МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Адаптация в спорте. Возрастные, половые и индивидуальные особенности адаптации к мышечной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физического воспитания
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПсихолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_Педагогическое образование_ППСФОиСД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н, Доцент, Карпенко Елена Анатольевна

Рецензент(ы):
к.фил.н, Доцент, Романова Елена Вениаминовна

Рабочая программа дисциплины
Адаптация в спорте. Возрастные, половые и индивидуальные особенности адаптации к мышечной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Романова Елена Вениаминовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Романова Елена Вениаминовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- содействовать развитию профессиональной компетентности магистрантов, овладению ими основами психофизиологии адаптационных процессов при мышечной деятельности;
- овладение системой научно-практических знаний, необходимых для понимания особенностей протекания психофизиологических процессов с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей адаптации к мышечной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ОПК-8.1 Знает основы проектирования педагогической деятельности в области физической культуры и спорта
ОПК-8.2 Умеет анализировать и обобщать научную информацию, результаты международных и отечественных исследованийв области физической культуры и спорта, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании
ОПК-8.3 Владеет навыками проектирования педагогической деятельности с учетом специальных знаний в области физической культуры и спорта
ПК-2Способен использовать современные инновационные психолого-педагогические подходы в сопровождении спортсменов разных возрастных групп
ПК-2.1 Знает теоретические основы психолого-педагогического сопровождения спортсменов разных возрастных групп, находящихся на различных этапах спортивной деятельности
ПК-2.2 Умеет выбирать, критически осмысливать современные инновационные психолого педагогические подходы в сопровождении спортсменов разных возрастных групп, находящихся на различных этапах спортивной деятельности
ПК-2.3 Умеет применять современные инновационные психолого педагогические подходы в конкретной ситуации педагогического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-8.1. Знает основы проектирования педагогической деятельности в области физической культуры и спорта.
ПК-2.1. Знает теоретические основы психолого-педагогического сопровождения спортсменов разных возрастных групп, находящихся на различных этапах спортивной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-8.2. Умеет анализировать и обобщать научную информацию, результаты международных и отечественных исследованийв области физической культуры и спорта, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании.
ПК-2.2. Умеет выбирать, критически осмысливать современные инновационные психолого-педагогические подходы в сопровождении спортсменов разных возрастных групп, находящихся на различных этапах спортивной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-8.3. Владеет навыками проектирования педагогической деятельности с учетом специальных знаний в области физической культуры и спорта.
ПК-2.3. Умеет применять современные инновационные психолого-педагогические подходы в конкретной

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация в спорте. Отдельные аспекты
1.1. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Срочная и долговременная адаптация. Тренировочные эффекты Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История развития физиологии спорта Сам. работа 2 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Учение П.К.Анохина о функциональных системах организма Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности в период адаптации Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности адаптации к мышечной деятельности
2.1. Индивидуально-типологические особенности адаптации к мышечной деятельности. Психофизиологическая адаптация Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Психофизические механизмы адаптации Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Адаптация в условиях спортивной деятельности Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Физиологическая характеристика утомления и восстановительных процессов Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11226

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. На какой фазе восстановительного периода происходят морфофункциональные изменения, повышающие уровень адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам:
а) фаза быстрого восстановления;
б) фаза замедленного восстановления;
в) фаза сверхвосстановления;
г) фаза длительного восстановления.
Ответ "в"

2. В основе срочной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "а"

3. Срочная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется:
а) максимальной мобилизацией функциональных резервов организма;
б) совершенством регуляторных механизмов;
в) высокой эффективностью и согласованностью в деятельности физиологических систем организма;
г) рациональным использованием и быстрым восполнением энергетических ресурсов.
Ответ "а"

4. Долговременная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется:
а) максимальной мобилизацией функциональных резервов организма при выполнении любых физических нагрузок;
б) высокой эффективностью и согласованностью в деятельности физиологических систем организма.
Ответ "б"

5. В основе долговременной адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "б"

6. Пластические резервы организма определяются:
а) запасом структурных белков;
б) запасом структурных и иммунных белков;
в) степенью гипертрофии органов и тканей;
г) запасом структурных белков и степенью гипертрофии органов и тканей;
д) запасом структурных и иммунных белков, степенью гипертрофии органов и тканей.
Ответ "г"

7. Функциональные резервы организма определяются:
а) диапазоном изменения функций при мышечной деятельности;
б) степенью утомления, развивающегося при выполнении мышечной деятельности;
в) степенью соответствия вегетативных сдвигов интенсивности мышечной деятельности.
Ответ "а"

