МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 120
самостоятельная работа 177
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 50 50 42 42 92 92
Сам. работа 48 48 129 129 177 177
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Канакова А.Е.

Рецензент(ы):
Ст.преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Евгений Сергеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Аничкин Евгений Сергеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Конституционное право" является формирование компетенций, закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-3 Способен разрабатывать нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере своей профессиональной деятельности
ПК-1 Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории.

ОПК-3.1. Знает основные принципы и подходы в разработке нормативных правовых актов и документов, правила юридической техники.

ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет самостоятельно составлять юридические документы и разрабатывать проекты нормативных (индивидуальных) правовых актов в сфере своей профессиональной деятельности.

ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Владеет навыками формирования мотивов профессионально-служебной деятельности, основываясь на патриотизме и ответственном отношении к выполнению профессионального долга.

ОПК-3.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков юридических текстов.

ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в конституционное право Российской Федерации.
1.1. Конституционное право в системе российского права. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Конституционное право в системе российского права. Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Конституционное право в системе российского права. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Конституция Российской Федерации и ее развитие Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Конституция Российской Федерации и ее развитие Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Конституция Российской Федерации и ее развитие Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Основы конституционного строя.
2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы конституционного строя Российской Федерации. Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы конституционного строя Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основы правового статуса личности.
3.1. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Практические 1 14 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.7. Система конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Лекции 1 0 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Система конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.9. Система конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Федеративное устройство России
4.1. Федеративное устройство России. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Федеративное устройство России. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Федеративное устройство России. Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Избирательное право.
5.1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Сам. работа 2 14 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
6.1. Президент Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Президент Российской Федерации. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.3. Президент Российской Федерации. Сам. работа 2 12 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.4. Федеральное Собрание Российской Федерации. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.5. Федеральное Собрание Российской Федерации. Практические 2 14 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.6. Федеральное Собрание Российской Федерации. Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.7. Правительство Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.8. Правительство Российской Федерации. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.9. Правительство Российской Федерации. Сам. работа 2 14 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.10. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.11. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.12. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации. Сам. работа 2 14 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.13. Конституционный Суд Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.14. Конституционный Суд Российской Федерации. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.15. Конституционный Суд Российской Федерации. Сам. работа 2 19 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.16. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.17. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.18. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сам. работа 2 20 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.19. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Лекции 2 0 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.20. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.21. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сам. работа 2 16 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4064

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком году была принята Конституция РСФСР?
- 1918 г.
- 1924 г.
- 1936 г.
- 1977 г.
Ответ: 1918 г.

Вопрос 2. Как соотносятся наименования «Российская Федерация» и «Россия»?
- Они равнозначны
- Официальное наименование страны «Российская Федерация», «Россия» - это просторечие
- В письменных официальных документах разрешено использовать только «Российская Федерация», но в устной речи официальных лиц допустимо использование наименования «Россия»
- Официальное наименование страны «Российская Федерация», наименование «Россия» было создано для простоты использования на международной арене
Ответ: Они равнозначны

Вопрос 3. Какой вид субъектов существует в Российской Федерации?
- Автономная область
- Город автономного значения
- Автономный край
- Автономная республика
Ответ: Автономная область

Вопрос 4. В чьем ведении находятся общие вопросы воспитания?
- В исключительном ведении Российской Федерации
- В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- В исключительном ведении субъектов Российской Федерации
- Данный вопрос находится вне правового поля
Ответ: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Вопрос 5. При участии в межгосударственных объединениях Российская Федерация обязана:
- Передает им часть своих полномочий
- Передает часть своего суверенитета
- Образовать внутри объединений государственные органы Российской Федерации
- Участие в данных объединениях не влечет никаких последствий, кроме принципиального согласия участвовать в обсуждениях международных вопросов
Ответ: Передает им часть своих полномочий
Вопрос 6. Президент Российской Федерации является:
- Главой государства
- Главой исполнительной ветви власти
- Возглавляет все три ветви власти
- Главой Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Ответ: Главой государства

Вопрос 7. Какое право, согласно Конституции РСФСР 1937 года, НЕ предоставлялось гражданам?
- Право на образование
- Право на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности
- Право на отдых
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
Ответ: Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

Вопрос 8. Какая обязанность, согласно Конституции РСФСР 1937 года, НЕ была конституционно закреплена?
- Соблюдать Конституцию и исполнять законы
- Блюсти дисциплину труда
- Уважать правила социального общества
- Честно относиться к общественному долгу
Ответ: Уважать правила социального общества

