Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Бухгалтерский учет и аудит |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_v38_03_01_Экономика_БиА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 163 | 163 | 163 | 163 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой
1.1. | Основными целями учебной дисциплины являются: - раскрыть теоретические основы системы управления рисками и страхования как одного из методов риск-менеджмента в современной экономике; - ознакомиться с практическими подходами и методами в оценке рисков, их управлении и минимизации, в страховании, его направлениях и деятельности страховых компаний и иных субъектов риск-менеджмента и страхования; - определить возможные научно-исследовательские проблемы и темы в сфере риск-менеджмента и страхования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять обработку массивов экономических данных, анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов |
ПК-2 | Способен осуществлять консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам их функционирования на рынке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы построения системы управления рисками; - основные этапа процесса управления рисками; - основы осуществления страховой деятельности; - отличительные особенности отдельных видов страхования для минимизации социально-экономических последствий рисков. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - критически оценивать методы анализа, оценки и управления рисков конкретных объектов; - соотносить виды рисков и виды страхования для ликвидации возможных последствий; - проводить анализ эффективности страхования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками целостного подхода к анализу, оценке и управлению рисками; - навыками принятия управленческих решений в системе управления рисками и страховании, использования приемов познания для изучения и минимизации и рисков и формирования программы страхования; - навыками самостоятельной исследовательской работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы управления рисками | ||||||
1.1. | Риск как экономическая категория | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Риск как объект диагностики и оценки | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Методы выявления и анализа риска. Оценка степени риска. Методы управления риском | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Типология рисков | Сам. работа | 8 | 32 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Экономико-статистические методы анализа рисков | Практические | 8 | 3 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Основы анализа рисков работы с предприятиями-дебиторами | Сам. работа | 8 | 35 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Страхование | ||||||
2.1. | Страхование как часть системы управления рисками | Лекции | 8 | 3 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Основные отрасли и виды страхования | Практические | 8 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Организация страховой деятельности | Сам. работа | 8 | 51 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Экономические и финансовые основы страхования | Сам. работа | 8 | 45 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Эффективность управления рисками и страхования | ||||||
3.1. | Оценка эффективности управления рисками и страхования | Лекции | 8 | 6 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Построение системы управления рисками | Практические | 8 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Принятие управленческих решений в системе управления рисками и страховании | Практические | 8 | 6 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Итоговый контроль | Экзамен | 8 | 27 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Управление рисками и страхование_з.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Грищенко Н.Б. | Управление рисками и страхование: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Чернова Г.В. | СТРАХОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ : Учебник для бакалавров | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Балдин, К.В., Воробьев, В.С. | Риск - менеджмент: Учеб. пос. | М: Дашков и К,, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Е.А. Пасько | Страхование и управление рисками : Практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017). |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» | garant.ru | ||
Э5 | Центральный банк Российской Федерации (Банк России) раздел "Финансовые рынки" | www.cbr.ru | ||
Э6 | Всероссийский союз страховщиков (ВСС) | www.ins-union.ru | ||
Э7 | Агентство страховых новостей | www.asn-news.ru | ||
Э8 | Професcиональный страховой портал "Страхование сегодня" | www.insur-info.ru | ||
Э9 | Курс на Едином образовательном портале АГУ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 202 (филиал в г. Бийске) | кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |