МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и анализ социального развития территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка и анализ социального развития территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, позволяющих оценивать и анализировать социальное развитие различных территорий, разрабатывать решения для повышения качества жизни населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.02Способен собирать, систематизировать и анализировать результаты географических исследований об общественно-территориальных системах с использованием и созданием баз данных и аппарата экономической географии
ПК-1.02.1 Владеет навыками сбора, систематизации и анализа результатов географических исследований
ПК-1.02.2 Способен планировать и проводить полевые исследования, обрабатывать и анализировать собранные данные
ПК-1.02.3 Имеет навыки создания баз данных с помощью аппарата экономической географии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы картографирования, дистанционного зондирования и обработки пространственных данных
Знает основные направления использования теоретикометодического потенциала общественной географии для сбора и систематизации данных в рамках подготовки предпроектной документации
Знает теоретические основы проектирования и прогнозирования функционирования общественно-экономических территориальных структур
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать теоретические знания по геоинформационным технологиям для визуализации географических исследований и пространственного анализа территорий
Умеет проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня
Умеет применять аппарат общественной географии для прогнозирования и проектирования функционирования общественно-экономических территориальных структур
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет обрабатывать и представлять результаты научных исследований с использованием цифровых технологий
Умеет готовить геопространственные данные для их использования в проектно-изыскательной деятельности.
Имеет навыки проектирования и прогнозирования функционирования территориальных структур

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория и методология оценки социального развития территории
1.1. Социальное развитие территории как объект изучения географа Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Контент-анализ статей журналов и газет Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Методы изучения социального развития территорий Лекции 5 4 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Анкетирование как метод исследования Практические 5 6 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Социальное развитие территории России, Алтайского края Сам. работа 5 12 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Качество жизни населения как индикатор социального развития территорий
2.1. Понятие и компоненты качества жизни населения Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Сравнительная характеристика качества жизни в странах мира Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Анализ индекса развития человека в российских регионах Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Факторы, определяющие качество жизни населения Лекции 5 6 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Факторы, определяющие качество жизни населения Практические 5 4 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Социальное развитие городской и сельской местности Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Благоустройство жилищного фонда в городской и сельской местности Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Пространственный анализ социальных проблем Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Социальная несправедливость и территориальное развитие Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Проблемы и перспективы изменения качества жизни в различных социально-экономических системах Сам. работа 5 15 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальным развитием территорий
3.1. Социальная политика государства Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Социальное обеспечение в странах мира Практические 5 2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Социальная политика Алтайского края Сам. работа 5 12 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Объектом социальной географии является
a) социум
b) все население страны
c) территориальная общность людей
d) качество жизни населения

2. Идеи человеческой географии развивались в рамках
a) немецкой школы
b) французской школы
c) англо-саксонской школы
d) американской школы

3. Формальным годом рождения социальной географии, когда государственный коми-тет по науке и технике разделил экономическую и социальную географии является
a) 1926 г.
b) 1956 г.
c) 1976 г.
d) 1986 г.

4. В 1990 г. ПРООН опубликовала доклад, в котором впервые был представлен индекс
a) процветания
b) человеческого развития
c) счастья
d) гендерного неравенства.

5. Какой показатель не учитывается при вычислении ИРЧП?
a) Уровень ВВП
b) Уровень образования
c) Уровень долголетия
d) Степень комфортности климата

6. В какой стране отмечается самая высокая продолжительность жизни:
a) Грузия
b) Япония
c) Перу
d) Конго

7. Для какой страны характерен наиболее высокий уровень неграмотных
a) Таиланд
b) Индия
c) Пакистан
d) Чад

8. По числу голодающих среди регионов лидируют страны
a) Северной Африки
b) Южной Азии
c) Центральной Америки
d) Ближнего востока

9. По числу самоубийств на 1000 жителей лидирует
a) Норвегия
b) Саудовская Аравия
c) Япония
d) Бангладеш

10. Для какой модели социального обеспечения справедливо это высказывание: «Размеры страховых выплат, также как пособия и субсидии, как правило, невелики. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на осно-вании проверки нуждаемости»?
a) либеральная модель,
b) консервативная
c) социал-демократическая

11. Какая модель называется моделью Бисмарка?
a) либеральная модель,
b) консервативная
c) социал-демократическая

12. По какому показателю из многих, используемых при расчете Индекса гендерного неравенства (разрыва) (Gender Gap Index), гендерная дискриминация наибольшая?
A) Политика
B) Образование
C) Здоровье
D) Занятость
E) Экономика

13. В какой стране доля женщин в парламенте является наибольшей?
A) Руанда
B) Никарагуа
C) Финляндия
D) Индия
E) Эквадор

14. В случае значительного расслоения общества по уровню доходов какой способ расчета средней зарплаты наиболее точно показывает действительную ситуацию?
A) среднее арифметическое
B) медиана
C) мода
D) вариация (разброс)

15. Какой параметр (критерий) используется в качестве порогового значения относительной бедности?
A) показатель медианного дохода населения страны
B) собственная оценка своего уровня доходов
C) определенной количество долларов в день (установлено Всемирным банком для всех стран)
D) минимальный уровень доходов населения страны (установлено правительством страны)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
В чем заключается поведенческий подход в социально-географических исследованиях?
Скажите (перечислите тезисно) какие критерии выделения территориальной общности людей существуют?
Какая страна была первой, которая приняла закон об обязательном социальном страховании по старости?
Какой метод основан на непосредственном визуальном и слуховом восприятии процессов и явлений об изучаемом объекте? Он является прямой регистрацией событий исследователем? (наблюдение)
Для расчета Индекса человеческого развития (ИЧР) используют показатели "Валовой национальный доход на душу населения", "...." и "..."?
Для расчета Международного индекса счастья (Happy Planet Index) оценивается субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, неравенство и ...? Какой четвертый показатель?
Что является объектом изучения социальной географии?
Какие формы компенсации (конкретные льготы) существуют в России за тяжелые условия труда?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Становление и развитие социальной географии в мире и России;
2. Социальная география: определение, цели, задачи, объект, положение в системе наук
3. Территориальная организация общества и территориальная общность лю-дей: характеристика и особенности выделения
4. Методы исследования в социальной географии;
5. Качество и уровень жизни населения: понятия, особенности;
6. Качество жизни городского и сельского населения в развитых и развивающихся странах мира
7. Индексы качества и уровня жизни населения.
8. Природные условия как фактор, определяющий качество жизни;
9. Экономический фактор, определяющий качество жизни.
10. Проблема бедности в России и мире. Пороги бедности в странах мира.
11. Образование как фактор, определяющий качество жизни;
12. Здоровье как фактор качества жизни (дополнительно: медицинское страхование стран мира);
13. Питание как индикатор качества жизни населения
14. Гендер. Индексы гендерного развития
15. Социальная характеристика городов;
16. Социальная характеристика села;
17. Международная миграция населения;
18. Проблемы мигрантов, виды адаптаций;
19. Международные системы социального обеспечения населения
20. Социальное обеспечение и качество жизни пенсионеров
21. Социальное обеспечение в странах мира;
22. Сепаратизм и международные конфликты
23. Фактор безопасности, определяющий качество жизни населения (география преступно-сти, суициды)
24. География социальных проблем (алкоголизм, наркомания).

Перечень примерных практических заданий:
1. На основе представленных данных рассчитайте коэффициент Джини для Бельгии.
2. На основе представленных данных рассчитайте коэффициент Джини для Литвы
3. На основе представленных данных рассчитайте коэффициент Джини для Норвегии
4. Проведите контент-анализ статей предложенного преподавателем периодического из-дания с целью оценки уровня общественного внимания, направленного на проблемы детей / пенсионеров / безопасности в обществе.
5. Составьте анкету для оценки уровня удовлетворенности работой общественного транс-порта / уровня благоустройства городской среды / для оценки сформированности тер-риториальной общности людей (используя при этом открытые, закрытые, полузакры-тые, дихотомические вопросы, вопросы-фильтры).

Отлично (повышенный уровень) 1.Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учеб. для вузов: М.: Академия, 2010,
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география как научное знание: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 В. А. Ильин Проблемы формирования и реализации социально-экономического потенциала развития территорий: Вологда: ВолНЦ РАН, 2018, e.lanbook.com
Л2.3 сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. Экономическая и социальная география России : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт LEGATUM Института. Индекс процветания www.prosperity.com
Э2 Сайт «ДЕМОСКОП» demoscope.ru
Э3 Федеральная служба государственной статистики rosstat.gov.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Оценка и анализ социального развития территорий»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Оценка и анализ социального развития территорий» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Оценка и анализ социального развития территорий» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Оценка и анализ социального развития территорий» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Оценка и анализ социального развития территорий» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Оценка и анализ социального развития территорий»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.