МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История политических и правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере правотворчества, применения и толкования права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЮвППТП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
История политических и правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – содействие приобретению глубоких и упорядоченных теоретических знаний в области права, соответствующих требованиям кандидатского минимума по специальности 12.00.01 - «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве». Акцент делается на проблемных и актуальных вопросах истории правовых учений, что определяется особенностями подготовки специалистов соответствующего научного профиля. При этом внимание уделено наиболее общим чертам и характерным особенностям осмысления возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений на разных этапах развития человеческой мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного и публичного права
ПК-3.1 Знает основы юридического консультирования.
ПК-3.2 Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
ПК-3.3 Владеет навыками консультирования в сфере частного и публичного права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает основы юридического консультирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками консультирования в сфере частного и публичного права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История политических и правовых учений зарубежных стран
1.1. История политических и правовых учений как область научных знаний Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. История политических и правовых учений как область научных знаний Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. История политических и правовых учений как область научных знаний Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Политико-правовые учения Древнего Востока Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Политико-правовые учения Древнего Востока Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Политико-правовые учения Древнего Востока Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Мусульманская политико-правовая мысль (Арабский Восток) Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Политико-правовые учения европейского Возрождения и Просвещения Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Политико-правовые учения европейского Возрождения и Просвещения Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Политико-правовые учения европейского Возрождения и Просвещения Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Политико-правовые учения конца XVIII–XIX вв. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Политико-правовые учения конца XVIII–XIX вв. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.19. Политико-правовые учения конца XVIII–XIX вв. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.20. Западная политико-правовая мысль XX в.: основные векторы развития Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История политических и правовых учений России
2.1. Развитие русской политико-правовой мысли в XI-XVII вв. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие русской политико-правовой мысли в XI-XVII вв. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Развитие русской политико-правовой мысли в XI-XVII вв. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Политико-правовые учения в России XVIII – начала ХХ в. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Политико-правовые учения в России XVIII – начала ХХ в. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. Сам. работа 2 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3771
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона:
А. Апология Сократа
Б. Государство
В. Законы
Г. Народ
ОТВЕТ: Г
Вопрос 2. Кто из политических мыслителей Древнего Китая считал, что основа государства это патриархальная семья:
А. Конфуций
Б. Лао цзы
В. Мо цзы
Г. Шан Ян
Ответ: А
Вопрос 3. К представителям утопического социализма не относился:
А. Сен-Симон
Б. Фурье
В. Лассаль
Г. Оуэн
Ответ: В
Вопрос 4. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии:
А. Веды
Б. Законы Хаммурапи
В. Книга Велеса
Г. Коран
Ответ: А
Вопрос 5. Идейным основателем французского консерватизма был:
А. Констан
Б. Конт
В. Фурье
Г. Спенсер
Ответ: А
Вопрос 6. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
А. идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
Б. процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
В. то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
Г. то, что лежит в основе Ветхого завета, слуга и предтеча благодати
Ответ: В
Вопрос 7. Назовите представителей нестяжательства:
А. Нил Сорский
Б. Иосиф Волоцкий
В. Иван Пересветов
Г. Андрей Курбский
Ответ: Б
Вопрос 8. Родоначальником немецкой классической философии является:
А. Гегель
Б. Ницше
В. Кант
Г. Фихте
Ответ: В
Вопрос 9. С каким французским мыслителем соглашается Радищев, рассматривая вопрос о возникновении государства?
А. Монтескье
Б. Руссо
В. Дидро
Г. Вольтер
Ответ: Б
Вопрос 10. Кто является основоположником даосизма?
А. Конфуций
Б. Мо цзы
В. Лао цзы
Г. Шан ян
Ответ: В
Вопрос 11. Монтескье разработал теорию
А. народного суверенитета
Б. разделения властей
В. патриархальную
Г. органическую
Ответ: Б
Вопрос 12. Основная причина появления государства по Цицерону:
А. страх перед соседними племенами
Б. стремление к общению
В. врожденная потребность людей жить вместе
Г. слабость людей
Ответ: В
Вопрос 13. К чему сводит Ильин понятие формы государства?