8. Психические резервы организма определяются:
а) совершенством нервно-гуморальной регуляции функций, скоростью обработки информации в ЦНС, способностью к экстраполяции;
б) совершенством нервно-гуморальной регуляции функций, скоростью обработки информации в ЦНС, временем работы нервных
центров без развития запредельного торможения;
в) совершенством нервно-гуморальной регуляции функций, скоростью обработки информации в ЦНС, временем работы нервных центров без развития запаздывающего торможения, способностью к экстраполяции.
Ответ "б"

9. К повышению физиологических резервов организма приводят:
а) срочные приспособительные изменения;
б) долговременные приспособительные изменения.
Ответ "б"

10. В процессе тренировки или соревновательной деятельности обычно используется:
а) 20 – 45% физиологических резервов организма;
б) 30 – 65% физиологических резервов организма;
в) 50 – 80% физиологических резервов организма;
г) 70 – 100% физиологических резервов организма.
Ответ "б"

11. В состоянии дизадаптации не отмечается:
а) рост ряда функциональных показателей в состоянии покоя и нарушение вегетативных реакций на физическую нагрузку;
б) снижение физической работоспособности; в) эмоциональная неустойчивость;
г) нарушение сна;
д) потеря аппетита и веса;
е) экономизация энерготрат при мышечной деятельности;
ж) снижение иммунитета.
Ответ "е"

12. Реадаптацией называют:
а) восстановление приспособительных возможностей спортсмена при возобновлении спортивной тренировки после длительного перерыва;
б) возвращение к некоторым исходным свойствам и качествам организма после длительного перерыва или прекращения спортивной тренировки.
Ответ "б"

13. Цена адаптации к физическим нагрузкам может проявляться:
а) в «изнашивании» физиологических систем, которые несут основную нагрузку при адаптации к мышечной деятельности;
б) в нарушении функционирования органов и систем, непосредственно не связанных с выполнением мышечной деятельности;
в) как в «изнашивании» физиологических систем, которые несут основную нагрузку при адаптации к мышечной деятельности, так и в нарушении функционирования органов и систем, непосредственно не связанных с ее выполнением;
г) в повышении физиологических резервов организма.
Ответ "в"

14. Тренированностью называют:
а) состояние, возникающее в результате изменения структур и функций организма спортсмена под влиянием систематической спортивной тренировки;
б) уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенством механизмов регуляции, высокими физииологическими резервами и готовностью к их мобилизации, что обеспечивает высокую работоспособность при выполнении физических нагрузок, особенно специфических.
Ответ "б"

15. Тренировочным эффектом называют:
а) совокупность морфологических, биохимических и функциональных изменений в органах и системах, перестроек нервной и гуморальной регуляции функций, под влиянием систематической спортивной тренировки;
б) совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к условиям окружающей среды, и направленных на сохранение его гомеостаза;
в) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок.
Ответ "а"

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, и направленных на сохранение гомеостаза – это…. (адаптация)
2. Основу генотипической адаптации составляют….(врожденные механизмы адаптации)
3. Основу фенотипической адаптации составляют…. (механизмы адаптации, приобретенные в процессе индивидуального развития)
4. Общим механизмом адаптации к мышечной деятельности является…. (усиление обмена веществ)
5. На какой фазе восстановительного периода происходят морфофункциональные изменения, повышающие уровень адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам…. (фаза сверх восстановления)
Морфофункциональные перестройки, расширяющие приспособительные возможности организма, происходят в… (восстановительном периоде)
6. Основу роста тренированности спортсмена составляют приспособительные изменения… (долговременного характера)
7. Способность организма и его систем значительно повышать интенсивность своей деятельности по сравнению с уровнем покоя – это…(физиологические резервы организма)
8. В основе расширения физиологических резервов организма лежит совершенствование… (общих механизмов адаптации)
9. К повышению физиологических резервов организма приводят… (долговременные приспособительные изменения)
10. Перенапряжение механизмов адаптации приводит к… (дизадаптации)
11. При длительном перерыве или прекращении систематических занятий спортом происходит…. (реадаптация)
12. Форсирование тренировочного процесса приводит к… (дизадаптации)
13. Возвращение к некоторым исходным свойствам и качествам организма после длительного перерыва или прекращения спортивной тренировки – это ….(реадаптация)
14. Уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенством механизмов регуляции, высокими физииологическими резервами и готовностью к их мобилизации, что обеспечивает высокую работоспособность при выполнении физических нагрузок, особенно специфических – это… (тренированность)
15. Нагрузка минимальной величины, выводящую организм на сверх восстановление – это… (пороговая нагрузка)
16. Способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности – это… (выносливость)
17. Общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражение – это … (стресс)
18. Пониженная двигательная активность – это… (гиподинамия)
19. Как называется адаптация, возникающая на базе вновь сформированных программ регулирования… (долговременная)
20. Иммунные резервы организма определяются… (запасом иммунных белков)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен использовать современные инновационные психолого-педагогические подходы в сопровождении спортсменов разных возрастных групп