Вопрос 9. Согласно Конституции РСФСР 1978 года, экономическая система основывалась на принципе:
- построения капиталистического общества
- смешанного типа регулирования экономическими процессами
- административного контроля за частной собственностью на производственные и трудовые ресурсы
- государственного планирования экономики
Ответ: государственного планирования экономики

Вопрос 10.
Какая формулировка содержалась в первоначальной редакции ст. 2 Конституции РСФСР 1978 года?
- Вся власть принадлежит народу РСФСР, который осуществляет ее непосредственно
- Вся власть принадлежит многонациональному народу РСФСР, осуществляющему власть через Советы
- Вся власть принадлежит многонациональному народу РСФСР, осуществляющему власть через Советы и непосредственно
- Вся власть принадлежит народу РСФСР, который осуществляет ее через Советы
Ответ: Вся власть принадлежит народу РСФСР, который осуществляет ее через Советы

Вопрос 11. Каким принципом в Конституции РСФСР 1978 года был заменён принцип демократического централизма в 1992 году?
- разделения властей
- суверенитета народа
- государственного суверенитета
- верховенства конституции
Ответ: разделения властей

Вопрос 12. В какой Конституции РСФСР впервые была закреплена глава «Суд и прокуратура»?
- 1937 г.
- 1918 г.
- 1925 г.
- 1978 г.
Ответ: 1937 г.

Вопрос 13. В какой Конституции РСФСР впервые было закреплено право выхода из состава СССР?
- 1937 г.
- 1978 г.
- 1925 г.
- такое право не было закреплено
Ответ: 1937 г.

Вопрос 14. Какая Конституция РСФСР впервые закрепила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании?
- 1918 г.
- 1937 г.
- 1925 г.
- 1978 г.
Ответ: 1937 г.

Вопрос 15. Какая Конституция РСФСР в прямой форме закрепила, что РСФСР является суверенным государством?
- 1918 г.
- 1937 г.
- 1978 г.
- 1925 г.
Ответ: 1978 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как в дореволюционный и советский периоды называлась отрасль права, именуемая на современном этапе «Конституционное право»?
Ответ: Государственное право

Вопрос 2. Укажите полную дату принятия Конструкции РФ 1993 г.?
Ответ: 12 декабря 1993 года

Вопрос 3. Каким конституционным принципом необходимо руководствоваться в случае противоречия интересов государства и человека?
Ответ: Приоритет прав и свобод человека

Вопрос 4. Каким актом необходимо руководствоваться в случае противоречия Конституции РФ и международного договора в его истолковании?
Ответ: Конституцией РФ

Вопрос 5. Какое правило, согласно ст. 15 Конституции РФ, должно осуществить лицо в отношении неопубликованного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина?
Ответ: Не применять данный акт

Вопрос 6. Какой правило нормативно установлено в отношении характера взаимодействия государства и общественных объединений?
Ответ: Они не вмешиваются в деятельность друг друга, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом


Вопрос 7. На основе какого принципа, согласно Конституции РФ, осуществляется государственная власть в России?
Ответ: Разделения на исполнительную, законодательную и судебную власть

Вопрос 8. В каких территориальных масштабах Конституция Российской Федерации обладает верховенством?
Ответ: Конституция Российской Федерации обладает верховенством на всей территории Российской Федерации
Вопрос 9. Какие сферы жизнедеятельности должна охватывать система идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки, чтобы можно было говорить о данной системе как об идеологии?
Ответ: социальную, эстетическую, правовую, философскую, нравственную, политическую, религиозную

Вопрос 10. При наличие какого условия можно ликвидировать политическую партию, которая не приняла участие в выборах?
Ответ: Политическая партия должна не принимать участие в выборах в течение семи лет подряд

Вопрос 11. На каком уровне публичной власти могут создаваться политические партии?
Ответ: Федеральном уровне

Вопрос 12. Какой способ воздействия используется в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, закрепляющей то, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию?
Ответ: Дозволение

Вопрос 13. К какой форме демократии относится голосование по отзыву выборных лиц?
Ответ: Непосредственной демократии

Вопрос 14. По какому критерию различается предвыборная агитация и информирование?
Ответ: По специальной цели
Вопрос 15. В рамках какой демократической процедуры и когда был учрежден пост президента в России?
Ответ: Пост президента был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 года

Вопрос 16. С какого момента вновь избранный Президент РФ приступает к исполнению полномочий?
Ответ: С момента принесения им присяги народу

Вопрос 17. Кто принимает решение о наличии в действиях Президента РФ признаков совершения государственной измены или иного тяжкого преступления?
Ответ: Верховный Суд РФ

Вопрос 18. Кто принимает решение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления?
Ответ: Конституционный Суд РФ

Вопрос 19. Кто принимает решение об отрешении Президента РФ от должности?
Ответ: Совет Федерации

Вопрос 20. Кто имеет право исполнять обязанности Президента РФ вместо самого Президента РФ?
Ответ: Председатель Правительства РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен разрабатывать нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В Российской Федерации могут издаваться законы, которые…
… изменяют содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина
… отменяют права и свободы человека и гражданина
… умаляют права и свободы человека и гражданина
… ограничивают права и свободы человека и гражданина
Ответ: … ограничивают права и свободы человека и гражданина

Вопрос 2. Какое правовое положение можно внести в Основной закон Республики Алтай, но нельзя включить в Основной закон Алтайского края?
- Об установлении дополнительных государственных языков
- Об административно-территориальном устройстве субъекта РФ
- О государственной символике
- О социально-культурном развитии
Ответ: Об установлении дополнительных государственных языков

Вопрос 3. Какому субъекту, согласно ст. 104 Конституции РФ, не предоставлено право законодательной инициативы?
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Исполнительные органы субъектов Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации
Ответ: Исполнительные органы субъектов Российской Федерации

Вопрос 4. Определите, к какому элементу правового акта относятся такие положения как заголовок, дата принятия и номер акта.
- Реквизиты
- Преамбула
- Приложение
- Общие положения
Ответ: Реквизиты

Вопрос 5. В каком из перечисленных случаев Конституционный Суд Российской Федерации должен принять решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению?
- разрешение вопроса, поставленного в обращении, касается положения нормативного правового акта, принятого более пяти лет назад;
- обращение исходит от иностранного гражданина;
- по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу;
- акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, однако продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Ответ: по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу

Вопрос 6. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти, принятого до вступления в силу Конституции Российской Федерации. В каких пределах будет осуществляться данная проверка?
- по содержанию норм;
- по форме нормативного акта или договора;
- по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
- с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
Ответ: по содержанию норм

Вопрос 7. Органы государственной власти обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о рассмотрении спора о компетенции. Какие пределы проверки не будут учитываться Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении данного спора?
- по разделению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.
- по разграничению компетенции между федеральными органами государственной власти
- по разграничению предметов ведения и полномочий
- по содержанию
Ответ: по содержанию

Вопрос 8. По характеру предписания конституционно-правовые нормы делятся на:
- Постоянные, временные
- Управомочивающие, обязывающие, запрещающие
- Материальные, процессуальные
- Императивные, диспозитивные
Ответ: Управомочивающие, обязывающие, запрещающие

Вопрос 9. Какая глава Конституции РФ 1993 года обладает большей юридической силой, чем остальные?
- Основы конституционного строя
- Права и свободы человека и гражданина
- Президент Российской Федерации
- Все главы Конституции РФ 1993 года имеют одинаковую юридическую силу
Ответ: Основы конституционного строя

Вопрос 10. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы делятся на:
- Управомочивающие, обязывающие, запрещающие
- Императивные, диспозитивные
- Материальные, процессуальные
- Постоянные, временные
Ответ: Императивные, диспозитивные

Вопрос 11. Какое из нижеперечисленных положений НЕ относится к основам конституционного строя Российской Федерации?
- Разделение властей
- Идеологическое и политическое многообразие
- Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
- Неприкосновенность суверенитета субъектов Российской Федерации
Ответ: Неприкосновенность суверенитета субъектов Российской Федерации

