МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Картография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии, Рыгалов Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Картография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления о теоретических основах картографической науки; научить основам анализа, проектирования, моделирования территориальных систем с помощью традиционных и современных картографических методов; познакомить с прикладными аспектами использования картографических знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.1 Знает содержание фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет использовать базовые знания в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Способен выполнять работы эколого- географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы картографирования, дистанционного зондирования и обработки пространственных данных
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические знания для визуализации географических исследований и пространственного анализа территорий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками тематического картографирования и обработки данных дистанционного зондирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Карта как инструмент познания окружающей действительности. Терминология, ключевые категории картографии
1.1. Понятие карты. Элементы и свойства карты. Принципы классификации карт. Карты и другие картографические произведения Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Классификация географических карт Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Разнообразие карт по пространственному охвату Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Карта как инструмент познания окружающей действительности. Терминология, ключевые категории картографии Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Теоретические концепции картографии. Картография как наука. Представления о современной картографии
2.1. Определение картографии. теоретические концепции в картографии. Структура картографии. Картография в системе наук. Связи картографии с различными науками и областями знаний. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Анализ содержания обзорных общегеографических карт. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Теоретические концепции картографии. Картография как наука. Представления о современной картографии. Картография в системе наук. Математическая картография Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Геодезическая и математическая основа карт. Картографические проекции.
3.1. Геодезическая основа карт. Математическая основа. Задачи математической картографии. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Классификация картографических проекций. Равноугольные поперечно-цилиндрические проекции. Конические проекции. Азимутальные проекции. Цилиндрические проекции. Выбор и распознавание картографических проекций Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Масштабы карт Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Определение картографических проекций Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Математические законы построения карт. Математическая основа. Задачи математической картографии. Виды искажений Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Картографические проекции. Классификация проекций. Способы получения (разработки) картографических проекций Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Методологические принципы формирования знаковых систем. Картографическая семиотика. Способы картографического изображения в современной картографии. Картографирование рельефа земной поверхности
4.1. Картографическая семиотика. Условные знаки. Понятие «Язык карты». Графические переменные Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Способы картографического изображения. Традиционные и новые способы. Условные обозначения рельефа. Цифровые модели рельефа (ЦМР Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Определение картографических способов изображения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Построение карты плотности населения Алтайского края способом картограмм Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Построение изолинейной карты плотностных показателей Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Методологические принципы формирования знаковых систем. Картографическая семиотика Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Способы картографического изображения в современной картографии Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Картографирование рельефа земной поверхности Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Картографическая генерализация
5.1. Понятие генерализации. Факторы, влияющие на генерализацию. Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации. Генерализация разнотипных объектов Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Изучение картографической генерализации на картах разного назначения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Картографическая генерализация Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Место и роль географических информационных систем (ГИС) в картографии
6.1. Географические информационные системы. Основные понятия и определения. Классификация ГИС. Связь ГИС с другими научными дисциплинами и технологиями. Требования к ГИС. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Знакомство с ГИС Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Место и роль географических информационных систем (ГИС) в картографии Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Общая схема проектирования и составления географических карт. Подготовка карт к изданию Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Методы использования карт. Исследования по картам. Географические атласы. Источники для создания карт и атласов
7.1. Из истории использования карт. Картографический метод исследования. Система приемов анализа карт. Описания по картам. Графические приемы. Графоаналитические приемы. Приемы математико-картографического моделирования Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Основные виды источников для создания карт. Характеристика источников Виды источников Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.3. Изучение и анализ географических атласов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.4. Анализ и оценка картографических произведений Сам. работа 3 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.5. Методы использования карт Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Промежуточная аттестация
8.1. Подготовка к экзамену Экзамен 3 27 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Выберите верное определение картографических условных знаков
а) графические символы, с помощью которых на карте показывают (обозначают) вид объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики;
б) геометрические примитивы, изображающие в масштабе объекты местности;
в) уменьшенные изображения, рисунки и обозначения на плане, карте того или иного объекта местности

2. К элементам карты не относится (укажите верный ответ)
а) картографическое изображение;
б) легенда;
г) вспомогательное оснащение;
д) генерализация

3. Что включает в себя математическая основа карт (укажите неверный ответ)
а) проекцию;
б) номенклатуру;
в) координатные сетки;
г) профили.

