МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории национальной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПраво и религия в Средней Азии: взаимосвязь в истории и современности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_Право и религия-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории национальной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Основы теории национальной безопасности» является формирование системы теоретических знаний об основных направлениях обеспечения национальной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности, реализовывать нормы права, регулирующие религиозные и межконфессиональные отношения
ПК-1.1 Знает основные международные и национальные правовые акты в сфере религиозной деятельности, действующие на территории России и государств Средней Азии.
ПК-1.2 Умеет решать практикоориентированные задачис применениеммеждународных и национальных правовых актов, регламентирующих религиозную деятельность в государствах Средней Азии.
ПК-1.3 Владеет навыками анализа фактических обстоятельств дела, квалификации юридических фактов и возникающих в связи с ними правоотношений в сфере обеспечения религиозной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.




3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории национальной безопасности
1.1. Введение в теорию национальной безопасности Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в теорию национальной безопасности Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в теорию национальной безопасности Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Концепции национальной безопасности зарубежных стран Сам. работа 4 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Основы правового обеспечения национальной безопасности России Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Виды национальной безопасности России Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Виды национальной безопасности России Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Виды национальной безопасности России Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Международная безопасность Лекции 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Международная безопасность Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Международная безопасность Сам. работа 4 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Политика обеспечения национальной безопасности России Лекции 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Политика обеспечения национальной безопасности России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Политика обеспечения национальной безопасности России Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9204

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1. Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В рамках какого научного подхода национальная безопасность рассматривается как система, состоящую из взаимосвязанных элементов, и позволяет рассматривать проблемы безопасности в комплексе?
а) формационного
б) структурного
в )кибернетического
г) системного
Ответ: г

Вопрос 2. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства, должны содержать:
а)реквизиты
б)требования
в)условия
г)идеи
Ответ: а


Вопрос 3. Термин «национальная безопасность» появился в:
а) 1894 г. в Российской империи
б) 1904 г. в США
в) 1914 г. в Великобритании
г) 1934 г. в Германии
Ответ: б

Вопрос 4. Один из основных принципов национальной экономической безопасности:
а) зависимость национальной экономики
б) стабильность национальной экономики
в) неустойчивые темпы роста национальной экономики
г) рост национальной экономики
Ответ: б

Вопрос 5. Общее руководство государственными органами обеспечения
безопасности в РФ осуществляет
а) ФСБ
б)ГД РФ
в) Президент РФ
г) Правительство РФ
Ответ: в

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б) правовой системы Израиля
в) правовой системы России
г) правовой системы Великобритании
д) правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Совет Безопасности РФ является
а) органом законодательной власти
б) органом судебной власти
в) органом исполнительной власти
г) конституционным совещательным органом
Ответ: г


Вопрос 8. Председателем Совета Безопасности РФ является:
а) Президент РФ
б) директор ФСБ РФ
в) Председатель ГД РФ
г) Генеральный прокурор РФ
Ответ: а

Вопрос 9. Главная организация, выполняющая миротворческую функцию в мире:
а) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
б) НАТО
в) Совет Безопасности ООН
г) БРИКС
Ответ: в

Вопрос 10.«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» утверждается
а) Постановлением Правительства РФ
б) Распоряжением Совета Безопасности РФ
в) судебный прецедент
г) Указом Президента РФ
Ответ: г

Вопрос 11.К стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации относится:
а) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала
б) оборона страны
в) государственная и общественная безопасность
г) все ответы верные
Ответ: г

Вопрос 12. Объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии - этоа)национальные приоритеты Российской Федерацииб) национальные интересы Российской Федерации в)Национальная идея Российской Федерацииг) Традиционные ценности Российской Федерации
Ответ: б

Вопрос 13. Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации - этоа)национальные приоритеты Российской Федерацииб) национальные интересы Российской Федерации в)Национальная идея Российской Федерацииг) Традиционные ценности Российской Федерации
Ответ: а


Вопрос 14. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
а) жизнь, достоинство, права и свободы человека
б) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу
в) высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным
г) все вышеперечисленное
Ответ: г

Вопрос 15.Что представляет собой системный подход к обеспечению национальной безопасности?
а) Метод анализа, учитывающий взаимосвязи и влияние различных элементов системы
б) Подход, основанный исключительно на военных аспектах безопасности
в) Стратегия, фокусирующаяся исключительно на политических аспектах безопасности
г) Модель, игнорирующая роль экономической безопасности в национальной безопасности
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. ________________________ - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем
Ответ: системный подход

Вопрос 2. Кто согласно ФЗ «О безопасности» определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности.
Ответ: Президент РФ

Вопрос 3. ______________________ - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;
Ответ: угроза национальной безопасности

Вопрос 4. система ______________ национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
Ответ: обеспечения

Вопрос 5._________________ – состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции
Ответ: экономическая безопасность

Вопрос 6. _________________________ - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства
Ответ: информационная безопасность


Вопрос 7._________________________ - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Ответ: Традиционные ценности

Вопрос 8. ________________________________ – это специфическая составная часть национальной безопасности, включенная во все ее виды и представляющая собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни.
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Духовно-нравственная безопасность

Вопрос 10. _______________________________ – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ответ: Экологическая безопасность

Вопрос 11. __________________– это состояние защищённости граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами прием-лемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения.
Ответ: Энергетическая безопасность

Вопрос 12. _______________________ - это устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внутренние и внешние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества.
Ответ: Политическая безопасность

Вопрос 13. __________________ - совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений
Ответ: социальная безопасность

Вопрос 14. __________________ - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере.
Ответ: Религиозная безопасность

Вопрос 15. _____________________________ - это целостная система, объединяющая совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества, защиты личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики.
Ответ: миграционная безопасность

Вопрос 16. ___________________________ - это состояние защищенности основных жизненно важных демовоспроизводственных процессов от реальных и потенциальных угроз
Ответ: Демографическая безопасность

Вопрос 17. ____________________________ - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета -повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Ответ: продовольственная безопасность

Вопрос 18. __________________________ — состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантиру­ющие политическим субъектам их законную суверенность.
Ответ: международная безопасность

Вопрос 19. _________________________- состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д.).
Ответ: личная безопасность

Вопрос 20. ____________________ - составная часть национальной безопасности, состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз.
Ответ: военная/оборонная безопасность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Что такое объект и предмет теории национальной безопасности?
Вопрос 2. Охарактеризуйте кратко историю теории национальной безопасности?
Вопрос 3. Раскройте методологические основы теории национальной безопасности.
Вопрос 4. В чем состоит сущность и содержание понятия «национальная безопасность»?
Вопрос 5. Дайте определения и сравните понятия «опасность» и «угроза».
Вопрос 6. Охарактеризуйте «стабильность», «устойчивость», «защищённость», «ущерб», «национальные интересы» как категории национальной безопасности.
Вопрос 7. В чем состоят национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты?
Вопрос 9. Дайте характеристику зарождения и формирования законодательства о национальной безопасности за рубежом?
Вопрос 10. Охарактеризуйте виды и особенности современных зарубежных концептуальных документов в сфере национальной безопасности.
Вопрос 11. Дайте характеристику конституционным основам национальной безопасности России.
Вопрос 12. Охарактеризуйте структуру и содержание ФЗ «О безопасности».
Вопрос 13. Дайте характеристику стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Вопрос 14. Назовите и дайте общую характеристику основным видам национальной безопасности.
Вопрос 15. Дайте общую характеристику системе обеспечения национальной безопасности России.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Какие существуют угрозы национальным интересам Российской Федерации, реализуемые в информационной сфере? Приведите примеры внутренних и внешних источников угроз в этой сфере.
Вопрос 2. Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза». Приведите примеры их использования в сфере национальной безопасности.
Вопрос 3. Проанализируйте военно-стратегическую безопасность современной России. В чем специфика нового этапа в военных доктринах ведущих государств и международных организаций? Каково современное состояние и тенденции развития вооруженных сил?
Вопрос 4. Дайте характеристику внешнеполитическим аспектам национальной безопасности современной России. Ответ должен раскрыть следующие составляющие: силовые и не силовые факторы в контексте международных отношений РФ; страны
Запада и их союзники сквозь призму безопасности России: противники или партнеры; фактор «третьего мира» в системе безопасности РФ.
Вопрос 5. Дайте понятие и охарактеризуйте пограничную безопасность РФ. В ответе остановитесь на таких проблемах как: «старые» и «новые» границы России и правовой статус и режим охраны.
Вопрос 6. Дайте оценку влияния цифровых технологий на национальную безопасность. Существуют ли на ваш взгляды пробелы в российском законодательстве в сфере кибербезопасности?
Вопрос 7. Гражданин Сидоров отправил законопроект, связанный с вопросами национальной безопасности, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будет ли он принят к рассмотрению?
Вопрос 9. В какие статьи Конституции РФ , имеющие отношение к национальной безопасности, можно внести поправки?
Вопрос 10. В чьем ведении в соответствии Конституции РФ находиться вопросы связанные с безопасностью?
Вопрос 11. Депутат АКЗС Федор П. внес в АКЗС законопроект «Об обороне и безопасности Алтайского края». Почему данный законопроект был отклонен?
Вопрос 12. Президент РФ не подписал принятый федеральный закон, связанный с национально безопасностью, сославшись на то, что Регламент Государственной Думы, на основании которого был принят закон, не соответствует Конституции РФ. Оцените сложившуюся ситуацию.
Вопрос 13. Губернатор издал постановление по вопросам региональной безопасности, не соответствующее законам РФ. Главный федеральный инспектор по Красноярскому краю обязан: приостановить постановление, отменить его, обратиться в Конституционный Суд РФ, либо информировать Президента РФ и тот в свою очередь своим Указом отменит это постановление?
Вопрос 14. Дайте общую характеристику последней по времени Стратегий национальной безопасности США. Охарактеризуйте отношение к Российской Федерации, исходя их количественного и качественной анализа данного документа.
Вопрос 15. Дайте общую характеристику Совета Безопасности Российской Федерации. Может ли он принимать нормативно-правовые акты?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности: Учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. Правовое обеспечение национальной безопасности: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс moodle Осноые теории национальной безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru
Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru
Совет Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс предназначен для выработки комплексных представлений о системе национальной безопасности в России, формах, способах обеспечения национальной безопасности.
В качестве задач курса «Основы теории национальной безопасности» выделяются следующие:
– формирование у обучающихся чётких представлений о системе национальной безопасности;
– выработка у студентов понимания сущности правовых мер, принимаемых в целях обеспечения национальной безопасности;
– освоение студентами содержания основных институтов и понятий теории
национальной безопасности;
– формирование у обучающихся представлений об основных способах,формах и методах защиты нарушенных прав и законных интересов.
1.1. Занятия по дисциплине «Основы теории национальной безопасности» проводятся в юридическом институте.
1.2. Занятия проводятся в рамках специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
1.3. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь, темы, наиболее проблемные и сложные для понимания, требующие активного обсуждения и групповой работы. Большинство тем не охватывается содержанием лекций. Некоторые темы семинарских занятий предполагают решение задач и обсуждение этого решения, что в целом способствует формированию практических навыков студентов по применению антропологических знаний к конкретным жизненным ситуациям. В целом, тематика семинарских занятий обусловлена содержанием дисциплины.
1.4. Учебным планом на семинарские занятия отводится 28 часов для дневного отделения.
1.5. Темы семинарских занятий полностью соответствуют программе курса, методологически ею обусловлены.
1.6. При формулировании вопросов разработчик исходил, во-первых, из потребности заинтересовать студентов в обсуждении той или иной проблемы теории национальной безопасности, во-вторых, из возможности организовать рассмотрение вопроса в интерактивной форме, в форме деловой игры или диспута, а также исходя из значимости изучения вопроса для наиболее полного усвоения материала темы, и дисциплины в целом. Ряд вопросов предполагают освоение основ дисциплины, их знание проверяется в форме письменной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может получить студент на одном семинарском занятии, равняется пяти.
1.7. Общая цель проведения семинарских занятий – углубить и расширить знания студентов в области юридической антропологии, усовершенствовать навыки применения правовых норм, а также аргументации своей точки зрения, формулирования вопросов, подготовки ответов на них, дискуссии и т.п.
1.8. Источники, рекомендованные для подготовки к семинарским занятиям в общем списке основной и дополнительной литературы, наиболее полно освещают содержание дисциплины. Они доступны к скачиванию с Интернет-сайтов, имеются в библиотеке, и представляют собой фундаментальные научные труды в области юридической антропологии. Без изучения этих источников не сформируется представление о проблемах данной учебной дисциплины.
1.9. Контроль по итогам изучения дисциплины «Основы теории национальной безопасности» проводится в форме экзамена.