МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Химические основы экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 172
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 38 38 20 20 58 58
Лабораторные 16 16 16 16 32 32
Практические 10 10 8 8 18 18
Сам. работа 32 32 32 32 64 64
Итого 96 96 76 76 172 172

Программу составил(и):
преподаватель, Лыков Павел Викторович

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Колосов Петр Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Химические основы экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение научной и прикладной проблематики, связанной с химическими процессами в окружающей среде
Формирование современных представлений о закономерностях протекания химических процессов в природных системах, освоение системы знаний о химии окружающей среды
Анализ антропогенного химического воздействия на природную среду и оценка его последствий
Освоение методологии и методики химических основ экологии и химического эксперимента в экологии, овладение экспериментальными умениями и навыками
Формирование целостного, системного химического знания при рассмотрении экологических проблем любого уровня
Формирование у студентов навыков самостоятельной и научно-исследовательской работы, качественного и количественного анализа для принятия решений

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 1.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
ПК 2.2 Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях.
ПК 3.3 Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Закономерности химических превращений веществ
Взаимосвязь состава, структуры, свойств и реакционной способности веществ и соединений, экологические свойства химических элементов и их соединений
Роль химических процессов в охране окружающей среды
Новейшие открытия химии и перспективы использования их в области охраны окружающей среды
Основные понятия реакционной активности органических соединений, зависимость физических и химических свойств углеводородов и их производных от состава и структуры молекул
Физические и химические свойства органических соединений, классификацию, номенклатуру, генетическую связь и свойства генетических рядов органических соединений
Физические и химические методы исследований свойств органических соединений, экологическую опасность органических соединений различных классов

3.2.Уметь:
3.2.1.Составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды
Составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов, протекающих в окружающей среде
Проводить практические расчеты изучаемых химических явлений
Составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов органических соединений с объектами окружающей среды

