МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
канд.искусствоведения, Доцент, Шелюгина О.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.искусствоведения Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд.искусствоведения Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной и цифровой этики.

Задачами курса являются:
-закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры;
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности;
-формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы;
-погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Знает: структуру и содержание нормативных правовых актов и иных документов в области образования
ОПК-1.2 Умеет: выстраивать педагогическую деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
ОПК-1.1.Знает: структуру и содержание нормативных правовых актов и иных документов в области образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
ОПК-1.2.Умеет: выстраивать педагогическую деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. Лекции 3 1 УК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях Сам. работа 3 6 УК-4.1 Л1.3
1.3. Этические ценности. Эссе. Сам. работа 3 6 УК-4.3 Л1.2
1.4. Этические ценности в афоризмах Сам. работа 3 10 УК-4.3 Л1.2
1.5. Тест по результатам освоения первого раздела курса Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.3 Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации
2.1. Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. Лекции 3 1 УК-4.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.2. "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете Сам. работа 3 6 ОПК-1.1 Л1.2
2.3. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. Практические 3 2 ОПК-1.1 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 3 6 ОПК-1.1 Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения
3.1. Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде Лекции 3 1 УК-4.2, УК-4.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Специфика коммуникации в цифровой среде Сам. работа 3 6 УК-4.2, УК-4.3 Л1.3, Л1.2
3.3. Этикет деловой переписки Сам. работа 3 6 УК-4.2 Л1.2
3.4. Этикет неформального общения Сам. работа 3 6 УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.2
3.5. Цифровая репутация Лекции 3 1 УК-4.1, ОПК-1.1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Цифровая репутация: эссе Сам. работа 3 6 УК-4.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Цифровая репутация компании: подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 3 12 УК-4.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере
4.1. Профессиональная этика дизайнера и педагога (подготовка доклада и презентации) Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Профессиональная этика дизайнера и педагога (выступление с докладом) Практические 3 4 УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Итоговый тест по курсу Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6651

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Этика как наука сформировалась в эпоху:
A. Палеолита
B. Неолита
C. Западноевропейского Возрождения
D. Древней Греции
Ответ: D – Древней Греции

2. Отцом этики как науки принято считать:
A. Аристотеля
B. Платона
C. Цицерона
D. Гегеля
Ответ: А - Аристотеля

3. Термин «этика» имеет происхождение:
A. Древнеегипетское
B. Древнегреческое
C. Древнеримское
D. Древнекитайское
Ответ: B - Древнегреческое

4. Термины «мораль» и «моральный» имеют происхождение:
A. Древнеегипетское
B. Древнегреческое
C. Древнеримское
D. Древнекитайское
Ответ: С - Древнеримское

5. Понятие «этические добродетели» впервые использовал:
A. Цицерон
B. Фома Аквинский
C. Мартин Лютер
D. Аристотель
Ответ: D - Аристотель

6. Категория этики, по своему содержанию противоположная добру, выражающая представление о безнравственном и заслуживающем осуждения, - это:
A. Справедливость
B. Благо
C. Зло
D. Достоинство
Ответ: С - Зло

7. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это:
A. Счастье
B. Репутация
C. Совесть
D. Достоинство
Ответ: С - Совесть

8. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это
A. Искренность
B. Тактичность
C. Экстравагантность
D. Экзальтированность
Ответ: В - тактичность

9. Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет индивид, - это:
A. Консерватизм
B. Нонконформизм
C. Толерантность
D. Своеволие
Ответ: С - Толерантность

10. Предметом этики как науки является:
A. Мораль и нравственность
B. Физическое здоровье человека
C. Вопросы государства и права
D. Общественные и политические институты
Ответ: А – Мораль и нравственность

11. Этика является разделом:
A. Социологии
B. Философии
C. Культурологии
D. Астрономии
Ответ: В - Философии

12. Этикет – это
A. Наука о морали и нравственности
B. Сборник молитв
C. Свод общепринятых правил поведения
D. Сборник нормативно-правовых актов
Ответ: С – Свод общепринятых правил поведения

13. «Успех человека процентов на 15 зависит от его профессиональных знаний, и на 85 от его умения общаться с людьми» - автором этой фразы является:
A. Дейл Карнеги
B. Мишель Монтень
C. Артур Шопенгауэр
D. Зигмунд Фрейд
Ответ: А – Дейл Карнеги

14. Порядок и формы обхождения, регулируемые при дворах монархов, регулирует:
A. Дипломатический этикет
B. Придворный этикет
C. Воинский этикет
D. Общегражданский этикет
Ответ: В – Придворный этикет

15. Правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом, - это
A. Дипломатический этикет
B. Придворный этикет
C. Воинский этикет
D. Общегражданский этикет
Ответ: D – Общегражданский этикет

16. Принятые в обществе нормы речевого поведения – это:
A. Речевой этикет
B. Воинский этикет
C. Столовый этикет
D. Религиозный этикет
Ответ: А – Речевой этикет

17. При обращении в группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:
A. Товарищи
B. Дорогие друзья
C. Уважаемые коллеги
D. Братья и сестры
Ответ: С – Уважаемые коллеги

18. Слово «товарищ» сегодня используется при обращении:
A. К незнакомцу на улице
B. К члену партии
C. К близкому человеку
D. К руководителю
Ответ: B – к члену партии

19. Официальным каналом деловой переписки признана:
A. Электронная почта
B. Социальные сети
C. Мессенджеры
D. Все перечисленные
Ответ: А – электронная почта

20. При необходимости воспользоваться мессенджером для деловой коммуникации рекомендуется:
A. Отправлять голосовые сообщения
B. Пользоваться стикерами
C. Описать кратко суть вопроса в одном текстовом сообщении
D. Всё перечисленное
Ответ: С - Описать кратко суть вопроса в одном текстовом сообщении


ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность – это __________
Ответ: этика

2. Этика как наука является разделом более крупной гуманитарной науки, а именно __________
Ответ: философии

3. Каким было первоначальное значение древнегреческого слова ethos (этос) (достаточно два любых значения)
Ответ: место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы (любые два из списка)

4. Предметом этики как науки являются_________________
Ответ: мораль и нравственность

5. Назовите имя древнегреческого философа, который впервые ввел термин «этические доброделели», являющиеся свойствами человеческого характера, темперамента, душевными качествами
Ответ: Аристотель

6. Суть практического значения этики была сформулирована в Древней Греции, она должна была отвечать на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки». Как называли этику в Греции?
Ответ: практическая философия

7. Что такое деловой этикет?
Ответ: свод правил поведения в деловых служебных отношениях

8. Что такое придворный этикет?
Ответ: порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов

9. Что такое дипломатический этикет?
Ответ: правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров

10. Что такое воинский этикет?
Ответ: свод общепринятых в армии правил и норм поведения

11. Сформулируйте золотое правило этики
Ответ: Не делай другому того, чего не хочешь себе / Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе (любой из вариантов ответа верен)

12. Чувство готовности оказать бескорыстную помощь и прощение, а также сама эта помощь и прощение составляют суть одной из главных этических ценностей, являющейся также христианской добродетелью. Это ____________
Ответ: милосердие

13. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это ________________
Ответ: совесть

14. Сдержанность в самооценке, отсутствие бравирования своими достижениями и служебным положением, уважение вкусов и интересов других людей – это ________________
Ответ: скромность

15. Представление о равенстве между людьми, о необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло – это
Ответ: справедливость

16. Назовите этическую ценность, антиподами которой являются предательство, измена, порочность
Ответ: верность

17. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это _______________
Ответ: тактичность

18. Подберите наиболее близкий синоним к термину «толерантность», поясняющий суть этого понятия
Ответ: терпимость

19. Определенная система воззрений, признающая высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье и саморазвитие – это __________
Ответ: гуманизм

20. Воззрение, согласно которому интересы отдельной личности выше интересов общества, - это ________________
Ответ: индивидуализм

21. Нормы речевого поведения, принятые в обществе – это _____________
Ответ: речевой этикет

22. Назовите два любых принципа речевого этикета.
Ответ: дружелюбие, вежливость, скромность, уважение, уместность точность, краткость, правильность (любые два из списка)

23. Назовите два любых жанра речевого этикета
Ответ: беседа, разговор, рассказ, история, предположение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Профессиональная этика направлена:
A. На регулирование производственных отношений
B. На обеспечение финансового благополучия людей
C. На администрирование производственных процессов
D. На обеспечение нормативно-правовой основы трудовой деятельности
Ответ A – на регулирование производственных отношений

2. В основе профессиональной этики:
A. Личные предпочтения отдельно каждого идивида
B. Общенравственные принципы
C. Запреты и наказания
D. Полная свобода и отсутствие каких-либо ограничений
Ответ: В – общенравственные принципы

3. Встречаясь впервые за день, руководитель и сотрудники здороваются, при этом:
A. Сотрудники здороваются первыми
B. Руководитель здоровается первым
C. Здороваются одновременно
D. Очередность не важна
Ответ: В – руководитель здоровается первым

4. При знакомстве первым протягивает руку для рукопожатия:
A. Тот, кому представляют
B. Тот, кого представляют
C. Тот, кто представляет
D. Очередность не важна
Ответ: А – тот, кому представляют

5. Требования к внешнему виду – это:
A. Промо-код
B. Дресс-код
C. Штрих-код
D. Тайм-код
Ответ: B – Дресс-код

6. Знакомства запрещены:
A. На деловых приёмах
B. На праздниках
C. На похоронах
D. На выставках
Ответ: С – на похоронах

7. Мужчины должны приветствовать женщину стоя:
A. На совещаниях
B. На мастер-классах
C. На брифингах
D. Во всех перечисленных случаях
Ответ: D – во всех перечисленных случаях

8. Если беседа затягивается, руководитель может дать понять, что стоит её завершать:
A. Указав на дверь
B. Откровенно глядя на часы
C. Поднимаясь со стула
D. Демонстративно занявшись другими делами
Ответ: С – поднимаясь со стула

9. Базовыми принципами делового общения по телефону являются:
A. Деловитость, краткость, точность
B. Красноречие и многословие
C. Эмоциональность и непоследовательность
D. Максимально быстрый темп речи
Ответ: А – деловитость, краткость, точность

10. Основу цифрового этикета составляет:
A. Придворный этикет
B. Светский этикет
C. Дипломатический этикет
D. Воинский этикет
Ответ: B – Светский этикет

11. Ключевыми принципами цифрового этикета являются:
A. Соблюдение личных границ
B. Экономия ресурсов
C. Уважительное общение
D. Всё перечисленное
Ответ: D – всё перечисленное

12. Правилами цифрового общения, сформулированными в книге Верджинии Ши «Нетикет», являются -
A. Помните, что вы говорите с человеком, а не с компьютером и можете его ранить
B. Помните, где вы находитесь: нетикет меняется на разных площадках
C. Уважайте чужую частную жизнь, не читайте чужую переписку
D. Все перечисленные
Ответ: D – все перечисленные

13. Образ человека или компании, складывающийся в цифровом пространстве – это:
A. Цифровая репутация
B. Цифровая этика
C. Цифровая трансформация
D. Цифровая грамотность
Ответ: А – цифровая репутация

14. Цифровая репутация складывается в сумме информации, представленной:
A. В социальных сетях
B. На официальных страницах по месту работы
C. На страницах поисковой выдачи
D. Суммарно по всем перечисленным выше источникам
Ответ: D - Суммарно по всем перечисленным выше источникам

15. Для пересылки рабочих документов между сотрудниками рекомендуется использовать:
A. WhatsApp
B. Соц сети
C. Личная почта
D. Корпоративная почта
Ответ: D – Корпоративная почта

ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите два любых принципа этикета
Ответ: принцип гуманизма и человечности, принцип красоты и эстетической привлекательности поведения, принцип соблюдения народных обычаев и традиций, принцип целесообразности действий (любые два из списка)

2. Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а по средствам его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в итоге к обществу в целом – это ____________________
Ответ: профессиональная этика

3. Назовите два любых принципа профессиональной этики:
Ответ: принцип здравого смысла, принцип удобства, принцип консерватизма, принцип «не навреди», принцип максимально высокого качества работы, принцип сохранения профессиональной тайны, принцип коллегиальности (любые два из списка)

4. Что такое корпоративная культура?
Ответ: совокупность ценностей, норм, убеждений, которые разделяются всеми членами организации

5. Цели, ценности и правила, декларируемые компанией на рынке во взаимодействии с партнерами и клиентами – это _____________
Ответ: внешняя корпоративная культура

6. Качественный уровень обслуживания населения в этическом, психологическом, эстетическом, организационно-технологическом и других аспектах – это _______________
Ответ: культура сервиса

7. Требования к внешнему виду, к одежде – это _____________
Ответ: дресс-код

8. Отрасль этики, которая помогает выстроить деятельность социальных институтов с целью регуляции их нравственного поведения, а также соблюдения «законов рынка» - это ________________
Ответ: экономическая этика

9. Раздел этики, где выясняется место морали в системе общественных отношений применительно к конкретным социальным условиям – это _________________
Ответ: социальная этика

10. Правила поведения, принятые в том или ином общества и адаптированные для использования в цифровой среде – это _____________
Ответ: цифровая этика

11. Правила цифрового этикета впервые были сформулированы в книге Верджинии Ши. Название книги ______________
Ответ: Нетикет

12. Образ, который складывается о человеке или компании в цифровом пространстве – это ________________
Ответ: цифровая репутация

13. Для пересылки служебных документов между сотрудников предпочтительно использовать _____________
Ответ: корпоративную почту

14. Умение поставить себя на место пользователя, сочувствие и понимание – это _________________
Ответ: эмпатия

15. Равные условия совместной доступности людей к зданиям, культурным и образовательным программам, цифровым продуктам и проч. – это _________
Ответ: инклюзивность

16. Запрещенные приёмы, используемые в цифровом пространстве, нацеленные на то, чтобы склонить пользователя к совершению действий, которые они не планировали совершать – это ____________
Ответ: темные паттерны

17. Показателем педагогической культуры педагога является__________
Ответ: педагогический такт

18. Единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности – это ______________
Ответ: профессиональная компетентность педагога

19. Совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью – это ___________________
Ответ: педагогическая этика

20. Педагогическая справедливость, педагогический авторитет, педагогическая честь и достоинство, педагогический такт – это категории одного из разделов этики, а именно ____________
Ответ: педагогическая этика


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОСы в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
Л1.4 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. Деловая этика: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях;
- выполнение практических заданий по проблематике курса.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.