А. форме правления
Б. форме территориального устройства
В. форме политического режима
Г. форме государственного устройства
Ответ: В
Вопрос 14.Автором политической теории «Москва - Третий Рим» был:
А. Волоцкий
Б. Филофей
В. Грозный
Г. Филарет
Ответ: Б
Вопрос 15. Стержень политико-правовой идеологии Киевской Руси составляло учение:
А. о связи Киевской Руси с Византией
Б. о божественном происхождении княжеской власти
В. о божественном происхождении Киевской Руси
Г. о связи князя и дружины
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»?
Ответ: Н. Макиавелли
2. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-правового учения является разработка теории государственного________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: суверенитета
3. Как Аристотель называл неправильную власть большинства?
Ответ: демократия
4. Назовите правильные формы государства по Аристотелю.
Ответ: монархия, аристократия, полития
5. Государство – это особым образом организованная политическая власть. Кто автор такого понимания государства?
Ответ: Н. Макиавелли
6. Кто является автором концепции кругооборота государственных форм?
Ответ: Полибий
7. Автором Города Солнца является:
Ответ: Т. Кампанелла
8. Какой тип правового регулирования содержится в следующем высказывании Ш. Монтескье: «Свобода – есть право делать то, что дозволено законом»?
Ответ: разрешительный
9. Дайте определение понятию утопия.
Ответ: модель идеального общества
10. В каком вымышленном государстве настолько велико презрение к золоту, что из него делают цепи для рабов и сосуды для нечистот?
Ответ: Утопия
11. Буквальный перевод «дао» означает
Ответ: путь, дорога
12. Государственный суверенитет по Жану Бодену – это абсолютная и постоянная власть ____________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: государства
13. Какая из ветвей власти, по мнению Ш. Монтескье, является доминирующей?
Ответ: законодательная
14. «Категорический императив» для И. Канта – это
Ответ: нравственный закон
15. Продолжите цитату К. Маркса: «История всех до сих пор существующих обществ была...»:
Ответ: историей борьбы классов
16. Политико-правовые идеи раннего социализма разрабатывали:
Ответ: Мор, Кампанелла
17. Кто из политических мыслителей Древнего Китая не считал, что «если в народе будет недостаток веры в правителя и его близких, то государство не может быть устойчивым»:
Ответ: Конфуций
18. Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между "землей" (народом) и государством (царем).
Ответ: славянофильство
19. Никита Михайлович Муравьев считал, что наилучшей формой правления для России является:
Ответ: конституционная монархия
20. Прочитайте выдержку из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. «Без ……. никаковое не токмо великое, но и малое царство стоять не может, ……. и воинству товарищ. Воинство воюет, а ………. помогает и всякие потребности им уготовляет. И того ради попечение о них нескудное надлежит иметь и в ничтожность повергать не надобно». Вставьте пропущенное слово. Интересы какого сословия он отстаивал?
Ответ: купечество

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Б. Н. Чичерин определял право как
А. разграничение интересов
Б. действующий правопорядок
В. внешняя свобода человека, определяемая законами
Г. нормы, поддерживающие и развивающие солидарность
Ответ: В
Вопрос 2. Кто определял позитивное право как двусторонне-эмоциональное состояние, вытекающее из требований нормы, существующей в обществе, если индивид следует этой норме?
А. Петражицкий
Б. Спенсер
В. Ильин
Г. Остин
Ответ: А
Вопрос 3. Понятие права у Б.Н. Чичерина собирательное. Назовите права из нижеперечисленных, которые не являлись элементом понятия права.
А. субъективное право и объективное право
Б. объективное право и естественное право
В. естественное право и субъективное право
Г. естественное право и объективное право
Ответ: А
Вопрос 4. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:
А. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин
Б. П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин
В. Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев
Г. К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский
Ответ: В
Вопрос 5. В качестве важнейшего признака права Аристотель выделял:
А. однородность права по форме и происхождению
Б. политическую природу
В. несовпадение справедливого и законного
Г. отсутствие государственного принуждения
Ответ: Б
Вопрос 6. Мусульманское правоведение называется:
А. Фикх
Б. Фетва
В. Иджма
Г. Кияс
Ответ: А
Вопрос 7. Джон Остин является представителем
А. исторической школы права
Б. юридического позитивизма
В. школы естественного права
Г. социологической школы права
Ответ: Б
Вопрос 8. Римские юристы I-III веков придерживались мнения, что:
А. право делится на публичное и частное
Б. естественное и позитивное
В. вечное и естественное
Г. естественное и волеустановленное
Ответ: А
Вопрос 9. Теоретиком какой школы права был Гроций?