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и основные понятия химической экологии, ее структура, цели и задачи. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Формирование техногенной среды. Общая оценка проблем химической экологии в связи с техногенным загрязнением природной среды токсичными веществами. Вклад химии в экологию среды. Здоровье среды - индикатор эффективности экологической политики государства. Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Реферат-обзор «Актуальность изучения дисциплины «Химические основы экологии». Понимание сущности и значимости своей будущей профессии. Сам. работа 1 8 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основные понятия химии
2.1. Химия как наука Основные понятия и законы химии. Законы сохранения массы вещества, постоянства состава, кратных отношений, эквивалентов, газовые законы.. Атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества. Химический эквивалент простых и сложных веществ, относительная молекулярная и атомная массы, молярная масса, количество вещества. Решение задач. Разделы современной химии: неорганическая, органическая, аналитическая, физическая и коллоидная химия, химия высокомолекулярных соединений. Химия XX – XXI вв., новейшие открытия химии и перспективы использования их в области охраны окружающей среды. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Проверочная работа. Лекции 1 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Подготовка к проверочной работе, подготовить ответы на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 1 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Химические вещества Многообразие химических веществ. Вещество и энергия. Агрегатное состояние вещества: твердое, жидкое, газообразное. Свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Органические вещества. Неорганические вещества. Кислоты, основания, оксиды, соли. Основные классы неорганических и органических соединений, химические формулы, названия веществ. Химические вещества, используемые в повседневной жизни. Взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Многообразие химических веществ. Агрегатные состояния вещества. Основные классы неорганических соединений. Электронные конфигурации атомов и ионов. Практические 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Строение атома. Ядерные реакции Модели строения атома, правила распределения электронов в многоэлектронных атомах, электронные конфигурации атомов. Квантовые числа, основное и возбужденное состояние атомов. Радиоактивность и искусственный радиоактивный распад, естественный радиоактивный распад, радиоактивные вещества, расщепление ядер, ядерный синтез, радиоактивное загрязнение окружающей среды, воздействие радиации. Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Химическая связь Основные виды химической связи, свойства связи. Ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи. Структурные формулы, молекулярные формулы. Метод валентных связей и метод молекулярных орбиталей. Растворы Состав растворов, способы выражения концентрации растворов, реакции, протекающие в растворе, растворы электролитов, диссоциация воды, водородный показатель (рН), гидролиз. Лекции 1 2 ОК 9, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Электролитическая диссоциация. Определение рН среды. Гидролиз солей. Лабораторные 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Химические превращения. Окислительно-восстановительные реакции Физические и химические процессы. Химические превращения, виды реакций. Роль химических процессов в охране окружающей среды. Баланс химических реакций, химическое равновесие. ОВР, их классификация, степени окисления элементов. Важнейшие окислители и восстановители, методы составления уравнений ОВР. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Окислительно-восстановительные реакции. Лабораторные 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Периодический закон и периодическая система Периодические изменения свойств элементов, физический смысл периодичности. Общая характеристика s-, p-, d-, f-элементов. Проверочная контрольная работа по Разделу Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе, решение задач-упражнений Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Неорганическая химия. Химические элементы в биосфере
3.1. Металлы I, II, III групп главных подгрупп Общая характеристика металлов, физические и химические свойства, положение в периодической системе. Нахождение металлов I, II, III групп в природе, физические и химические свойства, их химические соединения, экологическая и биологическая роли. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Щелочные и щелочноземельные металлы Лабораторные 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Металлы побочных подгрупп Физические и химические свойства. Влияние металлов на живые организмы, загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами. Биогеохимические циклы тяжелых металлов. Приоритетные загрязнители – ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь – вещества индикаторы стресса окружающей среды. Лекции 1 2 ПК 1.3, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Влияние солей тяжелых металлов на коагуляцию растительных и животных белков. Лабораторные 1 4 ПК 1.3, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 1.3, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Неметаллы Общая характеристика неметаллов, их положение в периодической системе. Водород, нахождение в природе, свойства. Биогеохимический цикл водорода.Главная подгруппа VI и VII групп Хлор, его соединения, галогены, физические и химические свойства, нахождение в природе. Кислород, нахождение в природе, физические и химические свойства, кислородные соединения и их применение. Биогеохимический цикл кислорода. Сера, ее химические соединения, нахождение в природе, биогеохимический цикл серы. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Сера Практические 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Главная подгруппа V группы Азот и его важнейшие химические соединения, азотные удобрения. Биогеохимический цикл азота. Фосфор, его соединения, нахождение в природе, фосфорные удобрения, биогеохимический цикл фосфора. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Азот. Практические 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.13. Главная подгруппа IV группы Углерод, нахождение в природе, важнейшие химические соединения, получение и применение. Биогеохимический цикл углерода. Кремний, его химические соединения, применение. Проверочная контрольная работа по Разделу Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.14. Проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе, решение задач-упражнений Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Органическая химия. Воздействие органических веществ на окружающую среду
4.1. Алканы Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Природные источники алканов. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Алкены Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. .Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Алкадиены Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. .Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 1 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Арены Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Углеводороды Лабораторные 2 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Спирты, простые эфиры Одноатомные, двухатомные спирты. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Фенолы Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Спирты, фенолы. Лабораторные 2 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.11. Альдегиды, кетоны Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.12. Карбоновые кислоты и их производные Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Ангидриды, двухосновные кислоты, сложные эфиры. Методы синтеза, физические и химические свойства. Экологическая опасность данного класса соединений. Токсическое действие кислородсодержащих органических соединений. Биотрансформация. Источники поступления кислородсодержащих органических соединений. Последствия загрязнения природной среды. Лекции 1 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.13. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Практические 2 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.14. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.15. Углеводы Моносахариды и полисахариды. Классификация и стереохимия. Химические и физические свойства. Способы получения. Лекции 1 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.16. Амины, аминокислоты, белки Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Методы синтеза, физические и химические свойства Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.17. Амины, углеводы, белки, карбонильные соединения Лабораторные 2 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.18. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.19. Физические и физико-химические методы исследования в органической химии Физико-химические методы исследования свойств органических соединений. Инфракрасная спектроскопия, электронная спектроскопия, спектры протонного магнитного резонанса, масс-спектрометрия. Проверочная контрольная работа по Разделу Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.20. Проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 6 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Химико-экологические проблемы биосферы
5.1. Химия атмосферы. Вещества-загрязнители атмосферы Химический состав атмосферы, общая характеристика основных загрязнителей воздуха. Экохимические процессы в верхних слоях атмосферы, парниковые газы, кислотные дожди, фотохимический смог, озоновый слой. Аэродисперсные системы (пыль, дым, туман). Контроль состояния атмосферного воздуха, очистка атмосферного воздуха. Мониторинг атмосферных выбросов в Барнауле. Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Моделирование парникового эффекта Лабораторные 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Химия гидросферы. Вещества-загрязнители гидросферы Физико-химические свойства гидросферы. Химический состав природных вод, виды загрязнений природной воды, характеристика основных загрязнителей воды, трансформация загрязнителей в гидросфере. Соединения тяжелых металлов в природной воде, основные химические реакции в гидросфере. Сточные воды и их очистка. Оценка качества воды. Лекции 2 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Качественный анализ сточных вод Лабораторные 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Подготовка к лабораторной работе, изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы, подготовка отчета по лабораторной работе. Сам. работа 2 2 ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.7. Физико-химические процессы в литосфере. Вещества-загрязнители литосферы Состав почвы, характеристика основных загрязнителей почвы, загрязнение почвы пестицидами, минеральными удобрениями. Экологические проблемы добычи руды, нефти, газа и их транспортировки. Проверочная контрольная работа по Разделу Лекции 2 6 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.8. Факторы эрозионной деградации почв Практические 2 4 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.9. Проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.10. Подготовка курсовой работы - аналитический обзор литературных источников; проработка нормативной документации; эксперимент; сбор, анализ и предоставление информации в виде графиков и таблиц; оформление курсовой работы согласно требованиям. Раскрыть актуальность, изученность и значение выбранной темы. Уровень разработанности проблемы в теории и практики, проведение исследовательской работы, подготовка выводов, рекомендаций по теме исследования. Сам. работа 2 8 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.11. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, углубление и расширение теоретических знаний; использование материала, собранного и полученного в ходе практических и лабораторных занятиях или при написании курсовых, для эффективной подготовки к итоговому экзамену. Сам. работа 2 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторный работы, практические работы, курсовые работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4539
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения междисциплинарного курса.