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Эффективное приспособление спортсмена к специфическим тренировочным нагрузкам является проявлением:
а) генотипической адаптации;
б) фенотипической адаптации
Ответ "б"

2. Общими механизмами адаптации к мышечной деятельности называют:
а) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении любых физических нагрузок;
б) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок определенной величины и направленности.
Ответ "а"

3. Общим механизмом адаптации к мышечной деятельности является:
а) развитие выраженной брадикардии;
б) усиление обмена веществ;
в) развитие миофибриллярной гипертрофии мышц; г) расширение поля зрения;
д) повышение вестибулярной устойчивости.
Ответ "б"

4. Специфическими механизмами адаптации к мышечной деятельности называют:
а) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок любой величины и направленности;
б) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок определенной величины и направленности.
Ответ "б"

5. На какой фазе восстановительного периода происходят морфофункциональные изменения, повышающие уровень адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам:
а) фаза быстрого восстановления;
б) фаза замедленного восстановления;
в) фаза сверхвосстановления;
г) фаза длительного восстановления.
Ответ "в"

6. В основе срочной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "а"

7. В основе долговременной адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "б"

8. Морфофункциональные перестройки, расширяющие приспособительные возможности организма, происходят в:
а) рабочем периоде;
б) восстановительном периоде.
Ответ "б"

9. Основу роста тренированности спортсмена составляют приспособительные изменения:
а) кратковременного характера;
б) долговременного характера.
Ответ "б"

10. Приспособительные возможности спортсмена ограничиваются:
а) функциональными возможностями системы дыхания и системы кровообращения;
б) функциональными возможностями системы дыхания и регуляторных систем;
в) функциональными возможностями системы кровообращения и регуляторных систем.
Ответ "в"

11. Физиологическими резервами организма называют:
а) способность организма эффективно выполнять мышечную деятельность, несмотря на развивающееся утомление;
б) способность организма и его систем значительно повышать интенсивность своей деятельности по сравнению с уровнем покоя.
Ответ "б"

12. Энергетические резервы организма определяются:
а) запасом энергетических веществ и скоростью их утилизации во время работы;
б) запасом энергетических веществ и скоростью их восстановления в периоды отдыха между нагрузками;
в) запасом энергетических веществ, скоростью их утилизации во время работы и скоростью восстановления в периоды отдыха между нагрузками;
г) запасом энергетических веществ, вкладом гликолитической и окислительной систем в энергообеспечение мышечной деятельности.
Ответ "в"

13. Пластические резервы организма определяются: а) запасом структурных белков;
б) запасом структурных и иммунных белков; в) степенью гипертрофии органов и тканей;
г) запасом структурных белков и степенью гипертрофии органов и тканей;
д) запасом структурных и иммунных белков, степенью гипертрофии органов и тканей.
Ответ "г"

14. Функциональные резервы организма определяются:
а) диапазоном изменения функций при мышечной деятельности;
б) степенью утомления, развивающегося при выполнении мышечной деятельности;
в) степенью соответствия вегетативных сдвигов интенсивности мышечной деятельности.
Ответ "а"

15. К повышению физиологических резервов организма приводят:
а) срочные приспособительные изменения;
б) долговременные приспособительные изменения.
Ответ "б"


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, и направленных на сохранение гомеостаза – это…. (адаптация)
2. Основу генотипической адаптации составляют….(врожденные механизмы адаптации)
3. Основу фенотипической адаптации составляют…. (механизмы адаптации, приобретенные в процессе индивидуального развития)
4. Общим механизмом адаптации к мышечной деятельности является…. (усиление обмена веществ)
5. На какой фазе восстановительного периода происходят морфофункциональные изменения, повышающие уровень адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам…. (фаза сверх восстановления)
Морфофункциональные перестройки, расширяющие приспособительные возможности организма, происходят в… (восстановительном периоде)
6. Основу роста тренированности спортсмена составляют приспособительные изменения… (долговременного характера)
7. Способность организма и его систем значительно повышать интенсивность своей деятельности по сравнению с уровнем покоя – это…(физиологические резервы организма)
8. В основе расширения физиологических резервов организма лежит совершенствование… (общих механизмов адаптации)
9. К повышению физиологических резервов организма приводят… (долговременные приспособительные изменения)
10. Перенапряжение механизмов адаптации приводит к… (дизадаптации)
11. При длительном перерыве или прекращении систематических занятий спортом происходит…. (реадаптация)
12. Форсирование тренировочного процесса приводит к… (дизадаптации)
13. Возвращение к некоторым исходным свойствам и качествам организма после длительного перерыва или прекращения спортивной тренировки – это ….(реадаптация)
14. Уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенством механизмов регуляции, высокими физииологическими резервами и готовностью к их мобилизации, что обеспечивает высокую работоспособность при выполнении физических нагрузок, особенно специфических – это… (тренированность)
15. Нагрузка минимальной величины, выводящую организм на сверх восстановление – это… (пороговая нагрузка)
16. Способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности – это… (выносливость)
17. Общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражение – это … (стресс)
18. Пониженная двигательная активность – это… (гиподинамия)
19. Как называется адаптация, возникающая на базе вновь сформированных программ регулирования… (долговременная)
20. Иммунные резервы организма определяются… (запасом иммунных белков)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11226 .
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 35.
При оценивании используется балльно-рейтинговая система.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания закрытой формы с одним равильным ответом

1. Эффективное приспособление спортсмена к специфическим тренировочным нагрузкам является проявлением:
а) генотипической адаптации;
б) фенотипической адаптации
Ответ "б"

2. Общими механизмами адаптации к мышечной деятельности называют:
а) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении любых физических нагрузок;
б) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок определенной величины и направленности.
Ответ "а"

3. Специфическими механизмами адаптации к мышечной деятельности называют:
а) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок любой величины и направленности;
б) изменения, возникающие в организме спортсмена при выполнении физических нагрузок определенной величины и направленности.
Ответ "б"

4. В основе срочной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "а"

5. Долговременная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется:
9. а) максимальной мобилизацией функциональных резервов организма при выполнении любых физических нагрузок;
б) высокой эффективностью и согласованностью в деятельности физиологических систем организма.
Ответ "б"

6. В основе долговременной адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам лежат:
а) перестройки регуляторных механизмов;
б) морфофункциональные перестройки в органах и системах.
Ответ "а"

7. Морфофункциональные перестройки, расширяющие приспособительные возможности организма, происходят в:
а) рабочем периоде;
б) восстановительном периоде.
Ответ "б"

8. Основу роста тренированности спортсмена составляют приспособительные изменения:
а) кратковременного характера;
б) долговременного характера.
Ответ "б"

9. Приспособительные возможности спортсмена ограничиваются:
а) функциональными возможностями системы дыхания и системы кровообращения;
б) функциональными возможностями системы дыхания и регуляторных систем;
в) функциональными возможностями системы кровообращения и регуляторных систем.
Ответ "в"

10. Физиологическими резервами организма называют:
а) способность организма эффективно выполнять мышечную деятельность, несмотря на развивающееся утомление;
б) способность организма и его систем значительно повышать интенсивность своей деятельности по сравнению с уровнем покоя.
Ответ "б"

11. Пластические резервы организма определяются:
а) запасом структурных белков;
б) запасом структурных и иммунных белков;
в) степенью гипертрофии органов и тканей;
г) запасом структурных белков и степенью гипертрофии органов и тканей;
д) запасом структурных и иммунных белков, степенью гипертрофии органов и тканей.
Ответ "г"

12. Функциональные резервы организма определяются:
а) диапазоном изменения функций при мышечной деятельности;
б) степенью утомления, развивающегося при выполнении мышечной деятельности;
в) степенью соответствия вегетативных сдвигов интенсивности мышечной деятельности.
Ответ "а"

13. Иммунные резервы организма определяются:
а) запасом иммунных белков;
б) степенью гипертрофии органов и тканей;
в) запасом иммунных белков и степенью гипертрофии органов и тканей.
Ответ "а"

14. К повышению физиологических резервов организма приводят:
а) срочные приспособительные изменения;
б) долговременные приспособительные изменения.
Ответ "б"

15. Цена адаптации к физическим нагрузкам может проявляться:
а) в «изнашивании» физиологических систем, которые несут основную нагрузку при адаптации к мышечной деятельности;
б) в нарушении функционирования органов и систем, непосредственно не связанных с выполнением мышечной деятельности;
в) как в «изнашивании» физиологических систем, которые несут основную нагрузку при адаптации к мышечной деятельности, так и в нарушении функционирования органов и систем, непосредственно не связанных с ее выполнением;
г) в повышении физиологических резервов организма.
Ответ "в"


Тестовые задания открытой формы (с кратким ответом).

1. Совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, и направленных на сохранение гомеостаза – это…. (адаптация)
2. Основу генотипической адаптации составляют….(врожденные механизмы адаптации)
3. Основу фенотипической адаптации составляют…. (механизмы адаптации, приобретенные в процессе индивидуального развития)
4. Общим механизмом адаптации к мышечной деятельности является…. (усиление обмена веществ)
5. На какой фазе восстановительного периода происходят морфофункциональные изменения, повышающие уровень адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам…. (фаза сверх восстановления)
Морфофункциональные перестройки, расширяющие приспособительные возможности организма, происходят в… (восстановительном периоде)
6. Основу роста тренированности спортсмена составляют приспособительные изменения… (долговременного характера)
7. Способность организма и его систем значительно повышать интенсивность своей деятельности по сравнению с уровнем покоя – это…(физиологические резервы организма)
8. В основе расширения физиологических резервов организма лежит совершенствование… (общих механизмов адаптации)
9. К повышению физиологических резервов организма приводят… (долговременные приспособительные изменения)
10. Перенапряжение механизмов адаптации приводит к… (дизадаптации)
11. При длительном перерыве или прекращении систематических занятий спортом происходит…. (реадаптация)
12. Форсирование тренировочного процесса приводит к… (дизадаптации)
13. Возвращение к некоторым исходным свойствам и качествам организма после длительного перерыва или прекращения спортивной тренировки – это ….(реадаптация)
14. Уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенством механизмов регуляции, высокими физииологическими резервами и готовностью к их мобилизации, что обеспечивает высокую работоспособность при выполнении физических нагрузок, особенно специфических – это… (тренированность)
15. Нагрузка минимальной величины, выводящую организм на сверх восстановление – это… (пороговая нагрузка)
16. Способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности – это… (выносливость)
17. Общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражение – это … (стресс)
18. Пониженная двигательная активность – это… (гиподинамия)
19. Как называется адаптация, возникающая на базе вновь сформированных программ регулирования… (долговременная)
20. Иммунные резервы организма определяются… (запасом иммунных белков)







6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Капилевич Л.В. Физиология человека. Спорт: учебное пособие для вузов М.: Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Фомина Е. В. Спортивная психофизиология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Копосова Т.С. и др. Возрастная психофизиология: : учебное пособие Москва : ИД САФУ, 2015 www.lib.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хрусталькова Н.А Возрастная физиологии и психофизиология: ПЕнза: ПГТУ, 2011. e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Адаптация в спорте. Возрастные, половые и индивидуальные особенности адаптации к мышечной деятельности portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Электронный ресурс в системе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11226



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине (модулю) «Адаптация в спорте. Возрастные, половые и индивидуальные особенности адаптации к мышечной деятельности» реализуются в виде лекционных, практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Практические (семинарские) занятия формируют исследовательский подход к изучению учебного материала, формируют и развивают у обучающихся навыки самостоятельной работы, а также способность анализировать, сопоставлять и делать выводы. Практическое (семинарское) занятие - форма учебно-теоретических занятий, служащая дополнением к лекционному курсу.
Еще одним видом работы студента, выполняемым при изучении курса, является самостоятельная работа, которая предусматривает подготовку к выполнению практического задания, а также изучение основной и дополнительной литературы для подготовки к вопросам, рекомендуемым для самостоятельной работы.
Цель рекомендуемого перечня вопросов для самостоятельной работы - закрепить полученные знания по темам курса, сформировать умения и навыки по освоению вопросов, составляющих содержание онлайн-курса.
Для эффективной подготовки и успешного освоения онлайн-курса дисциплины (модуля) «Адаптация в спорте. Возрастные, половые и индивидуальные особенности адаптации к мышечной деятельности» обучающимся необходимо изучить лекционный материал (тексты лекций), пройти тест, по каждой теме состоящий из 5 вопросов.
Изучить учебные материалы, представленные в практических занятиях и выполнить три практических задания по разделу курса.
По окончанию освоения онлайн-курса выполнить тестовое задание (итоговый тест) состоящий из 10 вопросов.
Используйте учебную литературу по дисциплине (модулю) рекомендованную преподавателями, содержащуюся в электронной библиотечной системе (ЭБС) АлтГУ и интернет-ресурсах.