А. естественного
Б. римского
В. исторического
Г. социального
Ответ: А
Вопрос 10. Какое политическое учение Древнего Китая опиралось на закон (Фа):
А. конфуцианство
Б. легизм
В. даосизм
Г. моизм
Ответ: Б
Вопрос 11. К представителям германской исторической школы права не относился:
А. Кант
Б. Пухта
В. Савиньи
Г. Гуго
Ответ: А
Вопрос 12. В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как:
А. результат экономических, политических, духовных свойств индивида
Б. стержень отношений между индивидами и классами в сфере идеологии
В. машина политического господства, инструмент диктатуры класса свободных собственников
Г. определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества
Ответ: Г
Вопрос 13. Кто из французских мыслителей обосновал идею правления законов?
А. Вольтер
Б. Дидро
В. Монтескье
Г. Руссо
Ответ: В
Вопрос 14. Имя автора работы «Чистая теория права» –
А. Кельзен
Б. Эрлих
В. Парето
Г. Дюги
Ответ: А
Вопрос 15. Шарль Луи Монтескье определял закон как
А. необходимые отношения, вытекающие из природы вещей
Б. категорический императив
В. совмещенность произвола одного с произволом другого
Г. априорные принципы, продиктованные разумом
Ответ: Г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какое политическое учение Древнего Китая во главу регулирования общественных отношений поставило правила ритуала (ли):
Ответ: конфуцианство
2. "Свободный подход к праву", который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место "свобода судейского усмотрения", характерен для какого мыслителя:
Ответ: Эрлих
3. Основоположником «психологической школы права» считается…
Ответ: Л.И. Петражицкий
4. Крепостное право по оценке А.Н. Радищева является нарушением _____________законов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: естественных
5. «Закон – не что иное, как клочок бумаги, который всегда можно разорвать или написать заново, а потому он не может обеспечить естественных прав» – писал:
Ответ: П.А. Кропоткин
6. Право, по мнению Гоббса, это – мера ___________ человека. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: свободы
7. Одним из родоначальников концепции правового государства немецкий мыслитель - ________.
Ответ: И. Кант
8. Назовите представителей юридического позитивизма.
Ответ: Остин, Шершеневич, Бергбом, Эсмен, Коркунов
9. Кому принадлежит следующее определение понятия права: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Ответ: В.С. Соловьев
10. Какие виды законов выделял М. Падуанский?
Ответ: божественные и человеческие
11. Кто считается противником смертной казни, что выражается в следующем его высказывании: «Ни правового, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить»?
Ответ: Владимир Мономах
12. Приоритет права и интересов личности над государством характерны для концепции ______________. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: правового государства.
13. Все законы Пестель делил на три вида:
Ответ: духовные, естественные, гражданские
14. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится». Кому принадлежит данное высказывание?
Ответ: Конфуций
15. Кто предложил следующую характеристику закона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги».
Ответ: Платон
16. Кому принадлежит идея о тесной связи закона и природы: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы».
Ответ: В. Аквинский
17. Какой мыслитель связывал существование республики с управлением посредством законов?
Ответ: Руссо
18. «Следует различать… право и закон… Право состоит в свободе делать, или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи». Кто проводил данное отличие между правом и законом?
Ответ: Гоббс
19. «Всякое право возникает путем обычая, т.е. вытекает из нравов и из народных верований, а потом из науки права; следовательно, всегда из внутренних, незаметно действующих сил, а не из произвола законодателя». Представителю, какой школы права принадлежит данное высказывание?
Ответ: исторической
20.Право как искусство добра и справедливости рассматривали _______ ________. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: римские юристы
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2024. // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Институт государства и права Российской академии наук http://www.igpran.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э3 История политических и правовых учений: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3771 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
На лекциях даются основополагающие положения истории политических и правовых учений, главное внимание сосредоточивается на раскрытии наиболее сложных и узловых проблем курса. Закрепление и углубление материала прочитанных лекций осуществляется магистрантами самостоятельно на основе рекомендуемой литературы.
Семинарские занятия проводятся по темам, имеющим большое теоретическое и практическое значение. Они предназначены для развития и закрепления теоретических и практических знаний обучающихся по конкретному разделу курса, формирования у них юридического мышления, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. В ходе семинарских занятий может осуществляться письменный контроль знаний обучающихся.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «История политических и правовых учений» завершается экзаменом.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.