1.Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Высоких концентраций оксидов азота
Б) Выбросов промышленных предприятий
В)Жесткого ультрафиолетового излучения
Г) Несгоревших частиц топлива

2.Причиной выпадения кислотных дождей считают воздействие на атмосферу:
А) Выбросов сернистого газа
Б) Высокотоксичных соединений
В) Электромагнитных излучений
Г) Мелких частиц сажи

3.Основным компонентом атмосферы является:
А) Кислород
Б) Азот
В) Аргон
Г) Озон

4.Главный химический загрязнитель атмосферы:
А) Диоксид углерода
Б) Радиоактивные осадки
В) Сернистый газ
Г) Тетраэтилсвинец


5.Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:
А) Молекул воды
Б) Озона
В) Хлорфторметана
Г) Азота


6.При образовании координационной связи лиганда выступает в роли:
А) Донора электронной пары
Б) Акцептора электронной пары
В) Носителя отрицательного заряда
Г) Источника неспаренных электронов

.
7.Обычная дождевая вода имеет:
А) Кислую
Б) Слабощелочную реакцию
В) Нейтральную реакцию
Г) Слабокислую реакцию


8.К кислотным осадкам относят:
А) Образование дождя
Б) Образование града, росы
В) Образование инея и гололеда
Г) Образование дождя, тумана, снега


9.Постепенное потепление климата на планете связано с:
А) Озоновым экраном
Б) Фотохимическим смогом
В) Парниковым эффектом
Г) Искусственным загрязнением


10.Цифровой показатель концентрации азота в атмосфере:
А) 4 %
Б) 78 %
В) 16 %
Г) 0,93 %

11.Щелочность природной воды обусловлена содержанием (в мг-экв / л) в ней главным образом
А) Бикарбонатов и карбонатов
Б) Нитратов и сульфатов
В) Оксидов и гидроксидов
Г) Хлоридов и сульфатов


12.Основной вклад в антропогенное загрязнение атмосферы соеди¬нениями серы вносят:
А) Выбросы вулканов
Б) Океанические аэрозоли
В) Выбросы предприятий химической промышленности
Г) Выбросы автомобильного транспорта

13.Основной причиной возникновения парникового эффекта является:
А) Изменение направления движения и интенсивности океани¬ческих течений
Б) Изменение орбиты вращения Земли вокруг Солнца
В)Увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглоща¬ющих в инфракрасной области
Г) Тепловое загрязнение

14.Сегодня ученые полагают, что глобальное уменьшение содержа¬ния озона в стратосфере может быть вызвано:
А) Увеличением интенсивности УФ-излучения
Б) Галогенсодержащими углеводородами антропогенного проис¬хождения
В) Активизацией вулканической деятельности
Г) «Зимней воронкой» над Южным полюсом

15.Естественная кислотность воды обусловлена содержанием
А) Слабых органических кислот природного происхождения
Б) Угольной кислоты
В) Кислотных дождях
Г) Стоком промышленных отходов