4. Выберите масштаб карты, относящийся к разряду крупномасштабных:
а) 1:500000;
б) 1:100000;
в) 1:25000;
г) 1:300000;

5. Дайте определение масштаба карты (выберите правильный ответ)
а) степень уменьшения объектов на карте относительно их размеров на земной поверхности (точнее на поверхности эллипсоида);
б) степень искажения линии при нанесении на плоскость;
в) степень уменьшения горизонтальных проекций линий местности при изображении их на плане, карте.

6. Численный масштаб карты 1: 1000 000, каков именованный масштаб этой карты.
а) в 1 см 0,1 км
б) в 1 см 10 км
в) в 1 см 100 км
г) в 1 см 25 км

7. Ширина объекта на местности – 285 м. Это же расстояние, измеренное на карте, составляет 1,14 см, следовательно, масштаб данной карты составит:
а) 1:100000;
б) 1:50000;
в) 1:25000;
г) 1:200000.

8. Определите, на каком расстоянии друг от друга на карте масштаба 1:10000 будут располагаться объекты, если расстояние между ними на местности составляет 2 км:
а) 30 см;
б) 5 см;
в) 20 см;
г) 2 м.

9. Что характеризует положение точек на земной поверхности?
а) горизонтали;
б) координаты
в) картографические проекции
г) азимут

10. Чем вызвана необходимость применения картографических проекций при создании карт?
а) учет искажений при развороте на плоскость Земной поверхности;
б) уменьшением масштаба карты;
в) сложностью технических разработок при изготовлении карт

11. Какие бывают условные знаки?
а) внемасштабные, площадные, линейные
б) значковые, линейные, площадные
в) символьные, точечные, внемасштабные
г) символьные, линейные, площадные, значковые

12. Какие существуют виды прогноза по картам?
а) прогноз во времени, прогноз в пространстве;
б) прогноз использования, прогноз энтропии;
в) прогноз состояния системы, прогноз моделей;
г) прогноз проблем, прогноз производства.

13. Визуальный анализ – это?
а) чтение карт, зрительное сопоставление и глазомерная оценка объектов
б) обработка картографических источников
в) предварительное цифрование материала
г) сгущение координатной сетки

14. Морфометрия – это:
а) расчет показателей, характеризующих форму и структуру объектов;
б) компоновка объектов;
в) подготовка карт к изданию;
г) основной этап создания карт

15. Картометрия – это:
а) измерение по картам параметров, характеризующих положение и размеры объектов
б) морфологический показатель
в) сложность, раздробленность, однородность
г) наука, изучающая составление карт


1-А; 2-Д; 3-Г; 4-Г; 5-А; 6-Б; 7-В; 8-В; 9-Б; 10-А; 11-А; 12-А; 13-А; 14-А; 15-А.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется раздел картографии, изучающий виды, типы и свойства картографических произведений, методы и способы их анализа и использования, историю картографии (картоведение).
2. Как называется научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области картографии (картографическая деятельность).
3. Как называется комплекс мероприятий по созданию карты или ряда карт какой-либо области (картографирование).
4. Как называется географическая карта, отображающая совокупность основных элементов местности (общегеографическая карта).
5. Карта, показывающая несколько взаимосвязанных объектов картографирования, каждый в своих показателях называется (комплексная карта).
6. Заполненность карты условными знаками и надписями называется (нагрузка карты).
7. Способ представления картографической информации с соответствующей знаковой системой называют (способ картографического изображения).
8. Расположение рамки карты относительно изображаемой на карте области и размещение названия карты, ее легенды, дополнительных карт и других данных называется....(компоновка карты).
9. Применяемые на картах обозначения различных объектов, их качественных и количественных характеристик (условные обозначения).
10. Как называется свод условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих их содержание (легенда карты).
11. Как называется способ изображения рельефа горизонталями, гипсометрической окраской, горизонталями в сочетании с гипсометрической окраской (гипсометрический способ).
12. О каком способе изображения идет речь: изображение локализованных в определенных пунктах объектов картографирования значками, размеры которых принимаются постоянными или меняются по какой-либо шкале (способ значков).
13. Изображение сетки меридианов и параллелей на карте это - ? (картографическая сетка).
14. Как называется бесконечно малый эллипс в каждой точке на карте, являющийся изображением бесконечно малого круга на поверхности эллипсоида или шара? (эллипс искажений).
15. Как называется линии равных искажений в картографической проекции? (изоколы).
16. Картографическая проекция, в которой имеются искажения углов и площадей называется ..... (произвольная картографическая проекция).
17. Картографическая проекция, в которой параллели нормальной сетки — концентрические окружности, а меридианы — их радиусы, углы между которыми равны соответствующим разностям долгот называется .... (азимутальная).
18. Картографическая проекция, параметры которой подобраны для каждого отдельного листа или группы листов многолистной карты называется .... (многогранная).
19. Как называется параллель нормальной сетки в картографической проекции, на которой или вдоль которой сохраняется главный масшта? (главная параллель).
20. Система полярных сферических координат, полюс которой расположен на экваторе называется..... (полярная картографическая сетка).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример вопросов первой части билета

