применение норм права иностранного государства
6. Урегулированные нормами гражданского права общественные отношения это
а) отношения граждан в сфере экономического оборота
б) гражданские правоотношения
в) отношения в сфере финансовой деятельности государства
г) предпринимательские отношения
7. Объектами гражданских правоотношений выступают
а) имущество
б) деньги и ценные бумаги
в) услуги
г) поведение субъекта правоотношения, направленное на достижение определенного блага, способного удовлетворять потребности человека
8. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении
а) Российской Федерации
б) совместном РФ и субъектов РФ
в) федеральных органов и органов местного самоуправления
г) всех названных субъектов
9. Сторонами правоотношения могут быть
а) граждане и юридические лица
б) любые субъекты права
в) любые субъекты права, обладающие полной дееспособностью
г) государство
10. Может ли возникнуть полная дееспособность до 18 лет
а) может
б) не может
в) только на основании решения суда
г) может только с согласия родителей или попечителя
11. По общему правилу сделки, совершенные гражданином в возрасте до 14 лет, это сделки
а) ничтожные
б) оспоримые
в) действительные
г) с пороками воли
12. Может ли гражданин, признанный судом недееспособным, самостоятельно совершать сделки
а) может, любые сделки
б) может, мелкие бытовые сделки
в) не может
г) с согласия опекуна может совершать любые сделки
13. Гражданин, в месте постоянного жительства которого нет сведений о месте его пребывания более 2 лет
а) может быть объявлен безвестно отсутствующим
б) не может быть объявлен безвестно отсутствующим, если сведений нет более 1 года
в) может быть объявлен безвестно отсутствующим, если у него нет оснований скрываться
г) может быть объявлен безвестно отсутствующим в упрощенном порядке
14 Что понимается под правоспособностью, в соответствии со ст.17 ГК РФ
а) возможность иметь гражданские права и нести обязанности
б) способность обладания правами
в) возможность самостоятельного осуществления прав и исполнения обязанностей
Г) способность самостоятельной гражданско-правовой ответственности
15. Под субъектами гражданского права понимаются
а) физические лица
б) юридические лица
в) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
г) любые физические и юридические лица, которые в соответствии с ГК РФ могут быть носителями юридических прав и обязанностейю
16. Задачей кассационного пересмотра является проверка законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции акта:
а) с фактической стороны;
б) с правовой стороны;
в) с фактической и правовой сторон.
17. Является ли кассационное производство самостоятельной стадией гражданского процесса?
а) да;
б) да, но только в некоторых случаях;
в) нет.
18. Право на подачу кассационной жалобы может быть осуществлено в течение:
а) 5 дней;
б) 7 дней;
в) 10 дней;
г) 15 дней.
19. ГПК РФ предусматривает возможность обжалования решения суда первой инстанции:
а) в полном объеме;
б) частично;
в) в полном объеме или в частично.
20. Кассационные жалобы могут быть принесены на принятые по первой инстанции решения:
а) всех судов РФ;
б) всех судов РФ, кроме мировых судей;
в) всех судов РФ, кроме районных;
г) всех судов РФ, кроме районных и мировых судей.

Правильные ответы:
1. в
2. в
3. в
4. а
5. б
6. б
7. г
8. а
9. б
10. а
11. а
12. б
13. а
14. а
15. г
16. в
17. б
18. в
19. в
20. б

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задача 1. Иванов предъявил иск к гостинице «Москва» о взыскании стоимости вещей, которые были похищены у него во время проживания в гостинице. Кража была совершена из номера, в котором жил Иванов и другие граждане (4-местный номер). Представитель гостиницы иск не принял, ссылаясь на распоряжение администрации, согласно которому гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение. Иванов с правилами был ознакомлен.
Решите задачу (дать мотивированный ответ со ссылкой на закон).
Правильный ответ:
В обязанности гостиницы входит осуществление хранения вещей клиентов, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Под гостиницей понимаются также мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, бани и другие подобные организации.
Гостиница несет ответственность перед клиентом без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей. Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.
Исключения составляют деньги, иные валютные ценности, ценные бумаги и другие драгоценные вещи постояльца, за которые гостиница несет ответственность лишь при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы.
Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей (ст. 925 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая изложенное, Иванов правомерно подал иск к гостинице «Москва», а аргументы представителя гостиницы не должны быть приняты судом в связи с тем, что они противоречат ст. 925 Гражданского кодекса РФ.

