МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг профессиональной идентичности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 62
индивидуальные консультации 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 62 35 62 35
Консультации 4 4 4 4
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
профессор, д.психол.наук, Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг профессиональной идентичности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Тренинг профессионального общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7Способен подбирать методы для создания благоприятных условий труда, индивидуального развития и психологического благополучия сотрудников организаций
ПК-7.1 Знает психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников в различных ситуациях профессионально-служебной деятельности
ПК-7.2 Умеет осуществлять системный психологический анализ и оценку ситуаций профессиональной деятельности и их требований к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников
ПК-7.3 Владеет приемами диагностики, профилактики, коррекции характеристик, психологических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критерии выбора психодиагностических методик; навыками психодиагностической работы с сотрудниками
ПК-8Способен осуществлять мероприятия в организациях по созданию психологической безопасности и надежности человеческого фактора в системах управления
ПК-8.1 Знает возможные приемы, научные методы и способы анализа событий и оценки последствий и видов потенциальных опасностей в профессиональной деятельности, принципы профориентации персонала
ПК-8.2 Умеет осуществлять системный психологический анализ и оценку профессиональных ситуаций в деятельности и их требования к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников организации
ПК-8.3 Владеет навыками анализа событий и оценки последствий и видов потенциальных опасностей в профессионально-служебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правила тренингового взаимодействия
1.1. Идентичность и тренинг. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Лабораторные 7 4 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. История профессионального бизнес тренинга. Виды Лабораторные 7 4 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Определение общегрупповой цели. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 7 12 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Правила подачи и восприятия обратной связи. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Правила подачи и восприятия обратной связи. Сам. работа 7 7 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Профессиональное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Эффективная самопрезентация. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Эффективная самопрезентация. Лабораторные 7 8 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.2
2.5. Трудности в профессиональном взаимодействии Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Различные ситуации профессионального общения Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в группе. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Конфликтные ситуации в группе. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.2, Л1.2
3.4. Командообразование. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Командообразование. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.2
3.6. Групповая сплоченность Сам. работа 7 10 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях межличностного и группового взаимодействия. Лабораторные 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях межличностного и группового взаимодействия. Сам. работа 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Соотнесение целей и результатов тренинга. Сам. работа 7 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 7 2 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.2
4.5. Тренинг как метод воздействия Консультации 7 4 ПК-7.1, ПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1
Укажите какие виды психологических программ указаны верно? (все, развивающая, коррекционно-развивающая, просветительская, образовательная)
ОТВЕТ а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Левкин В. Е. Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе.