МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками и страхование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильБухгалтерский учет и аудит
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_01_Экономика_БиА-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 163
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 163 163 163 163
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Препод., Позднякова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками и страхование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основными целями учебной дисциплины являются:
- раскрыть теоретические основы системы управления рисками и страхования как одного из методов риск-менеджмента в современной экономике;
- ознакомиться с практическими подходами и методами в оценке рисков, их управлении и минимизации, в страховании, его направлениях и деятельности страховых компаний и иных субъектов риск-менеджмента и страхования;
- определить возможные научно-исследовательские проблемы и темы в сфере риск-менеджмента и страхования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обработку массивов экономических данных, анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов
ПК-2 Способен осуществлять консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам их функционирования на рынке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы построения системы управления рисками;
- основные этапа процесса управления рисками;
- основы осуществления страховой деятельности;
- отличительные особенности отдельных видов страхования для минимизации социально-экономических последствий рисков.

3.2.Уметь:
3.2.1.- критически оценивать методы анализа, оценки и управления рисков конкретных объектов;
- соотносить виды рисков и виды страхования для ликвидации возможных последствий;
- проводить анализ эффективности страхования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками целостного подхода к анализу, оценке и управлению рисками;
- навыками принятия управленческих решений в системе управления рисками и страховании, использования приемов познания для изучения и минимизации и рисков и формирования программы страхования;
- навыками самостоятельной исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления рисками
1.1. Риск как экономическая категория Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Риск как объект диагностики и оценки Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Методы выявления и анализа риска. Оценка степени риска. Методы управления риском Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Типология рисков Сам. работа 8 32 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Экономико-статистические методы анализа рисков Практические 8 3 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Основы анализа рисков работы с предприятиями-дебиторами Сам. работа 8 35 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Страхование
2.1. Страхование как часть системы управления рисками Лекции 8 3 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Основные отрасли и виды страхования Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Организация страховой деятельности Сам. работа 8 51 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Экономические и финансовые основы страхования Сам. работа 8 45 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Эффективность управления рисками и страхования
3.1. Оценка эффективности управления рисками и страхования Лекции 8 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Построение системы управления рисками Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Принятие управленческих решений в системе управления рисками и страховании Практические 8 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Итоговый контроль Экзамен 8 27 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грищенко Н.Б. Управление рисками и страхование: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Чернова Г.В. СТРАХОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ : Учебник для бакалавров Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балдин, К.В., Воробьев, В.С. Риск - менеджмент: Учеб. пос. М: Дашков и К,, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Е.А. Пасько Страхование и управление рисками : Практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» garant.ru
Э5 Центральный банк Российской Федерации (Банк России) раздел "Финансовые рынки" www.cbr.ru
Э6 Всероссийский союз страховщиков (ВСС) www.ins-union.ru
Э7 Агентство страховых новостей www.asn-news.ru
Э8 Професcиональный страховой портал "Страхование сегодня" www.insur-info.ru
Э9 Курс на Едином образовательном портале АГУ
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.