Задача 2. 12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.
Вопросы к задаче:
1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?
3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?
Правильный ответ:
1. Из ч.1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ следует, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В соответствии со ст.28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:1) мелкие бытовые сделки;2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Так как сделка по продаже велосипеда не является мелкой бытовой, то она должна быть признана недействительной.
2. Ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним). К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 ГК РФ.
3. В случае, если бы Косте было 15 лет, то решение было бы иным.
Общее требование п. 1 ст. 26 знает ряд исключений, когда несовершеннолетний может самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст. 26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом - заработком, стипендией, гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее - доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.
Таким образом, если считать, что подарок в виде велосипеда – это доход Кости, то 15 летний подросток мог распоряжаться им по своему усмотрению. Если бы Косте было 19 лет, то он обладал бы полной дееспособностью, сделка также считалась бы действительной.

Задача 3. В марте 1993 г. Иванов заключил с Сидоровым договор, в соответствии с которым обязался отремонтировать веранду в доме Сидорова к 1 мая 1993 г. Выполнив работу к указанному сроку, Иванов потребовал, чтобы Сидоров заплатил ему 500 тыс. руб., которые были указаны в договоре в качестве оплаты за выполненную работу. Сидоров отказался выплатить данную сумму сразу, мотивировав это непредвиденными материальными затруднениями, но обещал уплатить сразу же, как только у него появятся деньги. В июле 1993 г. Сидоров по почте прислал Иванову 200 тыс. руб. и написал письмо, в котором указал, что остальные деньги выплатит в ближайшее время. В сентябре 1995 г. Иванова после окончания института призвали на службу в Вооруженные Силы, и с ноября 1995 г. его часть передислоцировали в Чечню, где было введено военное положение, и Иванов принимал участие в боевых действиях, но в сентябре 1996 г. был демобилизован по состоянию здоровья. После возвращения Иванова домой ему срочно понадобились деньги, и, так как Сидоров отказался уплатить причитающиеся ему 300 тыс. руб., Иванов в ноябре 1996 г. обратился с иском в суд с целью взыскать с Сидорова эти деньги.
1. Истек ли срок исковой давности для предъявления иска?
2. Какое влияние на течение срока давности оказали упомянутые обстоятельства: частичная оплата Сидоровым произведенной Ивановым работы и обещание произвести окончательный расчет в ближайшее время; нахождение Иванова в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение.
3. Что изменилось бы, если бы Иванов просто проходил военную службу?
Правильный ответ:
1. Срок исковой давности не истек.
2. В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По нашей задаче срок исковой давности начинает исчисляться с 1 мая 1993 г. В соответствии со ст.203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Поэтому срок исковой давности прерывается и начинает заново исчисляться с июля 1993 г. Из ч.1 ст.202 ГК РФ следует, что если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение, срок исковой давности приостанавливается на срок не более 6 месяцев. Таким образом, срок исковой давности должен быть продлен еще на 6 мес. до 3 лет 6 мес. и срок его истечения выпадает на 1997 г.
3. Если бы Иванов просто проходил военную службу, то на это время не было бы приостановлено течение срока исковой давности, и иск не был бы принят судом.

Задача 4. В суд обратилась Ю.Н. Александрова с иском к детям С.А. Александрова от первого брака о разделе наследственного имущества, указав, что с умершим она состояла в браке до дня его смерти и проживала совместно единой семьей. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что за полтора года до смерти отец расторг брак с Александровой в судебном порядке, о чем имеется решение суда от 10 марта 1996 г. Органы загса по запросу суда сообщили, что ни Александров, ни Александрова в органы загса не обращались.
С какого времени брак Александровых считается прекращенным? Является ли Александрова наследницей после смерти Александрова? Подлежит ли иск Александровой удовлетворению?
Правильный ответ:
Из ст.25 Семейного кодекса РФ, следует:
1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них.
Изложенный порядок юридической процедуры государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда применяется, в отличие от иных правил СК РФ, введенных в действие с 1 марта 1996 г., только после 1 мая 1996 г. согласно п.3 ст.169 СК РФ. Поэтому правило этой статьи не распространяется на случаи, когда брак расторгнут в судебном порядке до 1 мая 1996 г., т.е. до дня введения в действие ст. 25 СК РФ.
Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
Из условий задачи следует, что государственной регистрации расторжения брака произведено не было, в связи с чем брак не может считаться расторгнутым.
Таким образом, как супруга, Ю.Н. Александрова имеет право претендовать на наследство С.А. Александрова, а ее иск подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Задача 5. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью. В обоснование своих требований истец указал, что он продал строение предпринимателю, который, не уплатив его стоимости и не зарегистрировав перехода права собственности, перепродал строение обществу с ограниченной ответственностью. Получив плату за строение, предприниматель скрылся. Арбитражный суд в иске акционерному обществу отказал.Правильно ли решение суда?
Правильный ответ:
Из ст.549 Гражданского кодекса РФ следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст.130)
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 ст. 434)
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с ч.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Необходимо отметить, что ВАС разъяснил, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. После передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности, продавец также не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного продавцом обязательства, возникшего из договора продажи, а покупатель является его законным владельцем (п.14 Постановления ВАС N 8).
Из условия задачи не ясно, что значит: «истец продал строение предпринимателю». Ведь продал – это передал имущество и получил за это деньги. Но деньги видимо, получены не были, но при этом был подписан договор купли-продажи и передан предпринимателю. Мне кажется так. В таком случае, до момента государственной регистрации строение остается собственностью АО. Оно имеет право в рамках договора купли-продажи потребовать оплаты за строение или расторгнуть договор.
Таким образом, Арбитражный суд верно отказал в иске акционерному обществу.

Задача 6. Благотворительный фонд «Неизвестные имена» и общественное учреждение «Возрождение» заключили договор дарения, в соответствии с которым благотворительный фонд брал на себя обязанность приобрести на Лондонском аукционе коллекцию картин художников XIX в. и безвозмездно передать их «Возрождению». Однако до срока исполнения договора «Возрождение» приняло решение о реорганизации и присоединилось к общественной организации «Кулибин». Учитывая данное обстоятельство, благотворительный фонд отказался выполнять по договору дарения свои обязательства, мотивируя свое решение внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности «Возрождения». Считая свои интересы неправомерно нарушенными, общественная организация «Кулибин» обратилась в арбитражный суд с иском. В обоснование своих требований истец сослался на имеющееся прямое указание в передаточном акте об универсальном правопреемстве, в частности и по вышеуказанному договору дарения.
Какое решение должен принять суд?
Правильный ответ:
Из ст. 572 Гражданского кодекса следует, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст.58 ГК РФ).
При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, к общественной организации «Кулибин» перешли все права по договору дарения с благотворительным фондом «Неизвестные имена». Суд должен вынести решение в пользу общественной организации «Кулибин».

Задача 7. На протяжении ряда лет супруги Романович коллекционировали произведения графики. После смерти Романовича между наследниками (вместе с женой наследодателя к наследованию призвались два его сына) возник спор о разделе коллекции. Один из сыновей предложил разделить все поровну, поскольку при наследовании по закону они являются наследниками в равных долях. По мнению жены наследодателя, такой раздел обесценит коллекцию. Она просит передать все собрание ей. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?
Правильный ответ:
Согласно ст. 265 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. В соответствии со ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными. В ст.1150 ГК РФ говорится о том, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью.
Оба сына и жена покойного являются наследниками первой очереди п.1 ст. 1142 ГК РФ. Согласно п.2 ст.1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, однако следует не забывать, что супруга Романовича имеет право на половину коллекции картин ст. 39 СК РФ. Следовательно в наследственную массу попадает не вся коллекция, а лишь её половина. Поэтому предложение одного из сыновей разделить всё поровну не соответствует закону. Суд должен разделить коллекцию картин следующим образом: супруга 4/6; сыновья каждый по 1/6.
Однако из условия задачи следует, что жена покойного просит оставить всю коллекцию ей, мотивируя это тем, что при разделе коллекция потеряет свою ценность. В сложившейся ситуации наследники вправе договориться друг с другом о денежной, либо иной компенсации за их долю в наследуемом имуществе. Если же наследники не придут к согласию, суд вправе назначить экспертизу, на основании которой будет установлена рыночная стоимость коллекции и причитающейся каждому из наследников сумма относительно их доли в наследственной массе.

Задача 8. По договору поручения Серебрякова (ей выдана доверенность) должна была приобрести для Николаевой новый холодильник «Норд» по цене не более 10 тыс. руб. Поскольку новый холодильник этой марки за такую цену Серебрякова приобрести не смогла, она купила за 8 тыс. руб. подержанный у своей знакомой Алексеевой и условилась с ней о том, что в договоре купли-продажи они укажут 10 тыс. руб., а разницу поделят между собой. Николаева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, поскольку договор поручения предусматривал приобретение нового, а не подержанного холодильника. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?
Правильный ответ:
Серебрякова должна была исполнить договор поручения в соответствии с указаниями Николаевой п.1 ст. 937 ГК РФ. Вместо нового холодильника Серебрякова покупает подержанный, при этом завышает его стоимость. Поверенная не пыталась известить доверителя о невозможности покупки нового холодильника, действовала в своих личных интересах, а не в интересах доверителя. Следовательно к условию задачи не применима норма п.2 ст.937 ГК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ и ст. 174 ГК РФ суд должен признать сделку купли- продажи холодильника недействительной и обязать Николаеву вернуть Серебряковой 10 т. р., так как поверенная знала об ограничениях указанных в договоре поручения , однако пренебрегла ими, при этом завысив покупную стоимость холодильника.

Задача 9. Соседи Красиков и Платонов, строящие дома рядом, договорились помочь друг другу в приобретении и доставке строительных материалов, при этом Красиков обязался купить и доставить кирпичи, а Платонов – бревна. Составили договор мены. Обмен строительными материалами по их стоимости был равноценен. Однако доставка кирпичей оказалась значительно дороже доставки бревен. В связи с этим Красиков потребовал от Платонова возместить эти расходы. Платонов отказался. Кто из них прав и почему? Как должны поступить стороны, если обмениваемый товар неравноценен?
Правильный ответ:
В соответствии с ч.1 ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Из ч.1 ст.568 ГК РФ следует, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Таким образом, в данном случае Платонов прав. Так как товары признаны сторонами равноценными, то по общему правилу, расходы на их передачу осуществляются каждой стороной в отношении своих обязанностей, независимо от стоимости этих расходов.
Но конфликтной ситуации можно было бы избежать, если бы Красиков и Платонов оговорили в договоре иные условия распределения расходов. В таком случае подлежат применению условия договора, а не общее правило, предусмотренное ст. 568 Гражданского кодекса РФ.

Задача 10. Завод тяжелого машиностроения поставил трансформаторному заводу два мостовых крана (оба без траверсы и сцепного устройства). Покупатель потребовал доукомплектовать краны, но поставщик по техническим причинам, а также в связи с распоряжением начальника Западно-Сибирской железной дороги об ограничении провоза тяжелых грузов по железным дорогам северного направления отгрузил недостающие части только после истечения срока поставки. До их прибытия покупатель не мог использовать краны, и у него образовались убытки от простоя ряда производственных агрегатов.Какие претензии может предъявить покупатель, и подлежат ли они удовлетворению?
Правильный ответ:
В данном случае между двумя заводами заключен договор поставки. При этом Поставщик выполнил условия договора позднее, чем это было согласовано сторонами.
В соответствии со ст.521 ГК РФ, установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Из ч.1 ст.394 ГК РФ следует, что если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Таким образом, в данном случае покупатель может предъявить претензии как в части оплаты неустойки, так и убытков (учитывая наличие подтверждающих доказательств).

Задание 11. Раскройте значение термина "Гражданское процессуальное право" — это: ______
Правильный ответ: совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений).

Задание 12. Раскройте значение термина "Процессуальная форма" — это: ______
Правильный ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий.

Задание 13. Раскройте значение термина "Стадия гражданского процесса" — это: _______
Правильный ответ: его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели.

Задание 14. Раскройте значение термина "Принцип диспозитивности" — это: ________
Правильный ответ: нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц.

Задание 15. Раскройте значение термина "Подведомственность" — это: _______
Правильный ответ: относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов.