Вопрос 12. Законодательную ветвь власти на уровне Алтайского края реализует:
- Алтайское краевое Законодательное Собрание
- Правительство Алтайского края
- Администрация Алтайского края
- Губернатор Алтайского края
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 13. Какой нормативный акт является Основным законом Алтайского края?
- Конституция Алтайского края
- Устав Алтайского края
- Хартия Алтайского края
- Декларация Алтайского края
Ответ: Устав Алтайского края
Вопрос 14. Пересмотр Конституции РФ означает…
- Изменение сущностных характеристик Конституции РФ, принятие новой Конституции
- Любое изменение гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав
- Изменение ст. 65 Конституции РФ
- Проверку положений Конституции РФ Конституционным Судом РФ
Ответ: Изменение сущностных характеристик Конституции РФ, принятие новой Конституции

Вопрос 15. Под поправкой в Конституцию РФ понимается…
- Изменение сущностных характеристик Конституции РФ, принятие новой Конституции
- Любое изменение гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав
- Изменение ст. 65 Конституции РФ
- Проверка положений Конституции РФ Конституционным Судом РФ
Ответ: Любое изменение гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется принцип разработки нормативных правовых актов, согласно которому нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, её законам и иным актам более высокой юридической силы?
Ответ: Законности

Вопрос 2. Как называется часть нормативного правового акта, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного нормативного правового акта (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе его применения?
Ответ: Преамбула

Вопрос 3. Конституция РФ предусматривает, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в том же порядке, который предусмотрен для принятия иного нормативного правового акта. Порядок принятия какого нормативного правового акта Конституция РФ указывает как основу для внесения изменений в главы с 3 по 8 Конституции РФ?
Ответ: Федерального конституционного закона

Вопрос 4. При внесении изменений в какие главы Конституции РФ реализуется процедура Пересмотра Конституции РФ?
Ответ: 1, 2, 9

Вопрос 5. Какие законы не должны издаваться в Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации?
Ответ: Отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина

Вопрос 6. Какими категориями, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием?
Ответ: Права и свободы человека и гражданина

Вопрос 7. Президент РФ внес предложение о пересмотре Конституции РФ, в частности, главы 2 Конституции РФ. После того, как данное предложение было поддержано палатами Федерального Собрания РФ, необходимо созвать Конституционное Собрание, однако акт, регулирующий порядок созыва Конституционного Собрания, отсутствует. Какой нормативный правовой акт необходимо принять для регулирования порядка созыва Конституционного Собрания?
Ответ: Федеральный конституционный закон

Вопрос 8. На уровне Алтайского края было принято решение об изменении наименования субъекта РФ. Однако в ч. 2 ст. 137 Конституции РФ не указан вид акта, которым данное изменение вносится. Назовите нормативный правовой акт, которым вносятся изменения наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ?
Ответ: Указ Президента РФ

Вопрос 9. Алтайское краевое Законодательное Собрание внесло предложение об изменении ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, обосновывая необходимость исключения из конституционного текста положений о необходимости согласия Российской Федерации на смену статуса субъекта РФ. Какой акт необходимо принять для внесения изменений в ст. 66 Конституции РФ, в случае если данное предложение будет принято и одобрено?
Ответ: Закон о поправке к Конституции РФ

Вопрос 10. Обращение какого вида необходимо составить, если в тексте обращения содержится рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества?
Ответ: Предложение

Вопрос 11. Обращение какого вида необходимо составить, если в тексте обращения содержится просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц?
Ответ: Жалоба

Вопрос 12. Обращение какого вида необходимо составить, если в тексте обращения содержится просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц?
Ответ: Заявление

Вопрос 13. Правительство Российской Федерации инициирует изменение действующих нормативных правовых актов, обосновывая необходимость ограничения выезда за границу лиц, имеющих налоговую задолженность свыше 10 тыс. рублей. Проект какого нормативного правового акта необходимо разработать Правительству РФ?
Ответ: Федерального закона

Вопрос 14. В ходе расследования уголовного дела обозначилась необходимость осуществить ограничение права на тайну переписки и телефонных переговоров лица, подозреваемого в совершении преступления. Какой акт необходимо принять в данном случае?
Ответ: Судебное решение

Вопрос 15. В Конституционный Суд Российской Федерации поступило обращение гражданина С. с просьбой пересмотреть уголовное дело, в рамках которого его обвинили в убийстве гражданки И. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомил заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. По какому критерию не соответствовало требованиям?
Ответ: Подведомственность

Вопрос 16. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации, однако Конституционный Суд Российской Федерации счел, в соответствии со ст. 85 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный запрос недопустимым. Определите, по вопросам какого ведения был принят закон субъекта РФ, если проверка конституционности данного акта является недопустимой?
Ответ: Исключительное ведение субъектов Российской Федерации