Ключ к тесту:
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Правильные ответы:









10б
11а
12г
13в
14б
15а
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4539
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 17 вопросов, студент может получить максимум 17 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке 40 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0- 50
Приложения
Приложение 1.   контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Хван Экологические основы природопользования : учебник для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина, И. Н. Петухов Химические основы экологии: учебник для СПО Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Третьякова ; под науч. ред. М. Г. Шишова Экология: учебное пособие для СПО Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков ; под ред. В. Е. Курочкина. Экологические основы природопользования : учебник для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle"Химические основы экологии" (РИПК; Лыков П.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Сайт Института химии и химико-фармацевтических технологий АлтГУhttp://www.chem.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные и практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, решаются задачи, происходит практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств. Посещаемость лабораторных и практических занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
– выполнение домашних заданий, написание эссе, подготовка рефератов, самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
– систематическая проработка учебной литературы, составление опорных конспектов, изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к занятиям, подготовка к лабораторным работам;
– проработка лекционного материала, подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
– работа над курсовой работой.
Этапы самостоятельной работы студентов:
– поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
– анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
– запонимание терминов и понятий;
– составление плана ответа на каждый вопрос;
– оформление отчетов по лабораторным занятиям.
4. Экзамен по дисциплине.
Экзамен проводится в традиционной форме после выполнения и сдачи всех лабораторных работ. Экзамен сдается в устной форме.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться учебной литературой, своими конспектами лекций, практических и лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
– посещать все лекционные, практические и лабораторные занятия;
– все рассматриваемые на лекциях темы и вопросы фиксировать в тетради;
– выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
– в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Критерии оценивания:
85 – 100 баллов (оценка "отлично") выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний.
70 – 84 баллов (оцекна "хорошо") выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
50 – 69 баллов (оценка "удовлетворительно") выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
0 – 49 (оценка "неудовлетворительно") баллов выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
При изучении дисциплины «Химические основы экологии» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям
Лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Лабораторная работа – конкретное учебное задание по изучаемой дисциплине, выполняемое на лабораторном занятии.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Основными задачами лабораторных занятий являются:
– приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала;
– приобретение опыта проведения эксперимента;
– овладение новыми методиками экспериментирования в соответствующей отрасли науки, техники и технологии;
– приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;
– формирование умений обработки результатов проведенных исследований;
– анализ и обсуждение полученных результатов и формулирование выводов;
– выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных знаний;
- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Основными функциями лабораторных занятий являются:
– познавательная;
– развивающая;
– воспитательная.
Лабораторная тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ и практических заданий по дисциплине.
Лабораторная тетрадь – это отчетный документ по учебно-исследовательской работе студентов, выполняемой в рамках лабораторных/практических занятий по данной дисциплине. Студенты должны усвоить, что лабораторная тетрадь ведется в строгом соответствии с определенными требованиями, что контролируется преподавателем. Таким образом, у них формируются первоначальные умения ведения научной документации и представления информации в форме таблиц и рисунков.
Записи в тетради должны вестись по следующей схеме:
1. Дата
2. Тема занятия
3. Номер лабораторной работы (задания)
4. Цель и задачи лабораторной работы (задания)
5. Краткое описание теории по заданной теме
6. Порядок выполнения лабораторной работы
7. Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
8. Подробные расчеты изучаемых параметров
9. Выводы в соответствии с целью и задачами.


Правила самостоятельной работы с литературой, написание курсовой работы
Курсовая работа представляет собой самостоятельное законченное теоретическое и (или) прикладное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Темы курсовых работ определяются преподавателем дисциплины. Студент самостоятельно выбирает тему из предложенного списка, согласовывает ее с научным руководителем и сообщает о ней методисту отделения.
Для успешного и качественного выполнения курсовой работы студенту необходимо:
− использовать методы научного исследования;
− ориентироваться в различных источниках информации и правильно работать со специальной литературой;
− уметь грамотно и научно обоснованно формулировать теоретические рекомендации, результаты анализа;
− квалифицированно оформлять графический материал, иллюстрирующий содержание курсовой работы.
Курсовая работа имеет свою структуру, сохранение которой обязательно. Она включает следующие элементы: титульный лист, лист содержания, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

При реализации учебной дисциплины "Химические основы экологии" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия.
При проведении практических занятий: работа на лабораторных работах в малых группах, моделирование производственных ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.