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Выставляется студенту, если дан правильный развернутый и аргументированный ответ на поставленный вопрос; студент глубоко и прочно усвоил программный материал темы, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает при решении задачи, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Выставляется студенту, если дан правильный ответ на поставленный вопрос, однако не все представленные аргументы соответствуют действительности; студент твердо знает материал темы, грамотно и по существу излагает его при решении задачи, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Выставляется студенту, если дан в целом правильный ответ на поставленный вопрос, однако приведен лишь один аргумент, который не раскрывает сути ответа; студент имеет знания только основного материала темы, но не усвоил его деталей, допускает неточности при решении задачи, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Выставляется студенту, если дан неправильный ответ на поставленный вопрос; студент не знает значительной части программного материала темы, допускает существенные ошибки при решении задачи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входят 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Первая промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.
2. Принципы гражданского права. Функции гражданского права.
3. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Роль гражданского права в современных условиях. Гражданское право как частное право.
4. Понятие и система источников гражданского права.
5. Понятие, особенности гражданского правоотношения. Основания возникновения гражданских правоотношений. Структура и содержание гражданского правоотношения. Классификация гражданских правоотношений.
6. Содержание и объем правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан (общая характеристика).
7. Понятие и содержание и виды дееспособности граждан. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Эмансипация. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным.
8. Опека и попечительство, патронаж (общее понятие).
9. Безвестное отсутствие гражданина и его правовые последствия.
10. Объявление гражданина умершим и его правовые последствия.
11. Понятие и признаки юридического лица.
12. Правосубъектность юридических лиц. Образование юридических лиц.
13. Организационно-правовые формы юридических лиц.
14. Понятие и виды объектов гражданских прав.
15. Понятие имущества в гражданском праве.
16. Вещи и их классификация.
17. Работы и услуги.
18. Ценные бумаги: понятие, признаки, виды.
19. Нематериальные блага: понятие, виды.
20. Понятие, значение и признаки сделок, их место в системе юридических фактов. Виды сделок.
21. Условия действительности сделок.
22. Форма сделки: понятие, виды. Правовые последствия нарушения формы сделки.
23. Понятие и виды недействительных сделок.
24. Последствия недействительности сделок и их применение.
25. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
26. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
27. Понятие, правовая природа и виды представительства. Доверенность: форма, содержание, виды. Представительство без полномочий.
28. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве. Сроки осуществления гражданских прав. Сроки исполнения гражданских обязанностей. Понятие и значение срока исковой давности.
29. Определение начала течения срока исковой давности. Приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности. Последствия истечения срока исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
30. Формы и виды права собственности по российскому гражданскому законодательству.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Способы и основания приобретения и прекращения права собственности.
2. Право собственности граждан: субъекты, объекты, содержание, осуществление.
3. Право собственности юридических лиц: субъекты, объекты, содержание, осуществление.
4. Понятие и система обязательств. Основание возникновения обязательств.
5. Понятие, признаки и значение гражданско-правового договора. Свобода договора в гражданском праве.
6. Содержание и форма договора. Виды договоров.
7. Заключение договоров. Изменение и расторжение договора.
8. Понятие исполнения обязательств. Принцип реального исполнения обязательств. Принцип надлежащего исполнения обязательств.
9. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности. Формы гражданско-правовой ответственности.
10. Виды гражданско-правовой ответственности. Условия гражданско-правовой ответственности.