Вопрос 17. Восполните пробел ст. 79 Конституции Российской Федерации:
«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их …, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Ответ: Истолковании

Вопрос 18. Поправками к Конституции Российской Федерации 2020 г. члены Совета Федерации были переименованы в сенаторов Совета Федерации. Однако, в силу невозможности внесения изменений в гл. 9 Конституции Российской Федерации, в указанной главе осталось прежнее наименование «члены Совета Федерации». Какое требование в отношении закрепляемой терминологии было нарушено?
Ответ: Единообразия

Вопрос 19. Кто вправе давать официальное толкование Конституции РФ?
Ответ: Конституционный Суд РФ

Вопрос 20. В какие главы Конституции Российской Федерации может вносить изменения Федеральное Собрание РФ?
Ответ: В главы с 3 по 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Выберите правильный порядок расположения актов по юридической силе в порядке убывания.
- Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
- Постановления Правительства РФ; указы Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
- Постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ
- Нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ
Ответ: Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания

Вопрос 2. Какой структурный элемент конституционно-правовой нормы содержится в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
- Гипотеза
- Диспозиция
- Санкция
- Обязанность
Ответ: Диспозиция

Вопрос 3. Какие структурные элементы конституционно-правовой нормы содержатся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»
- Гипотеза, диспозиция, санкция
- Гипотеза, диспозиция
- Гипотеза
- Диспозиция
Ответ: Гипотеза, диспозиция

Вопрос 4. Кто осуществляет помилование?
- Президент РФ
- Государственная Дума
- Совет Федерации
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Ответ: Президент РФ

Вопрос 5. Кто принимает решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке?
- Президент РФ
- Министерство иностранных дел
- Министерство внутренних дел
- Федеральная служба безопасности
Ответ: Президент РФ

Вопрос 6. Права и свободы не могут быть ограничены федеральным законом в целях:
- защиты нравственности
- защиты основ конституционного строя
- разрешения спора о компетенции
- защиты прав и свобод других лиц
Ответ: разрешения спора о компетенции

Вопрос 7. Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина?
- Правительство РФ
- Генеральный прокурор РФ
- Конституционный Суд РФ
- Президент РФ
Ответ: Президент РФ

Вопрос 8. Под умалением прав и свобод понимается:
- Незаконное ограничение прав и свобод
- Законное ограничение прав и свобод, то есть уменьшение их объема
- Упразднение прав и свобод
- Передача их регулирования на нижестоящий уровень публичной власти
Ответ: Незаконное ограничение прав и свобод

Вопрос 9. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы принадлежат каждому:
- От рождения
- По достижении 18 лет
- После получения гражданства РФ
- С момента зачатия
Ответ: От рождения

Вопрос 10. Федеральный конституционный закон считается принятым, если…
… он был одобрен большинством не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации
… он был одобрен не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы
… если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы
… если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение четырнадцати дней не был отклонен Президентом Российской Федерации
Ответ: … если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы

Вопрос 11. Кто вносит Президенту РФ предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти?
- Председатель Правительства РФ
- Председатель Государственной Думы
- Председатель Совета Федерации
- Председатель Конституционного Суда РФ
Ответ: Председатель Правительства РФ

Вопрос 12. К обязательным органам местного самоуправления не относится:
- Представительный орган муниципального образования
- Глава муниципального образования
- Местная администрация
- Контрольно-счетный орган муниципального образования
Ответ: Контрольно-счетный орган муниципального образования

Вопрос 13. Какой вид решения примет Конституционный Суд Российской Федерации в случае обращения соответствующего субъекта с запросом по вопросу соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления?
- Постановление
- Определение
- Заключение
- Толкование
Ответ: Заключение

Вопрос 14. Неконституционный акт – это…
- Акт, закрепленный не в Конституции
- Акт, противоречащий Конституции
- Акт, непротиворечащий Конституции
- Акт, не подтвержденный Конституционным судом
Ответ: Акт, противоречащий Конституции

