МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Препод., Зырянов Данил Александрович

Рецензент(ы):
преподаватель первой к.к., Скрипко Марина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации
Нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни
Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главных месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику
Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализация в системе международного разделения труда
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять географические аспекты природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем
Проводить наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий
Использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях
Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Источники географической информации Лекции 1 1 Л2.1
Раздел 2. Политическое устройство мира
2.1. Политическое устройство мира Лекции 1 2 Л2.1
2.2. Политическое устройство мира. ресурсов Практические 1 2 Л2.1
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
3.1. География мировых природных ресурсов Лекции 1 2 Л2.1
Раздел 4. География населения мира
4.1. Численность населения мира и ее динамика Лекции 1 2 Л2.1
4.2. Оценка демографической ситуации в различных странах и регионах мира Практические 1 2 Л2.1
Раздел 5. Мировое хозяйство
5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства Лекции 1 1 Л2.1
5.2. География отраслей мирового хозяйства Лекции 1 1 Л2.1
5.3. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Практические 1 2 Л2.1
5.4. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Практические 1 2 Л2.1
5.5. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Практические 1 2 Л2.1
Раздел 6. Регионы мира
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы, Азии и Африки Лекции 1 2 Л2.1
6.2. Составление комплексной экономико-географической характеристики Зарубежной Европы, Азии Практические 1 2 Л2.1
6.3. География населения и хозяйства Африки Лекции 1 1 Л2.1
6.4. География населения и хозяйства Америки, Австралии и Океании Лекции 1 2 Л2.1
6.5. Составление комплексной экономико-географической характеристики Африки Практические 1 2 Л2.1
6.6. Составление комплексной экономико-географической характеристики Америки, Австралии и Океании Практические 1 2 Л2.1
Раздел 7. Россия в современном мире
7.1. Место России в современном мире Лекции 1 2 Л2.1
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
8.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Практические 1 1 Л2.1
8.2. Итоговый тест Практические 1 1
8.3. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 1 2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы,индивидуальные задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3461

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Вопрос 1. Выберите из приведенных ниже стран небольшую высокоразвитую страну Европы
a.Франция
b.Нидерланды
c.Финляндия
d.Украина
e.Литва
Вопрос 2. Укажите страну с наиболее крупным природно-ресурсным потенциалом
a.Швейцария
b.Китай
c.Аргентина
d.Фиджи
e.Мали
Вопрос 3. Что изучает социально-экономическая география?
a.Географическую оболочку Земли, ее состав, структуру, особенности формирования и развития, пространственной дифференциации
b.Территориальную организацию общества, её законы и закономерности
c.Отображение и исследование явлений природы и общества посредством картографических изображений как образно-знаковых моделей
Вопрос 4. Укажите страну с наибольшей численностью мужского населения в Азии
a.Индия
b.Саудовская Аравия
c.Китай
d.Катар
e.Япония
Вопрос 5. В какой из перечисленных ниже стран доля сельского хозяйства в структуре ВВП наибольшая?
a.Россия
b.Индия
c.Бельгия
d.Швейцария
e.Китай
Вопрос 6. Укажите страну, где производство хлопчатника имеет экспортную направленность?
a.Чили
b.Пакистан
c.Новая Зеландия
d.Саудовская Аравия
e.Китай
Вопрос 7. Укажите регион, в котором находится страна с крупнейшим автопарком мира?
a.Северная Америка
b.Австралия
c.Азия
d.Европа
e.Латинская Америка
Вопрос 8. Назовите страну "переселенческого капитализма"
a.Россия
b.Сянган
c.Италия
d.Новая Зеландия
e.ОАЭ
Вопрос 9. установите соответствие между странами СНГ и их столицами
Белоруссия
Выберите...
Таджикистан
Выберите...
Казахстан
Выберите...
Россия
Выберите...
Грузия
Выберите...
Узбекистан
Выберите...
Вопрос 10. Установите соответствие между природными ресурсами и видами к которым они относятся
энергия приливов и отливов
Ответ 1
Выберите...
лесные ресурсы
Ответ 2
Выберите...
рыбные ресурсы
Ответ 3
Выберите...
каменный уголь
Ответ 4
Выберите...
полиметаллические руды
Ответ 5
Выберите...
Вопрос 11. Распределите страны в порядке убывания площадей их территорий
Великобритания
Ватикан
Маврикий
Франция
Вопрос 12. "Экономический показатель, представляющий собой общую стоимость всех товаров и услуг, произведенных в географических границах страны за год, и учитывающий результаты экономической деятельности граждан страны, проживающие на ее территории, а также иностранных граждан проживающих в стране более одного года, называется
Вставьте ответ: валовый региональный продукт, внутренний валовый продукт, индекс человеческого развития, валовый национальный продукт, удельный вес экономики
Вопрос 13. Укажите страну, обладающую наиболее крупными запасами древесины в пределах Южного лесного пояса
a.США
b.Финляндия
c.Филиппины
d.Бразилия
e.Австралия
Вопрос 14. Какая страна в Африке имеет наибольшую численность населения?
a.Сомали
b.Нигерия
c.Египет
d.Алжир
e.ЮАР
Вопрос 15. Укажите страну, в которой доля сельского хозяйства в структуре ВВП наименьшая
a.Танзания
b.Мексика
c.Гана
d.Эфиопия
e.Албания
Вопрос 16. Укажите страну, где производство риса имеет экспортную направленность
a.Румыния
b.Лаос
c.Вьетнам
d.Франция
e.Кувейт
Вопрос 17. Из предложенного списка выделите три страны с федеративной формой административно-территориального управления
a.Малайзия
b.Парагвай
c.Япония
d.Венесуэла
e.Словакия
f.Бельгия
g.Украина
Вопрос 18. Установите соответствие между морскими портами и странами, на территории которых они расположены
Шанхай
Ответ 1
Выберите...
Осака
Ответ 2
Выберите...
Роттердам
Ответ 3
Выберите...
Лонг-Бич
Ответ 4
Выберите...
Вопрос 19. Из перечисленных морских портов России выделите три, относящиеся к бассейну Тихого океана
a.Ванино
b.Калининград
c.Астрахань
d.Приморск
e.Восточный
f.Находка
Вопрос 20. Распределите страны в порядке возрастания их морских границ
Россия
Аргентина
Словения
США
Германия

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговый тест https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=403356

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется
студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого
типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный
ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке
тестовых заданий 20 тестовых задания. На
выполнение теста отводится 30 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_География_2023 ПД.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Вишнякова Я.Д. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ: для СПО М. : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Универсальное ядро. География (ПСО, ПД, Реклама,ТАКХС, ДОУ, ОИБАС, ИСП) Зырянов Д.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offiсe:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекциям для обучающихся по освоению дисциплины география:
Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, отметкой «важно» и тп. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть.

Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины география:
На первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание. Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания. Студенту необходимо составить план работы. Далее изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практическое задание должны быть выполнены всеми участниками занятия.

Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины география:
Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме ролевой игры.

При реализации учебной дисциплины "География" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: ролевая игра.