Вторая промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие, предмет, метод и источники гражданского процессуального права, система отрасли права. Принципы гражданского процессуального права.
2. Понятие гражданского процессуального правоотношения, его структура и основания возникновения.
3. Подведомственность суду гражданских дел, понятие и виды подведомственности.
4. Стороны в гражданском процессе (понятие, их процессуальная правоспособность и дееспособность), процессуальное соучастие.
5. Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны, порядок и условия замены. Процессуальное правопреемство.
6. Состав лиц, участвующих в деле, их права и обязанности. Третьи лица в гражданском процессе, их виды, порядок вступления в процесс, права и обязанности.
7. Участие прокурора в процессе, формы участия и правовое положение.
8. Участие в процессе органов государственных управления, предприятий, учреждений организаций, отдельных граждан, защищающих права других лиц.
9. Представительство в суде (виды и полномочия представителей).
10. Процессуальные сроки, понятия, значения, виды.
11. Подсудность гражданских дел. Виды подсудности.
12. Судебные расходы и штрафы.
13. Право на иск в материально-правовом и процессуальном смысле. Изменение иска, отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения.
14. Понятие и цель судебного доказывания. Виды судебных доказательств (их классификация). Относимость и допустимость доказательств.
15. Виды средств доказывания. Объяснения лиц, участвующих в деле.
16. Свидетельские показания. Порядок допроса свидетелей. Права и обязанности свидетелей.
17. Вещественные доказательства, порядок представления и хранения.
18. Экспертиза, порядок назначения и производства. Заключение эксперта.
19. Порядок предъявления иска, последствия несоблюдения порядка.
20. Исковое заявление и его реквизиты. Основания к отказу в принятии искового заявления.
21. Подготовка дела к судебному разбирательству.
22. Сроки рассмотрения гражданских дел, порядок исчисления, продление и восстановление пропущенного срока.
23. Судебные разбирательства гражданского спора. Установление судом фактов, имеющих юридическое значение.
24. Содержание судебного решения. Требования, предъявляемые к судебному решению. Устранение недостатков судебного решения.
25. Приостановление производства по делу. Окончания разбирательства дела без вынесения судебного решения. Оставление искового заявления без рассмотрения.
26. Протокол судебного заседания.
27. Исполнение судебных решений, порядок возбуждения исполнительного производства. Судебный приказ.
28. Законная сила судебного решения. Заочное решение: понятия, условия и порядок вынесения и обжалования.
29. Определение суда первой инстанции. Отличие определения от судебного решения.
30. Понятие и сущность особого производства.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
2. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (порядок их рассмотрения).
3. Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении.
4. Кассационное обжалование и опротестование судебных решений. Порядок рассмотрения кассационной жалобы и пределы кассационного разбирательства. Полномочия суда кассационной инстанции.
5. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
6. Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в силу.
7. Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
8. Исполнительные документы, давность исполнения судебных решений. Меры принудительного исполнения судебных решений.
9. Обжалование действий судебного исполнителя и поворот исполнения решения.
10. Дела, подсудные мировому судье.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа или с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Дан неполный ответ, логика, и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания обучающимся их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
Оценка «неудовлетворительно» (49-0 баллов) - Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев М.Ю. - отв. ред. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 6-е изд., перераб. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Зенин, И.А. Гражданское право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2019 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Власов А.А. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 9-е изд., перераб. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс» consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека «Elibrary» elibrary.ru
Э4 Единый образовательный портал (курс «Гражданское право и гражданский процесс») portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Операционная система Windows и/или AstraLinux
2. Специализированное и общее ПО
3. Open Office или Libreoffice
4. 3D Canvas
5. Blender
6. Visual Studio Community
7. Python c расширениями PIL, Py OpenGL
8. FAR
9. XnView
10. 7-Zip
11. AcrobatReader
12. GIMP
13. Inkscape
14. Paint.net
15. VBox
16. Mozila FireFox
17. Chrome
18. Eclipse (PHP,C++, Phortran)
19. VLC QTEPLOT
20. Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
21. Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
3. Научная электронная библиотека Elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Гражданское право и гражданский процесс» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. При проведении лекционных занятий: лекция - консультация, которая предполагает изложение материала по типу «вопросы - ответы - дискуссия». Основным видом является лекция-беседа или «диалог с аудиторией», которая является наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, самому преподавателю задать студентам вопросы в начале лекции и по ее ходу они могут решены. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
2. При проведении практических занятий: круглый стол (дискуссия). Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли сторонников, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У сторонника две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили, все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Круглый стол (дискуссия), как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Устный опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются рефераты и доклады.
Устный опрос проводится у студентов по определенным вопросам, которые были рассмотрены на лекционных занятиях и являющиеся актуальными для сферы гражданского права и гражданского процесса. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Задания к практическим (семинарским) занятиям содержатся в плане практических (семинарских) занятий. При подготовке к практическому (семинарскому) занятию следует использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала, разобрать проблемные ситуации, решить задачи по дисциплине, разобрать совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
3. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в кейс-методе (анализе конкретных ситуаций), а именно решении определенных задач. Кейс-метод - усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кроме этого студенты выполняют самостоятельную работу в виде письменного опроса на поставленные вопросы по ранее пройденным темам. Это помогает студентам усвоить материал, проверить свои знания, преподавателю понять, как студенты усвоили дисциплину.
Также самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к (практическому) семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, решение задач, выяснение проблемных вопросов, связанных с необходимой темой), при анализе нормативно-правовых актов (Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и т.д.), использованных при изучении материала, при изучении различной (дополнительной) литературы, которая рекомендуется преподавателем, а также не сообщается последним и со статистическими данными по проблемам, связанных с изучаемой темой.
4. Тест - это инструмент оценивания обучаемости студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. В тесте все студенты отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения тестов - установить уровень знаний и на этой основе определить уровень подготовки каждого студента. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
5. Экзамен по дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем нормативно-правовыми актами, учебниками, лекциями, своими конспектами лекций и практических (семинарских) занятий, решением задач, а также выполненными работами (контрольными, самостоятельными).