1. Понятие о карте. Элементы и свойства карты.
2. Классификация географических карт.
3. Картография как наука и область знаний, связь картографии с другими науками.
4. Теоретические концепции в картографии.
5. Структура картографии.
6. Краткая история развития картографии: становление, основные этапы развития, современная картография.

7. Масштабы карт: понятие, виды масштаба, классификация карт по масштабу.
8. Классификация проекций: типы классификаций (по искажению, по виду вспомогательной фигуры, по ориентировке вспомогательной фигуры, по виду нормальной картографической сетки).
9. Компоновка географических карт: понятие, виды компоновок, примеры компоновок.
10. Условные знаки на картах: понятие, виды, функции. Графические переменные: понятие, виды.
11. Способы картографического изображения: понятие, виды.
12. Картографирование рельефа земной поверхности: основные подходы к изображению, способы изображения рельефа.
13. Геоинформатика: подходы к определению. Взаимосвязь картографии и геоинформатики.
14. Географические информационные системы (ГИС): подходы к понятию. Структура и использование ГИС.
15. Инфраструктура пространственных данных: понятие, структура, связь с картографией и ГИС.

Пример вопросов второй части билета

1. Способ линейных знаков, способ знаков движения: понятие, виды, примеры.
2. Значковый способ: понятие, виды, примеры.
3. Способ ареалов, точечный способ: понятие, виды, примеры.
4. Способы количественного и качественного фона: понятие, примеры.
5. Изолинейный способ, псевдоизолинии: понятие, примеры.
6. Способ картограммы: понятие, примеры.
7. Способ картодиаграммы, способ локализованных диаграмм: понятие, виды, примеры.
8. Аналитические и комплексные, синтетические карты: понятие, примеры
9. Понятие картографической генерализации: примеры генерализации.
10. Факторы, влияющие на генерализацию, примеры.
11. Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие.
12. Географические принципы генерализации. Генерализация разнотипных объектов.
13. Дистанционное зондирование: понятие, значение для картографии.
14. Картографический метод исследования: понятие, применение.
15. Основные источники данных для картографирования: виды источников, их значение.

Пример типовых заданий третьей части билета

1. По представленной карте атласа перечислить все способы картографического изображения.
2. Распознать картографическую проекцию по представленным картам из атласа.
3. Перевести численный масштаб в именованнный.
4. Рассчитать чему равен масштаб на местности если известно измеренное расстояние на карте.
5. Используя географический атлас перечислите элементы карты
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Берлянт Картография: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Кусов Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Лагутин, Р. И. Райкин Дистанционное зондирование Земли из космоса: учеб. пособие Барнаул : [АЗБУКА], 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СКАНЭКС, GeoMixer kosmosnimki.ru
Э2 GIS-Lab gis-lab.info
Э3 Курс в Moodle «Картография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Картография»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Картография» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Картография» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Картография» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Картография» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Картография»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Картография», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.