Вопрос 15. Для того, чтобы преодолеть вето Президента РФ и принять федеральный закон в первоначальной редакции, необходимо повторно принять его:
- Простым большинством голосов депутатов Государственной Думы и простым большинством голосов членов Совета Федерации
- Простым большинством голосов депутатов Государственной Думы и квалифицированным большинством голосов членов Совета Федерации
- Квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной Думы и простым большинством голосов членов Совета Федерации
- Квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной Думы и квалифицированным большинством голосов членов Совета Федерации
Ответ: Квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной Думы и квалифицированным большинством голосов членов Совета Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите юридическое свойство Конституции РФ, согласно которому Конституция РФ обладает приоритетом над всеми правовыми актами, действующими на территории РФ.
Ответ: Высшая юридическая сила

Вопрос 2. Какой документ обязательно должен быть приложен к законопроекту о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета?
Ответ: Заключение Правительства Российской Федерации

Вопрос 3. По каким вопросам, согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ, принимаются Федеральные конституционные законы?
Ответ: Предусмотренным Конституцией Российской Федерации

Вопрос 4. Какие виды законов принимаются по предметам ведения Российской Федерации?
Ответ: Федеральные конституционные законы и федеральные законы

Вопрос 5. Какие акты принимает Президент Российской Федерации?
Ответ: Указы, распоряжения

Вопрос 6. По вопросам, предусмотренным ст. 72 Конституции РФ, был принят Федеральный закон и закон субъекта Российской Федерации, однако в текстах данных актах обнаружились противоречия. Какой акт будет обладать более высокой юридической силой и будет подлежать применению?
Ответ: Федеральный закон

Вопрос 7. По вопросам, предусмотренным ст. 73 Конституции РФ, был принят Федеральный закон и закон субъекта Российской Федерации, однако в текстах данных актах обнаружились противоречия. Какой акт будет обладать более высокой юридической силой и будет подлежать применению?
Ответ: Закон субъекта Российской Федерации

Вопрос 8. Правила какого акта будет подлежать применению, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом?
Ответ: Правила международного договора

Вопрос 9. Какое правило установлено Конституцией Российской Федерации в отношении решении межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации?
Ответ: Данные решения не подлежат исполнению в Российской Федерации

Вопрос 10. Данные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но вместе с этим на их основе принимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. О каких актах идет речь?
Ответ: Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Вопрос 11. Данный федеральный акт должен соответствовать Конституции РФ, в то время как все иные положения федеральных, региональных и местных правовых актов не должны ему противоречить. О каком правовом акте идет речь?
Ответ: Федеральный конституционный закон

Вопрос 12. Определите способ изложения правовой нормы, использованный в ч.1 ст.109 Конституции РФ: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации»?
Ответ: Отсылочный способ изложения

Вопрос 13. Определите способ изложения правовой нормы, использованный в ч.2 ст. 56 Конституции РФ: «Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом».
Ответ: Бланкетный способ изложения

Вопрос 14. Как называется принцип, учитываемый при написании нормы права, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами?
Ответ: Принцип единства прав и обязанностей

Вопрос 15. Определите функциональное назначение конституционной нормы: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46).
Ответ: Охранительное

Вопрос 16. Кто назначает выборы Президента РФ, если субъект, обязанный это сделать, не принял соответствующее решение?
Ответ: Центральная избирательная комиссия

Вопрос 17. Кто по общему правилу назначает выборы Президента РФ?
Ответ: Совет Федерации

Вопрос 18. Каким способом могут быть приняты уставы субъектов в составе Российской Федерации?
Ответ: Законодательным (представительным) органом государственной власти

Вопрос 19. В какой срок по общему правилу письменное обращение гражданина?
Ответ: 30 дней

Вопрос 20. Как законодательно в Российской Федерации регулируется вопрос об эвтаназии?
Ответ: Эвтаназия запрещена


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
По каким критериям можно разграничить представленные ниже категории?
Конституционное право как отрасль права
Конституционное право как наука
Конституционное право как учебная дисциплина
Вопрос 2.
Считаете ли вы решения Конституционного Суда РФ источниками конституционного права Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 3.
Как известно, многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер правового воздействия. Как вы считаете, в чем заключается причина такого подхода к наполнению конституционного права? Зачем в рамках конституционного права были введены такие нормы? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 4.
Объясните, почему, несмотря на часть ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, на первое месте в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе ставится Конституция РФ, а не международные нормы, принципы и международные договоры.
Вопрос 5.
Каковы были причины принятия Конституции РФ 1993 г.? Почему нельзя было внести соответствующие изменения в Конституцию РСФСР 1978 г.? Аргументируйте свой ответ. Причины можно объединить в группы: политические, правовые, социальные и т.д.
Вопрос 6.
Почему особый порядок изменения предусмотрен только для глав 1, 2 и 9 Конституции РФ? Считаете ли вы, что на данные главы нужно распространить тот же порядок изменения, который предусмотрен для глав с 3 по 8 Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 7.
Почему до сих пор не принят федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании? Выскажите свое аргументированное мнение.
Вопрос 8.
Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся Указом Президента РФ, когда конституционный текст не предоставляет Президенту РФ такого полномочия? Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ не вносятся в том же порядке, который предусмотрен для изменения глав с 3 по 8 Конституции РФ?
Вопрос 9.
Какой правовой смысл закладывается в категорию «высшая ценность», закрепленную в ст. 2 Конституции РФ? Продемонстрируйте данный смысл на конкретном примере.
Вопрос 10.
Как вы считаете, не нарушает ли систему сдержек и противовесов превалирующая роль Президента РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 11. Какой тип экономического устройства фактически существует в России? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 12.
Объясните, чем право на личную неприкосновенность отличается от права на неприкосновенность частной жизни?
Вопрос 13.
Как на пассивное и активное избирательное право гражданина РФ влияют следующие факты:
- Наличие двойного или множественного гражданства;
- Постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Вопрос 14.
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.
Вопрос 15.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В каких формах индивид может исполнить эту обязанность? Если он самостоятельно покрасит один из памятников, который нуждается в реставрации, то можно ли это считать исполнением данной обязанности? Аргументируйте свои ответы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Согласно ст. 136 Конституции РФ, изменения вносятся в главы с 3 по 8 Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако оформляются данные изменения Законом РФ о поправке к Конституции РФ. Объясните, почему Конституционный Суд РФ предпочел обозначить новый, не предусмотренный Конституцией РФ вид акта (закон РФ о поправке), а не указал на возможность внесения изменений посредством принятия федерального конституционного закона.
Вопрос 2.
Приведите три примера конституционно-правовых норм (из Конституции РФ 1993 г.), содержащих в своей структуре гипотезу и диспозицию, при этом четко выделяя, что конкретно является гипотезой, а что – диспозицией.
Вопрос 3.
Приведите три примера конституционно-правовых отношений, четко выделяя в них субъекты, объект и содержание.
Вопрос 4.
Выберите конституционно-правовые отношения и на их примере продемонстрируйте, какие юридические факты их породили, изменили и прекратили.
Вопрос 5.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности.
Вопрос 6.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос 7.
Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.
Вопрос 8.
Приведите пример того, в каких случаях право на неприкосновенность жилища может быть ограничено посредством судебного решения.
Вопрос 9.
Обучающийся в юридическом институте Алтайского государственного университета гражданин Китая Хуан Хан пришел на экзамен по дисциплине «Конституционное право» и заявил, что желает воспользоваться возможностью, предоставленной ему ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Ссылаясь на данную статью и подчеркивая то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, Хуан Хан высказал желание использовать родной язык в процессе обучения, то есть сдавать экзамен на китайском языке. Дайте правовую оценку данной ситуации.
Вопрос 10.
Придумайте ситуацию, в которой продемонстрируете проявление недобросовестной конкуренции, объяснив в чем именно проявляется недобросовестность.
Вопрос 11.
Приведите пример использования в рамках иной не запрещенной законом экономической деятельности:
- имущества;
- своих способностей.
Вопрос 15.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, только граждане РФ и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Означает ли это, что иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеет права купить частный дом на территории Российской Федерации? Либо данный человек сможет оформить право собственности на дом, но не сможет оформить право собственности на землю? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 16.
Гражданин РФ был отправлен в годичную рабочую командировку за границу. В течение этого года должны проводиться выборы Президента РФ. Каким образом данный гражданин может проголосовать за кандидата в Президенты РФ?
Вопрос 17.
Объясните на примере, как работает правило «закон обратной силы не имеет», закрепленное в ст. 57 Конституции РФ? Пример можно придумать.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. Конституционное право Российской Федерации: Конституционное право Российской Федерации Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неверов, А. Я Конституционное право : учебное пособие для вузов : Конституционное право : учебное пособие для вузов  Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/530581
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.